Раздел: Преподавание в начальной школе.
Цели:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся о грамматических признаках имени существительного (род, число, падеж, одушевленность, неодушевленность).
- Выработать умение правильно употреблять в речи имена существительные, правильно согласовывать существительные с другими частями речи.
- Воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
- мультимедиапроектор,
- солнце (рисунок),
- ключ (рисунок),
- перфокарты,
- музыкальный центр,
- баян,
- карточки,
- тесты.
Ход урока
I. Оргмомент.
Учитель здоровается с детьми, дети здороваются с гостями под музыку (баян).
Здравствуйте, ребята.
Здравствуйте.
Гости дорогие,
Здравствуйте.
II. Сообщение темы и цели урока.
-Сегодня у нас необычный урок. Чем мы будем заниматься на этом уроке русского языка, можем узнать, открыв эту дверь. На двери замок. (На закрытой доске висит рисунок замка). (Слайд 1.) Посмотрите на это стихотворение. В нем спрятан ключ к этому замку. Мы должны выразительно прочитать это стихотворение, придумать название. Тогда мы достанем этот ключ и откроем дверь. (Один ученик вслух читает стихотворение, все вместе придумывают название)
(На обратной стороне ключа слово “Весна”)
Потихоньку в лес вошла, никому – ни слова.
Вдоль проталинки прошла, вдоль ручья лесного…
Ей казалось, что её лес и не заметил.
Он заметил.
Он её птичьим звоном встретил.
Пробудились ото сна все лесные дали.
Удивляется весна: неужели ждали?
А деревьяей в ответ низко поклонились.
Шапки зимние у них с головы свалились.
- Итак, дверь открывается. (Звучит рпесня “Солнышко смеётся” в исполнении детей:
Солнышко смеётся,
Ярко светит детям.
В каждой песне солнце,
В каждом сердце солнце.
Весеннее солнышко улыбается нам и говорит, что мы встретимся с именами существительными, вспомним и закрепим свои знания о грамматических признаках этой части речи.
(Слева на доске солнышко, на солнышке запись: Имя существительное). (Слайд 2.)
III. Обобщение изученного.
1) Имена существительные.
- Весна наступает, но зима не хочет уходить. (Национально – региональный компонент – рассказ учителя о весне в наших краях)
Остались последние снежинки. Внимательно прочитаем и выберем только те слова-снежинки, которые являются именами существительными.
(На доске снежинки, на которых записаны слова). Дети выходят, задают вопросы и определяют часть речи, выбирают существительные).
Рисунок 2. Слова-снежинки: бежит яркое
М\о (микро обобщение). Итак, какие же слова называются именами существительными?
-Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? или что?, называются именами существительными.
(На солнышко прикрепляются вопросы: кто? что?)
2) Одушевленные и неодушевленные существительные.
- Солнце греет всё сильнее и сильнее. Снежинки тают, превращаясь в ручейки. Внимательно прочитаем эти слова и подумаем на какие две группы можем их разделить?
(Слова, отвечающие на вопросы кто? что?).
Кто? Что? мальчик встреча девочка солнце грач снег охотник мороз лиса оттепель
- Вот снежинки растаяли и превратились в два ручейка под названием Кто? Что? (Слайд 3.)
Почему эти слова записаны с заглавной буквы? (Названия ручейков - эти слова собственные )
Еще, какие имена существительные пишутся с заглавной буквы (названия городов, сёл, имена людей, клички животных…)
М\о. Итак, какие имена существительные отвечают на вопрос кто? , какие на вопрос - что?
Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто?(одушевленные). Другие имена существительные отвечают на вопрос что?(неодушевленные)
4) Число.
- Наши ручейки растекаются, но на их пути встретились преграды.
У вас на партах перфокарты, на них имена существительные. Прочитайте их, что вы можете сказать о них (они все в единственном числе). Изменим их число. (Работа с перфокартами в несколько вариантов)
Образец перфокарты: (Приложение)
Ракета –… (ракеты)
Крыша –…(крыши)
Завод –…(заводы)
Сын –…(сыновья)
Колесо –…(колёса)
Солнце –… ловушка, т. к. у этого слова нет формы множественного числа
М\о. Чем отличается имя существительное в единственном числе от существительного во множественном числе?
Существительное в единственном числе обозначает один предмет, во множественном числе – два или несколько предметов.
(На солнышко прикрепляется особенный луч – Изменяются по числам (Слайд 4))
- Но есть такие существительные, которые бывают только в единственном числе (солнце, смех, золото, молоко…) и только во множественном числе (ножницы, брюки, очки, дрова…)
4) Род.
- Вся природа оживает, и детям не сидится дома. Им всё хочется играть на улице. Дни становятся длиннее. Давайте и мы поиграем в игру “Найди своё место”. У вас на партах карточки со словами – именами существительными. Прочитаем их по цепочке и подумаем на какие три группы можем их разделить? (м.р., ж.р., с.р.)
По команде учителя и под музыку дети выстраиваются у доски.
М.р. | Ж. р. | C.р. | |||
Рис. 5 | врач | Рис. 3 | страна | Рис.4 | печенье |
вагон | сестра | солнце | |||
дедушка | доброта | поле | |||
поход | яблоня | облако | |||
арбуз | осина | крыло | |||
голос | кукла | одеяло | |||
друг | лопата | дело | |||
летчик | птица | окно | |||
цветок | девочка | лицо | |||
портфель | няня | озеро | |||
дождь | морковь | море |
Проверка: переворачивают карточки. Во всех трех группах картины должны совпасть.(М. р. – картина аиста, ж. р. – картина лошади, с. р. – картина дерева ) Если не совпали, исправить ошибки.)
- Итак, почуяли весну и животные, и растения, и птицы. Вся природа оживает. Насекомые тоже радуются. Спляшем танец “Кузнечики” (физкультминутка – под музыку песни “В траве сидел кузнечик”).
После физкультминутки дети рассаживаются на свои места под эту же мелодию.
М\о. Итак, вы сказали, что имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.
Какие существительные относятся к мужскому, женскому, среднему роду?
Имена существительные, к которым можно поставить слова она, моя – женского рода.
Имена существительные, к которым можно поставить слова он, мой – мужского рода.
Имена существительные, к которым можно поставить слова оно, моё – среднего рода.
(К солнышку прикрепляется особенный луч – бывают мужского, женского, среднего рода). (Слайд 4.)
5) Падеж.
Ребята, какой же первый календарный месяц весны? (Март)
На доске записан текст, в котором сделаны ошибки и пропущены буквы. Спишите текст вставляя пропущенные буквы и исправляя ошибки.
Март.
Первый мес.ц в.сны – март. Со.нце внебе стало бол.ше и ярче. По смотришь нанево – гл.за слепнут. Л.цу жарко, а сп.не хол.дно.
Проверка: учащиеся читают предложения, объясняя каждую орфограмму.
(Выполнение грамматического задания. Дети читают предложения, находят существительные, ставят к ним вопросы и определяют падеж. Разбор второго предложения по членам).
М\о. – Как определить падеж имени существительного?
Чтобы определить падеж имени существительного, найди слово, с которым связано имя существительное, поставь от него вопрос. По вопросу (и по предлогу) определи падеж.
- Каким членом предложения может быть имя существительное?
Существительное в предложении может быть подлежащим и второстепенным членом.
(К солнышку прикрепляется особенный луч – Изменяются по падежам (Слайд 4.)).
IV. Развитие речи.
(распространить данные предложения второстепенными членами, озаглавьте текст)
Наступила весна. Растаял снег. Потекли ручейки. Распустились листочки. Поют птицы. (Слайд 5.)
V. Прослушивание стихов.
(читают наизусть учащиеся)
1) Где воробей? Р.Фархади
Тает снег. Журчит ручей.
Где же прыткий воробей?
Воробей крикливый где?
Он лежит в своем гнезде.
Рядом капли и микстура, -У него температура.
Воробей скакал
По лужам
И теперь…
Лежит простужен.
2) Где лужа глубже? Р.Кучеренко
(беседа о здоровье)
VI. Проверочная работа.
Тест “Имя существительное”
1. Какое слово является именем существительным?
1) подвиг;
2) под;
3) подвинул;
4) подвижная.
2. Укажите имя существительное женского рода:
1) весенняя;
2) ягода;
3) яблоко;
4) лимон.
3. Укажите имя существительное мужского рода:
1) дятел;
2) синица;
3) летел;
4) небо.
4. Укажите имя существительное среднего рода:
1) зелёное;
2) берёза;
3) тополь;
4) дерево.
5. Какое имя существительное употребляется только в единственном числе:
1) молоко;
2) гриб;
3) ягода;
4) помидор.
6. Какое имя существительное употребляется только во множественном числе:
1) руки;
2) брюки;
3) ноги;
4) круги.
7. Соедини линиями названия падежей и их вопросы:
Именительный падеж | кем? чем? |
Родительный падеж | кто? что? |
Дательный падеж | кого? чего? |
Винительный падеж | о ком? о чём? |
Творительный падеж | кого? что? |
Предложный падеж | кому? чему? |
VII. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
- Ребята, вы очень понравились солнышку, и оно что-то вам хочет сказать. Вы были сегодня на уроке умелые, сообразительные, догадливые, внимательные, прилежные, старательные – эти слова написаны на обратной стороне солнечных лучей; дети выходят, берут лучи и читают. Просто молодцы! Солнышко вам за урок дарит большую пятёрку. (Слайд 6)