Работа класса по программе "Здоровье"

Разделы: Начальная школа


По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании школы.

Всё это заставляет задуматься и бить тревогу, поскольку через школу проходит всё население, и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, отсутствие здорового образа жизни в семье, неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами этому.

Большинство причин ухудшения здоровья детей в школе носит не объективный, а субъективный характер. И связано это в большинстве случаев с неправильными действиями учителей или с их бездействием в отношении охраны здоровья.

Основной задачей здоровьесберегающей педагогики или школьной гигиены (гигиена – наука, изучающая влияние факторов внешней среды на здоровье человека) является такая организация режима труда и отдыха школьников, создание таких условий для работы, которые бы обеспечили высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволили бы отодвинуть утомление и избежать переутомления.

Прежде чем говорить о конкретных мероприятиях, направленных на решение данной задачи, напомним, что означают понятия, с которыми работаем.

Работоспособность – способность человека развить максимум энергии и, экономно её расходуя, выполнять работу качественно и эффективно.[5]

Утомление – это совокупность изменений, происходящих в организме в период выполнения работы и приводящих, в конце концов, к невозможности её продолжения.[5]

Переутомление – это длительное и глубокое снижение работоспособности.[5]

Мы знаем, что утомление в начальной школе возникает в первую очередь в связи с тем, что школьники должны овладеть тремя основными школьными навыками:

1. навыком письма;

2. навыком чтения;

3. навыком длительного неподвижного сидения.

Из наблюдений видно, что большинство детей, приходящих в первый класс, уже умеет писать, читать, сидеть, но пока ещё только умеют, навыка этих действий у них нет.

Процесс письма осуществляется мелкими мышцами кисти. Эти мышцы развиваются одними из последних и к началу школьного обучения являются ещё недостаточно развившимися и окрепшими.

Процесс чтения является для учеников весьма трудоёмким. Длительное напряжение и большая работа глазодвигательных мышц вызывает быстрое утомление.

Поэтому, я считаю, что в физкультпаузы должны быть включены упражнения для глаз, что позволит отодвинуть утомление, и является профилактикой развития близорукости.

Неподвижное сидение во время урока – это большая трудность.

Очень хорошо, если школьники имеют возможность работать не только сидя, но и стоя (за конторками) без обуви на ковриках с резиновыми шипами (массаж для стоп ног, так как на подошве находится большое количество биологически активных точек).

Каковы же внешне признаки утомления у школьников?

1. Начинают потягиваться и зевать;

2. Часто меняют позу и ёрзают на сидении;

3. Начинают отвлекаться, шалить.

К концу урока работоспособность учащихся резко падает.

Поэтому я провожу физминутки на всех четырёх уроках. Для работы класса по программе “Здоровье” я выбрала следующее:

1. гимнастику для тела до занятий;

2. физпаузы:

а) локальная гимнастика для различных частей тела,
б) дыхательная гимнастика,
в) элементы самомассажа,
г) гимнастика для глаз,
д) гимнастика для стоп (массаж),
е) гимнастика для выработки осанки,
ж) гимнастика для ума,
з) ароматерапия.

Гимнастика до занятий. Провожу её за 5 минут до урока.

После гимнастики для мышц тела я провожу с детьми гимнастику для ума. Это перекрёстное одновременное движение рук.

До выполнения упражнений включаю тихую спокойную музыку. Особое внимание нужно обратить на такие упражнения, когда работают обе руки, но движения выполняются в разных направлениях.

Мои дети выполняют за урок обязательные три физпаузы.

Первая, для глаз, проводится через 10 минут после начала урока, так как дети устают и внимание могут сосредоточить на чём-то одном только в течение 10 минут. С этой целью над доской в кабинете висят плакаты с траекториями линий для того, чтобы дети, сидя за партами, могли быстро поднять глаза, выбрать нужную для них траекторию и пробежать по ней глазами.

Через 20 минут от начала урока нужна гимнастика для различных частей тела. Самое простое, что мы проводим – это потягивание. Обязательно зеваем при этом. Говорят, что таким образом выходит из человека усталость.

После письменных упражнений, нужна физпауза для мышц пальцев. Используем карандаши и грецкие орехи, которые катаем между ладонями, делая тем самым массаж. Упражнения с орехами снижают недовольства, состояние раздражения, предотвращают старение мозга. Для каждого пальчика отдельно делаем массаж. Эффективным упражнением является резкий хлопок руками.

Дыхательная гимнастика помогает получить массажный эффект при помощи струи воздуха, когда мы вдыхаем, а выдыхаем коротко, в несколько приёмов.

Урок в 1 классе длится 35 минут. Появилась возможность проведения дополнительной динамической паузы. Вот здесь мы и работаем над предупреждением и исправлением плоскостопия и осанки, которыми страдают дети. Они разуваются и встают на коврик с шипами. Под слова, которые мы сочинили с детьми сами, они выполняют упражнения на носках, на пятках и на внешней стороне стопы. Говорят они так: “Вот мы ходим, как мышата (встают на носки) раз, два, три, четыре. Вот мы ходим, как слоны (встают на пятки) раз, два, три, четыре”. Повторяют несколько раз.

Потом, вспоминая и выполняя движения медведя, встают на внешнюю сторону стопы и говорят: “Мишка косолапый по лесу идёт, шишки собирает, песенку поёт. Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою топ”.

После этого они обуваются и выполняют упражнения на осанку. Берут в руки подушечку, наполненную речным песком, и кладут на голову, выпрямляя спину. В таком положении они обходят свои ряды, доходят до доски и возвращаются на свои места. Ходить с подушечкой на голове могут и на перемене.

Против простудных заболеваний и стрессов мы применяем ароматерапию. В кабинете использую бактерицидные и противовоспалительные свойства чеснока и лука. В ноябре каждая группа нашего класса посадила свою грядку с чесноком или луком, наблюдала за ростом пера, поливала свои грядки на окне. Как только появились зелёные пёрышки, дети с удовольствием их поедали. В воздухе кабинета уничтожались болезнетворные микробы.

В нашем кабинете есть такое растение, как душистая герань, которая также уничтожает все болезнетворные микробы в радиусе 5 метров. Я считаю, что это нам очень помогает. Данное растение также помогает неуверенным в себе людям или сосредоточенным на неудачах, поэтому такие дети имеют это растение у себя дома на столе, где они занимаются и вдыхают аромат душистой герани.

Для очищения воздуха в кабинете растёт хлорофитум. Для нейтрализации радиоактивности при домашнем просмотре телевизора рекомендовано иметь кактус у прибора. Очень неплохо поставить и букетик из сухих листьев шалфея, который, по мнению учёных, помогает “отпугнуть” любой стресс.

Я заметила, что физминутки не только снимают усталость с детей, дают разрядку, но и вносят в урок необычность, радостное оживление. Данный вид работы заинтересовывает детей, снимает усталость, а главное – повышает работоспособность детей на уроке, что нам и нужно при работе с детьми.

Работа по программе “Здоровье” помогла организовать ребят класса для исследования причин утомляемости. Во время дежурства по школе мы наблюдали утомление некоторых учеников с самого утра. Заметили у них сонное состояние, желание посидеть, отдохнуть, нежелание разговаривать.

Посоветовавшись с родителями, мы решили, что данная тема очень актуальна (важна для настоящего момента), интересна для нас.

Перед нами стояла цель: выяснить причины утомляемости учащихся.

Объектом исследования стали ученики 4 “В” и 4 “Г” классов.

Полученные результаты навели нас на желание разработать рекомендации и помочь учащимся устранить утомление на уроках. В этом и заключается значимость и ценность полученных результатов.

После наблюдения мы провели опрос учеников двух классов. Результаты мы оформили в таблицах. Рассмотрим таблицу №1, в которую вошли данные опроса учеников 4 “Г” класса (18 учеников).

Фамилия ученика Чтение Математика Русский язык Русский язык Труд
А хочу спать   устал устала шея устал
Б хочу спать хочу спать      
В хочу спать устал писать      
Г хочу спать        
К   хочу спать устала писать устала сидеть устала сидеть
И   устала рука устала устала рука  
М устал хочу спать хочу спать    
Н          
М          
П хочу спать        
С хочу спать       устали руки
П хочу спать хочу спать   устали пальцы болит голова
С          
Т     устала рука    
Т хочу спать устала писать     болит голова
Т хочу спать хочу спать   устала писать  
Н хочу спать хочу спать устал сидеть устали руки устал
К хочу спать хочу спать   болит голова устала шея
Кол-во учеников 12 10 6 7 7
Проценты 66 55 33 39 39

Аналогичная таблица была составлена по результатам опроса учеников 4 “В” класса.

Из двух таблиц мы составили одну и сравнили результаты. У нас появились вопросы:

– Почему в одном классе на первом уроке хотят спать 66%, а в другом – 4%?

– Почему на втором уроке в одном классе больше половины учеников всё ещё хотят спать, а в другом классе все работают без утомления?

– Почему на третьем уроке в одном классе утомление снизилось, а в другом резко повысилось?

– Почему утомление на четвёртом и пятом уроках в одном классе повысилась до 39%, а в другом резко пошла на убыль?

Класс Чтение Математика Русский язык Русский язык Труд
4 "Г" хотели спать хотели спать устали сидеть устали сидеть устали сидеть
  устали писать устали писать устали писать устали руки
Кол-во человек 12 10 6 7 7
Проценты 66 55 33 39 39
4 "В" хотели спать   Устала рука болит голова Устали руки
    устали мышцы тела    
Кол-во

человек

1 0 6 2 1
Проценты 4 0 28 9 4

Тогда мы снова пошли в 4 “Г” класс и провели анкетирование:

– Почему вы на первом и втором уроках хотите спать?

– Почему устают руки на уроках?

– Почему устаёте сидеть?

Анализ причин показал, что дети поздно ложатся спать и не высыпаются, мало двигаются на уроках, много пишут, не хватает физминуток.

Мы обратились к 4 “В” классу, чтобы выяснить причины отсутствия усталости на их уроках.

Узнали, что они:

– ложатся спать в 9-10 вечера и утром легко встают;

– в школе до первого урока всем классом делают зарядку;

– когда устают глаза – выполняют физминутку для глаз;

– в середине урока делают физминутку для мышц тела;

– если много пишут – выполняют физминутку для мышц пальцев;

– им разрешается выполнять физминутки для глаз и пальцев тогда, когда они чувствуют усталость.

После анализа всех данных мы решили написать рекомендации учащимся 4 “Г” класса:

1. Ложиться спать в 9-10 часов вечера;

2. Утром выполнять зарядку;

3. На чтении выполнять физминутки для глаз и мышц тела;

4. На уроках математики и русского языка выполнять физминутки для глаз, мышц тела и мышц пальцев;

Ученики 4 “Г” класса согласились с нашими рекомендациями. Через неделю мы провели новое анкетирование, чтобы узнать, снижают ли физминутки утомление в их классе. Половина класса ответила положительно. Зато в 4 “В” положительно ответил весь класс, добавив при этом, что повышается работоспособность и улучшается самочувствие.

Перед нами стояла цель: выяснить причины утомления учеников до уроков и на уроках. Причины следующие:

1. Невыполнение режима дня;

2. Недостаточное количество физминуток на уроках;

3. Отсутствие чередования уроков русского языка и математики с другими уроками (необходимо пересмотреть расписание уроков).

Из литературных источников мы узнали об утомлении, усталости, работоспособности.

Провели опрос учащихся 4 “В” и 4 “Г” классов, проанализировали полученные результаты.

Разработали рекомендации по устранению утомления на уроках для учащихся 4 “Г” класса и познакомили их с ними.

Мы считаем, что своим исследованием мы выполнили все задачи и достигли поставленной цели.

Выводы

Основной задачей здоровьесберегающей педагогики является такая организация режима и отдыха школьников, создание таких условий для работы, которые бы обеспечили высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволили бы отодвинуть утомление и избежать переутомления.

Очень важно, чтобы задача эта решалась и не просто сама по себе, а создавались условия для работы. Весь комплекс упражнений, приведённый выше, направлен на решение проблемы профилактики простудных заболеваний как наиболее актуальной задачи оздоровления. Благодаря этому повысилась работоспособность детей на уроках, появилось желание сделать больше, поразмыслить над сложными заданиями. Уменьшилось количество пропусков уроков по болезни, некоторые дети стали заниматься в спортивных секциях. По результатам медосмотра уменьшилось число школьников с неправильной осанкой.

Я считаю, что программа “Здоровье” помогает в достижении положительных результатов при обучении и здоровьесбережении в начальной школе.

Список литературы

  1. Апраксина И.К. Если волнует здоровье детей… Из опыта работы по технологии В.Д. Базарного. Начальная школа №5 – 1995 г., Начальная школа №11 – 1996 г.
  2. Базина К.А. Для укрепления здоровья первоклассников. Комплексы специальных упражнений. Начальная школа №7 – 1996 г.
  3. Верхлин В.Н. Формирование основ физкультурной деятельности. Начальная школа №4 – 2002 г.
  4. Горина Б.В. Вставки о здоровье на уроках в начальных классах. Начальная школа №11 – 1996г.
  5. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений; Российская АН; 3 изд.; 1996 – 928 с.
  6. Попов С.В. О физическом благополучии школьников.