Цели урока:
- закрепить умения строить график дробно-линейной функции,
- развить графические навыки учащихся.
I. Класс разбивается на группы по 4 человека так, чтобы в каждой группе был консультант и трое учащихся с разным уровнем усвоения знаний.
II. Выполнение домашней работы проверяет консультант группы.
III. Фронтальный опрос производится по вопросам:
1. Что такое дробно – линейная функция?
2. Что является графиком этой функции?
3. Какие преобразования графиков вы изучали?
4. Как определяются асимптоты?
IV. Каждая группа получает задание:
1. Определить, какая из функций является дробно – линейной (в дальнейшем ДЛФ)?
2. Выделить целую часть из ДЛФ, которую вы определили.
3. Построить график этой ДЛФ, используя соответствующую последовательность преобразований графиков.
Задание № 1 для первой группы. Задание № 1 для второй группы.
1. | 1. |
2. 2х + 7 | 2. |
3. | 3. |
4. | 4. |
5. 3 - | 5. |
Каждая группа записывает результаты на доске и демонстрирует чертёж графика, который соответствует данной функции. (Учитель имеет ранее подготовленные чертежи этих ДЛФ).
Задание № 2. построить график ДЛФ, используя асимптоты и контрольные точки.
Задание для первой группы – это ДЛФ из задания № 1 для второй группы: у = .
Задание для второй группы – это ДЛФ задания № 1 для первой группы: у = .
Выполнив задание, каждая группа проверяет верность построения графика ДЛФ по чертежу графика на доске.
Итогом обсуждения полученных результатов является вывод:
1. График любой дробно – линейной функции есть гипербола.
2. Построить график ДЛФ можно:
1) выделяя целую часть из ДЛФ и осуществляя соответствующую последовательность преобразований графиков;
2) применяя практические приёмы построения гиперболы: использование асимптот, контрольных точек и учёт симметрии графика относительно точки пересечения асимптот.
V. Рефлексия на уроке осуществляется в ходе выполнения задания:
Установите, какой график соответствует данной функции:
Вариант 1. | Вариант 2. |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. | 4. |
5. | 5. |
Рисунок 1.
Таблица ответов.
Вариант | Задание |
||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
В - 1 | В | Е | D | С | А |
В -2 | А | С | Е | В | D |
VI. Подведение итогов урока. Задание на дом.
Учитель. На уроке вы строили графики ДЛФ – параболы, применяя различные приёмы: деление многочлена на многочлен разными способами, поиск асимптот, использование контрольных точек, учёт симметрии графика. Дробно – линейная функция является рациональной и представляет собой частное двух линейных функций – многочленов первой степени.
Дома постройте графики функций, являющихся частными двух многочленов степени первой и выше первой. Это более сложные графики, но для их построения достаточно применить приёмы, с которыми вы уже знакомы.
1.
2.
3.
4.
5.
Список литературы.
- Сикорский К. П. Дополнительные главы к курсу математики. - М.: просвещение, 1974.
- Дворянинов С. Дробно – линейная функция в школьном курсе математики // Математика. - 2000. - № 5.
- Самойлова В. Урок – практикум по теме “Построение графика квадратичной функции” // Математика. - 2007. - № 8.