Цели урока:
- закрепить умения строить график дробно-линейной функции,
- развить графические навыки учащихся.
I. Класс разбивается на группы по 4 человека так, чтобы в каждой группе был консультант и трое учащихся с разным уровнем усвоения знаний.
II. Выполнение домашней работы проверяет консультант группы.
III. Фронтальный опрос производится по вопросам:
1. Что такое дробно – линейная функция?
2. Что является графиком этой функции?
3. Какие преобразования графиков вы изучали?
4. Как определяются асимптоты?
IV. Каждая группа получает задание:
1. Определить, какая из функций является дробно – линейной (в дальнейшем ДЛФ)?
2. Выделить целую часть из ДЛФ, которую вы определили.
3. Построить график этой ДЛФ, используя соответствующую последовательность преобразований графиков.
Задание № 1 для первой группы. Задание № 1 для второй группы.
| 1. |
1. |
| 2. |
2. |
| 3. |
3. |
| 4. |
4. |
| 5. |
5. |
Каждая группа записывает результаты на доске и демонстрирует чертёж графика, который соответствует данной функции. (Учитель имеет ранее подготовленные чертежи этих ДЛФ).
Задание № 2. построить график ДЛФ, используя асимптоты и контрольные точки.
Задание для первой группы – это ДЛФ из задания
№ 1 для второй группы: у =
.
Задание для второй группы – это ДЛФ задания № 1
для первой группы: у =
.
Выполнив задание, каждая группа проверяет верность построения графика ДЛФ по чертежу графика на доске.
Итогом обсуждения полученных результатов является вывод:
1. График любой дробно – линейной функции
есть гипербола.
2. Построить график ДЛФ можно:
1) выделяя целую часть из ДЛФ и осуществляя соответствующую последовательность преобразований графиков;
2) применяя практические приёмы построения гиперболы: использование асимптот, контрольных точек и учёт симметрии графика относительно точки пересечения асимптот.
V. Рефлексия на уроке осуществляется в ходе выполнения задания:
Установите, какой график соответствует данной функции:
| Вариант 1. | Вариант 2. |
| 1. |
1. |
| 2. |
2. |
| 3. |
3. |
| 4. |
4. |
| 5. |
5. |
Рисунок 1.

Таблица ответов.
| Вариант | Задание |
||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| В - 1 | В | Е | D | С | А |
| В -2 | А | С | Е | В | D |
VI. Подведение итогов урока. Задание на дом.
Учитель. На уроке вы строили графики ДЛФ –
параболы, применяя различные приёмы: деление
многочлена на многочлен разными способами, поиск
асимптот, использование контрольных точек, учёт
симметрии графика. Дробно – линейная функция
является
рациональной и представляет собой частное двух
линейных функций – многочленов первой степени.
Дома постройте графики функций, являющихся частными двух многочленов степени первой и выше первой. Это более сложные графики, но для их построения достаточно применить приёмы, с которыми вы уже знакомы.
1. ![]()
2. ![]()
3. ![]()
4. ![]()
5. ![]()
Список литературы.
- Сикорский К. П. Дополнительные главы к курсу математики. - М.: просвещение, 1974.
- Дворянинов С. Дробно – линейная функция в школьном курсе математики // Математика. - 2000. - № 5.
- Самойлова В. Урок – практикум по теме “Построение графика квадратичной функции” // Математика. - 2007. - № 8.