Урок-игра по теме "Производная", 11-й класс

Разделы: Математика

Класс: 11


Цели урока:

  • повторение основных методов и навыков техники дифференцирования,
  • воспитание ответственности всех членов коллектива, умение работать в команде,
  • ознакомление учащихся с некоторыми историческими сведениями.

Перед уроком ученики были разбиты на 2 однородные группы (в каждой группе есть ''продвинутые'' и слабые ученики).

Если в классе много учеников, то можно разбить на большее количество групп, карточки которых повторяются. В этом случае можно устроить соревнование на скорость выполнения заданий.

Ход урока

Учитель На предыдущих уроках мы с вами находили производные различных функций. Какими формулами мы пользовались?

Ученики Формулами производной линейной, степенной и трансцендентных функций.

Учитель Какие правила необходимо еще знать для нахождения производной функций?

Ученики Правила дифференцирования.

Учитель Сегодня мы применим наши знания и умения для того, чтобы больше узнать о производной и о других интересных фактах из истории математики.

Вы получаете карточки с заданиями (каждая группа получает свою карточку).

Через 15 -20 минут один представитель группы может готовить решение понравившегося примера на доске (можно по тетради).

Для удобства на доске вывешены формулировки заданий каждой группы. Представитель группы должен записать решения примеров и расшифрованный ответ рядом с формулировкой.

Пока ребята будут готовиться у доски, остальные продолжают работу в группах, решая предложенные задачи. (Учитель раздает задания ученикам).

Пока ученики готовятся, учитель может проконсультировать более слабую группу по непонятным ей вопросам.

Задания команде №1

1.Расшифруйте, как И.Ньютон называл производную функцию.

С
Я
Ю
Ф
К
И
Л
9 4 1 8 2
             

2. Расшифруйте имя и фамилию астронома, математика, чьим именем была названа теорема о вписанном в круг выпуклом четырехугольнике.

И
К
Д
П
Т
О
Й
М
Е
В
Л
А
6 2 - 6 - 4
             
2 - 3 - 35 10 - 35
               

3. Найдите значения производных в точке, и вы узнаете, какой плакат висел при входе в академию Платона.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
пусть 960 тут
заходят - 12 сюда
не - тот 0
математики он
знает 2 кто
входит 101,25 не
геометрии  

4. Решив эти примеры, вы узнаете фамилию ученого, который вывел формулы, связывающие тригонометрические функции с показательной.

Й
Е
Э
Р
Л
-2 57,5
         

Задания команде № 2

1. Решив эти примеры, вы расшифруете фамилию французского математика, который ввел термин “производная”.

Р
Н
Г
А
Ж
А
Л
2 5 1 -1
             

2. Решив эти примеры, вы узнаете имя и фамилию крупного французского математика, доказавшего многие теоремы о пределах, которыми мы пользуемся при вычислении производных.

У
О
Ш
Г
С
Ю
К
Л
Т
Е
Н
И
10 -35 -6 - 3
             
-4 2
     
2 6 2
       

3. Решите данные примеры, и вы узнаете, что сказал Платон одному из желающих поступить в его школу изучать философию, не зная при этом геометрии.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
уйди выйди -6
из прочь 2
тебя у -
есть нет 0
орудие 12 для 101,25
изучения философии 960

4. Решив эти примеры, вы узнаете, у кого возникла идея о необходимости создания единой науки, изучающей процессы сохранения и переработки информации управления и контроля, для которой он предложил название “кибернетика”, получившее общее признание.

Р
И
Е
В
Н
ln4 0 12 1
         

Ответы к карточкам

Задания команде № 1

1. Флюксия.

2. Клавдий Птолемей

3. Пусть не входит сюда тот, кто не знает геометрии.

4. Эйлер.

Задания команде № 2

1. Лагранж.

2. Огюстен Луи Коши.

3. Уйди прочь! У тебя нет орудия для изучения философии.

4. Винер.

Учитель: Итак, мы закрепили пройденный материал по теме “Производная” и познакомились с интересными математическими фактами.

(Далее объявляет оценки выступающим у доски. Группа может поставить оценку и не отвечавшему, если он активно участвовал в обсуждении).

При составлении урока использованы материалы газеты “Математика”.

Все задания для урока подобрала и решила выпускница школы № 156 (2006 год) Тютчева Дарья. Урок проведён в 11-А и 11-Б классах.