Форма урока: двухчасовое занятие в форме урока-семинара и работы в парах сменного состава: одни выполняют теоретическое задание, другие – практическое, затем – наоборот.
Цели урока:
- дать понятие о генетической связи между классами органических соединений и генетическом ряде углеводородов.
- повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся об этом типе веществ на основе сравнительной характеристики состава, строения и свойств основных классов углеводородов.
- развить на химии этих соединений логические операции мышления.
Оборудование:
- схемы-слайды по классификации и сравнительной характеристики углеводородов,
- учебное электронное издание ХИМИЯ (8-11 КЛАСС) виртуальная лаборатория,
- урок проводится в компьютерном классе.
Ход урока
1. Генетическая связь между различными классами углеводородов.
Данная часть урока проводится в форме семинара. В ходе беседы систематизируются и корректируются знания учащихся, устанавливается причинно – следственная связь в цепочке понятий:
СОСТАВ – СТРОЕНИЕ – СВОЙСТВА.
В вводной беседе подчеркивается значение углеводородов для современных отраслей промышленности, техники, повседневной жизни человека. Эти вещества, как в индивидуальном состоянии, так и в виде природных смесей (газ, нефть, уголь), служат сырьём для производства десятков тысяч более сложных органических соединений, несут в наши дома тепло и свет. Без них из обихода исчезли бы многие привычные вещи: изделия из пластмасс, резины, средства бытовой химии, косметика.
Повторить классификацию углеводородов и генетическую связь между различными типами помогает схема-слайд № 1 (записывается учащимися в тетрадь).
Сформулировать отличительные признаки и сравнительную характеристику углеводородов помогает таблица-слайд № 2 (учащиеся вспоминают характеристику каждого класса углеводородов, в случае правильного ответа она появляется на экране, таблица также вносится в тетрадь).
2. Работа в сменных парах: первые пары учащихся выполняют задания по генетической связи углеводородов и решению задач на определение типа и формулы углеводорода по массовым долям элементов, продуктам сгорания или химическим свойствам.
Задания для каждой пары заблаговременно заносится в компьютер и выводится на экран.
1 пара:
1. Осуществите цепочку генетических переходов:
этан – этилен – ацетилен – бензол.
2. Решите задачу:
Массовая доля углерода в углеводороде составляет 85,7%, плотность его паров при нормальных условиях – 2,5г/л. Составьте структурные формулы всех возможных изомеров и назовите их по международной номенклатуре.
2 пара:
1. Осуществите цепочку генетических переходов:
бензол – циклогексан – н-гексан – пропен.
2. Решите задачу:
При сгорании некоторого количества углеводорода образовалось 5,6л (н.у.) оксида углерода (4) и 3,6 г. воды. Определите формулу углеводорода, если плотность его паров по водороду равна 34.
3 пара:
1. Осуществите цепочку генетических переходов:
метан – ацетилен – этилен – этан.
2. Решите задачу:
Определите молекулярную формулу предельного углеводорода, если при полном сгорании его образца в кислороде образуется 11,2л СО2 (н.у.) и 10,8 г водяных паров. Составьте структурную формулу изомера данного углеводорода с четвертичным атомом углерода и назовите его.
4 пара:
1. Осуществите цепочку генетических переходов:
2 – метилбутан – 2-метилбутадине-1,3 – 2-метилбутен – 2.
2. Решите задачу:
Некий углеводород обесцвечивает водные растворы брома и перманганата калия, а при гидрохлорировании образуется 2-хлорбутан. Определите формулу этого углеводорода, если известно, что он не имеет цис, трансизомеров. Напишите уравнения всех упомянутых реакций.
Вторая группа учащихся выполняют практические задания: 1 – получение метана и его свойства, 2 – получение этилена, ацетилена и изучение их свойств.
Практические задания проводятся с использованием учебного электронного издания
“Химия (8-11 класс) виртуальная лаборатория” - лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ 2004 г.
После окончания работ, пары меняются заданиями. Таким образом, по окончании урока у каждого учащегося в тетрадях остаётся конспект с заданиями по генетической связи, расчетной задачей и лабораторными работами. Выборочно конспекты можно взять на проверку.
Домашнее задание:
Повторить конспект со схемами и таблицей, решить задачу: “ Вещество А при пропускании над раскаленным углем образует смесь изомеров Б и В. При реакции бромирования вещества Б в присутствии катализатора AlBr3 образуется 3 изомера монобромпроизводных (Г,Д,Е), аналогичная реакция с В дает один продукт Ж. Определите структурные вещества А- Ж, составьте уравнения соответствующих реакций, если известно, что при реакции Кучерова из вещества А получается ацетон.