Цели:
- воспитание интереса к учебным дисциплинам математика, информатика - закрепление навыков перевода числа из десятичной системы счисления в двоичную и обратно;
- расширение представления о возможностях приложения Калькулятор на ПК.
План урока
- Орг. момент- 1 мин
- Актуализация знаний- 6 мин
- Повторение-1 5 мин
- Практическая работа-10 мин
- Устные задания-5 мин
- Итоги урока- 2 мин
Ход урока
1) Организационный момент. (Учитель математики)
Сегодня у нас с вами необычное занятие математического кружка, мы будем применять знания которые вы получили на уроках математики и информатики.
Все задания к уроку оформлены на отдельных листах. (Приложение 2)
1 слайд (Приложение 1)
Система счисления - это совокупность приемов и правил для обозначения и именования чисел.
010 =02; 110 =12; 210= 102 310 = 112; 410= 1002;; 510=1012 610 = 1102; 710= 1112
2) Актуализация знаний
Историческая справка (с сообщениями выступают учащиеся)
Каждый человек в своей повседневной жизни постоянно сталкивается с необходимостью обработки числовой информации. уже в каменном веке, когда люди собирали плоды, ловили рыбу и охотились на животных, возникла потребность в счете. На местах стоянок первобытных людей ученые находили кости с зарубками – так наши предки фиксировали количество предметов. Но количество предметов то увеличивалось, то уменьшалось, поэтому важно было уметь складывать и вычитать.
Первыми “записями” чисел были зарубки на палке или на дереве. Однако с помощью черточек большие числа не запишешь, да и читать их трудно и долго. Около пяти тысяч лет назад у разных народов (в Вавилоне, Египте, Китае) появился новый способ записи чисел- с помощью особых знаков – цифр.
В настоящее время во всем цивилизованном мире принята десятичная система записи чисел. Столь широкое применение числа 10 в качестве основания системы счисления объясняется тем, что у нас на руках десять пальцев.
Ещё совсем недавно у некоторых народов Австралии и Полонезии существовало всего два числа: “урапун” (один) и “ окоза” (два). Такая система счисления послужила началом двоичной системы, так как все числа выражались с помощью двух знаков: 1 и 0. Двоичной системой счисления пользовались многие первобытные племена, она была известна ещё древнекитайским математикам, но по настоящему развил и построил двоичную систему великий немецкий математик Лейбниц.
Было установлено соответствие между десятичной и двоичной систем:
2 Слайд (Приложение 1)
010 =02; 110 =12; 210= 102 310 = 112; 410= 1002;; 510=1012 610 = 1102; 710= 1112
3) Повторение
1. Вспомним, как переводили на уроках информатики и на занятиях математического кружка числа из десятичной системы счисления в двоичную. Переведите число 46 из десятичной системы счисления в двоичную и обратно.
4610 = 1011102
Два способа.
46
1011102 = 2+ 4+8+32 = 4610
Трое учеников решают у доски
Дополнительно: 110012 = 1+ 8 +16 = 2510
2. Сложите числа в двоичной системе счисления.
а) на доске
+ 1 0 1 0 12 1 1 0 02 1 0 0 0 0 12
б) самостоятельно
+ 1 0 1 1 12 1 1 0 0 12 1 1 0 0 0 02
3 Магический квадрат.
Слайд 3 (Приложение 1)
Каким свойством обладает магический квадрат?
|
Проверить правильность чисел в
магическом квадрате. Ответ: 11112 |
4) Практическая работа (Учитель информатики)
Шло время и потребности людей в обработке числовой информации возрастали. В 50-е годах появилось первое поколение ЭВМ, её размеры были громадны: более 30 метров в длину и объемом 85 куб. метров. Вес машины равнялся весу 4-х африканских слонов, около 30 тонн. Затем появилось 2-е и 3-е поколение ЭВМ. С развитием микроэлектроники началась новая эпоха микрокомпьютеров, которыми мы пользуемся.
А сейчас с помощью ПК переведите числа в магическом квадрате из двоичной системы в десятичную, заполните пустые клетки квадрата и проверьте правильность составления магического квадрата. (В процессе проверки на экране высвечиваются правильные ответы)
Те, кто выполнил, решают дополнительную задачу.
Слайд 4 (Приложение 1)
У меня 100 братьев. Младшему 1000 лет, а старшему 1111 лет. Старший учится в 1001 классе. Может ли такое быть
Ответ :
1002 братьев = 410
10002 лет = 8 лет младшему
11112 лет = 15 лет старшему
10012 класс =9 класс
1. Продолжим наше занятие стихотворением А. Старкова “Необыкновенная девочка”. (Приложение 1)
Слайды 5-6
На первый взгляд девочка действительно необыкновенная, но мы сейчас все поставим на места.
Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила-
Все это правда, а не бред.
Когда пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно…
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.
1. Возраст девочки | 11002 = 12 лет |
2. В каком классе она училась | 1012 = 5 класс |
3. Число книг в портфеле | 1002 = 4 книги |
4. Число её ног | 102 = 2 ноги |
Столько же ушей и глаз.
Щенок имел один хвост.
5) Устные задания.
Слайды 7-11 (Приложение 1)
а. Логические задачи
- Этот вопрос обращен к тем, кто знает что-нибудь о католицизме. Может ли католик жениться на сестре своей вдовы?
- Крыша одного дома несимметрична. Один скат ее составляет с горизонталью угол 60 градусов, а другой – угол в70 градусов. Предположим, что петух откладывает яйцо на гребень крыши. В какую сторону упадет яйцо?
- У меня две монеты на общую сумму 15 копеек. Одна из них не пятак. Что это за монета?
- Чтобы проползти по беговой дорожке одного стадиона по часовой стрелке улитке потребуется полтора часа. Когда улитка ползет по той же дорожке против часовой стрелки, то полный круг она совершает за 90 минут. Чем объяснить несовпадение результатов?
б. Продолжи ряд.
6) Итог урока
- Что интересного вы узнали на уроке?
- Что нового для себя вы получили?
- Где применяется двоичная система счисления?
Выставление оценок за урок по двум предметам