Природные зоны. Леса России

Разделы: Начальная школа


Цель: Создать условия для раскрытия учащимися особенностей лесной зоны России.

Задачи:

  1. Создать условия для формирования умения исследовать природную зону, работать с картой, систематизировать свои знания.
  2. Содействовать развитию умений осуществлять самооценку своей деятельности.
  3. Создать условия для развития умения работать в группах согласно отведённого регламента времени.
  4. Содействовать развитию у школьников монологической и диалогической речи.

Оборудование:

  • карта природных зон России;
  • тест на электронном носителе,
  • глобус,
  • гербарий,
  • учебник под редакцией Плешакова,
  • рабочая тетрадь на печатной основе.

Ход урока

I. Повторение.

Узнай, о ком говорится :

Густая длинная шерсть, широкие лапы, белый цвет меха. Самцы круглый год бродят среди льдов. А самки, будущие мамы, на зиму залегают в снежные берлоги. Питаются рыбой, иногда могут поймать тюленя.

У. Это белый медведь.

Назови соседей белого медведя.

У. Тупики, моржи, рачки, полярный мак.

Что их объединяет?

Какие еще природные зоны вам известны?

Покажите на карте и назовите природные зоны.

Тест на повторение. (Приложение) (Приложение 2)

(Бумажный вариант тестов у каждого учащегося, одновременно демонстрируется мультимедийный тест. Самопроверка после каждого вопроса, поэтому у учащихся должны быть ручки двух цветов: одним – выполняется задание, другим – делается исправление в случае неправильного ответа)

1) Назовите зоны (устно по демонстрируемым картинкам).

(Приложение)

2) Пронумеруйте на своих листочках, начиная с самой северной зоны.

Слайд с ответами – проверка в парах, исправляют ручкой другого цвета.

3) Выбери верное утверждение:

А) Тундру называют царством льда и снега. Почва здесь почти не образуется. К жизни в этой зоне приспособились очень немногие организмы.

Б) Тундра – это холодная безлесная равнина, лето здесь короткое, поверхность оттаивает только на полметра в глубину. Здесь очень много болот.

4) Животные Арктики:

а) тупики б) северный олень в) белая сова
белый медведь серые гуси рачки
морж песец гагарки
рачки лемминги чайки

5) Подчеркни лишнее:

Серые гуси

Песец

Кайра

Серый журавль

6) Соедини линиями:

Лишайник
Тундра карликовая ива
голубика
Арктика брусника
морошка
полярный мак
водоросли
карликовая береза

7) Какой заповедник называют “родильным домом” белых медведей?

а) Остров Врангеля.

б) Таймырский заповедник.

Вывод: Что есть общего в этих природных зонах, чем отличаются?

Физкультминутка.

Если я называю растение или животное Арктики – хлопаете в ладоши над головой; если тундры – приседаете.

II. Новый материал.

Внимание на экран. Как можно назвать одним словом то, что вы видите? (слайд №21)

У. Лес.

О какой природной зоне будем говорить сегодня?

Что необходимо выяснить?

- Название природной зоны, расположение на карте.

- Особенности природы: особенности неживой природы, живые существа, взаимосвязи в природе.

III. Работа над новым материалом.

Работа по изучению природной зоны по статье учебника проводится в группах. Группы изучают зону лесов по предложенному выше плану. Кроме статьи учебника – гербарий, карта природных зон России, слайды №24,25,26. Извлеченная информация фиксируется в кластер (Приложение 3).

После того как группы будут готовы, заслушиваются выступления групп. Составленные учащимися кластеры сравниваются с кластером на слайде №23.

IV. Итог урока. Рефлексия.

Окройте план изучения природной зоны в учебнике.

Что мы уже выяснили?

Что предстоит выяснить на следующем уроке?

V. Домашнее задание: Стр. 98-105 учебник, рабочая тетрадь.