Цели урока:
- Научиться различать погоду и климат.
- Научиться описывать погоду и объяснять причины происходящих природных явлений.
Оборудование: термометры: уличный, комнатный, медицинский; веер, календарь погоды.
Ход урока
I. Актуализация знаний
Сообщение темы и цели урока (слайд №1)(Приложение 1)
Из данных слов: Солнце, климат, Земля , Луна, спутник, планета, звезда, погода, образуйте пары, связанные между собой по смыслу
А связаны ли между собой слова природа и климат?
Сегодня на урок е мы и выясним, как связаны между собой эти слова и научимся различать погоду и климат.
II. Создание проблемной ситуации
А теперь повторяем то, что знаем (слайд № 2)
- Чем отличается погода в разное время года?
- В какое время года Солнце поднимается на небе выше?
- Почему летом в тени теплее, чем зимой на солнечной стороне?
- В космосе царит холод более сильный, чем в морозилке. Все предметы, освещенные Солнцем, нагреваются. Почему же на поверхности Земли никогда не бывает так горячо, как, например, на Луне днем, и не бывает так холодно, как на Луне ночью?
(Потому что Земля окутана, как одеялом, мощной воздушной оболочкой – атмосферой ( слайд №4)
III. Совместное Открытие знаний
(Просматр слайдов 5-10)
- Догадайтесь, какие явления вы видите на иллюстрациях
Снег
Дождь
Облака
Ветер
Туман
Радуга
- Все эти явления называются атмосферными. Давайте разберемся в них.
IV. Объяснение нового материала.
Создание проблемной ситуации
Катя: Женя, ты что все время кутаешься?
Женя: Я совсем замерзла!
Катя: Да, что ты, ведь в комнате тепло
Чтобы не спорить, подумайте как определить тепло в комнате или нет? .
V. Самостоятельное добывание знаний
а) Чтение текста «Температура воздуха» (стр. 46).
Вопросы после чтения
Как называется прибор для измерения температуры воздуха?
- Какие виды термометров вы знаете?
- Для чего они используются?
- Как устроен термометр?
- -В каких единицах измеряется температура?-
- При какой температуре замерзает вода?
- Какую температуру называют положительной? Отрицательной
- Определите температуру воздуха в классе
б) Выполнение задания № 1 (стр. 47).
Физминутка
Поработали мы дружно, Дружно встанем, тихо сядем
Отдохнуть немного нужно. И закроем все глаза.
(Далее шепотом) Наступает, наступает, Наступает тишина.
Учитель проводит простейший опыт: показывает действия веера.
- Что вы почувствовали?
- Рассмотрите рисунок (стр. 46).(слайд11)
- Как Миша объяснил появление ветра?
- Чем отличается ветер в разные времена года?
- Говоря о ветре, мы чаще всего говорим о силе ветра и его направлении (слайд 12)
Физминутка
- Как образуются осадки?
- Я вам немного подскажу: снег и дождь выпадают на землю благодаря ей.
Проблемный вопрос: Как ветер и сила тяжести помогают воде путешествовать?
СКАЗКА о капельке (слайды14-19)
Выполнение заданий № 4 (стр. 48 ) (слайд№20)
Вывод: итак, давайте обобщим
VI. Первичное закрепление.
Карточка №2 ( слайд №21)
Выбери слова, которыми можно охарактеризовать погоду.
Большая, маленькая, холодная, теплая, жаркая, широкая, узкая, сухая, дождливая,
сырая, короткая, длинная, солнечная, облачная, квадратная, круглая, спокойная, ветреная
VII. Характеристика погоды
- Используя знания, которые вы сегодня получили охарактеризуйте погоду сегодня, 15 ноября
а) - А сейчас я предлагаю вам проанализировать погоду за последние 10 лет ( слайд № 22)
- В каком году была самая высокая температура воздуха?
-Самая низкая?
-Каких дней было больше : ясных или пасмурных?
Вывод: Значит , в это время из года в год стоит ясная погода, температура воздуха примерно – 10 , осадки выпадают в виде снега.
Заполните таблицу №7 с. 49
Этот порядок обычных изменений погоды в течение года называется климатом
VIII. Итог урока: Итак, связаны ли погода и климат? Как?
IX. Домашняя работа: наблюдать за погодой и сделать вывод об основных чертах климата нашей местности
Литература:
- « Окружающий мир»Учебник-тетрадь для 2-го класса (1-4) «Наша планета Земля». Часть1. (авт.А.А.Вахрушев и др.) – М.: «Баласс», 2000.
- Детская Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006
- Т.А Никитенко « Сказка о капельке» - урок информационных технологий, 2006/2007 учебный год, Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»