Цели урока: | - рассмотреть частные случаи-виды
четырехугольников: определение, свойства углов,
сторон, диагоналей; -установить взаимосвязь между частными видами четырехугольников. Сформулировать и обосновать признаки параллелограмма; -формировать умение задавать вопросы и работать с учебником. |
Оборудование: | Модели четырехугольников. |
Ход урока
I . Аукцион “Треугольник” (5-7минут)
Вспомните, что мы знаем о треугольниках. Ответ формулируйте в виде утверждения. Ученик, который дает последние два утверждения, получает “ 5”.
Примерные ответы:
- Треугольник-фигура, состоящая из трех точек и попарно соединяющих их отрезков.
- Треугольник различают по сторонам: равносторонние(…_, равнобедренные(…), разносторонние(…).
- Треугольники различают по углам: прямоугольные(…), тупоугольные(…), остроугольные(…).
- Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны, называется медианой треугольника.
- Отрезок, соединяющий вершину треугольника с точкой на противолежащей стороне и лежащий на биссектрисе угла, называется биссектрисой треугольника.
- Перпендикуляр, опущенный из вершины треугольника к прямой, содержащей противолежащую сторону, называют высотой треугольника.
- В равнобедренном треугольнике медиана, биссектриса и высота, проведенные из его вершины, совпадают.
- В равностороннем треугольнике все высоты равны и являются одновременно биссектрисами и медианами.
- Треугольник можно построить по трем его вершинам.
- Сумма внутренних углов треугольника равна 1800
- Сумма острых углов прямоугольного треугольника равна 900
- В треугольнике против большей стороны лежит больший угол и обратно.
- Каждая сторона треугольника меньше суммы двух других сторон, но больше их разности
- В прямоугольном треугольнике катет, лежащий против угла в300, равен половине гипотенузы.
- В равнобедренном прямоугольном треугольнике острые углы равны по 450.
- В равнобедренном треугольнике углы при основании его равны.
- В равностороннем треугольнике каждый угол по 600
- Внешний угол треугольника равен сумме двух внутренних углов, не смежных с ним, значит больше любого внутреннего, не смежного с ним.
Итог аукциона.
- Кто смог получить “ 5”…
- Что мы вспомнили: определение треугольников; виды треугольников; свойства, отражающие взаимосвязь сторон и углов, внутренних отрезков треугольника.
II. Попробуем познакомиться с новой группой геометрических фигур самостоятельно, так как имеем уже опыт изучения треугольников.
Посмотрите на модели: что их объединяет?
Определите тему урока. ( Четырехугольник).
Какие вопросы у вас возникли? 2-3 вопроса записываем на доске.
Возможные вопросы учащихся ( учитель может принимать участие в записи своих вопросов):
- Что называют четырехугольником?
- Какие бывают четырехугольники?
- Как назвать линии внутри четырехугольников?
- Делит ли каждый отрезок, соединяющий противоположные вершины четырехугольника, его угол пополам?
- Делит ли этот отрезок четырехугольник на 2 равных треугольника?
- Что такое параллелограмм?
- Что такое ромб?
- Что такое квадрат?
- Как определить прямоугольник?
- Какими свойствами обладают разные четырехугольники?
- Похожи ли свойства прямоугольника и параллелограмма?
- Можно ли получить один четырехугольник из другого?
- Как построить параллелограмм?
- Чему равна сумма внутренних углов четырехугольника?
- Как построить трапецию?
- Что можно сказать о точке пересечения внутренних отрезков, соединяющих противолежащие вершины в каждом из четырехугольников?
- Что такое трапеция?
- Как построить ромб?....
Еще раз прочитаем все вопросы и пронумеруем их, чтобы легче с ними было работать.
Назовите вопросы, с которых надо начать изучение темы(1;2;3;4).
! Запомните написание слова “ параллелограмм”.
Какие вопросы могут давать разные ответы для различных видов четырехугольников?(5;6;11;16;17).
На вопросы 12 и 13 ответили в последнюю очередь, так как они обобщают знания о всех четырехугольниках.
III. Работа в группах по 2-3 человека (или индивидуально) по желанию учеников.
Группы 1 и 6 формируют ответы на вопросы, связанные с
“ прямоугольником”; группы 2 и 7 – “квадрат”; группы 3 и 8-
“ параллелограмм”; группы 4 и 9 – “ трапеция”;
Группы 1 и 6 формулируют ответы на вопросы, связанные с “ прямоугольником” ; группы 2 и 7 – “ Квадрат” ; группы 3и 8 – параллелограмм”; группы 4 и 9 – “ трапеция;”
Группы 5 и 10 - “ромб”;
Все группы начинают с вопросов 1, 2, 3, 4,… и заканчивают вопросами 5, 6, 11, 16, 17.
Ответы ищем в тексте учебника. Работаем в течение 20 минут.
- Если встретится новая информация, то сформулируйте его на доску.
Дополнительные вопросы.
- Что такое признак параллелограмма?
- По каким признакам можно установить, что четырехугольник является параллелограммом?
- Какие виды трапеций различают?
- Какие признаки прямоугольника существуют?
- Можно ли каждый четырехугольник назвать симметричной фигурой?
- Какую симметрию фигур различают в математике?
IV. Итог работы с учебником.
а) 1, 2, 3, 4;
б) 7;8;9;10;18
в) 14;15 (чертежи выполняем в тетради и на доске)
г) 11 (формулируем свойства сторон, углов и диагоналей (доказывает учитель), без записей по готовому чертежу.
Д) 12 и 13;16;17.
Отвечаем на вопросы 20;24 и 25.
V. Итог работы по теме. Рассказ каждой группы о “ своем” четырехугольнике (без доказательства)
Одна группа рассказывает, вторая дополняет, исправляет, уточняет утверждения, которые требуют доказательства.
Итог урока: “Обобщим виды четырехугольников в схему”.
2 - прямоугольники
3 - квадраты
VI. Домашнее задание.
Составить рассказ о каждом четырехугольнике: определение, основные свойства сторон, углов, диагоналей. Доказать то, что по силам.