Знать и уметь использовать:
- Законы статики, кинематики и динамики
- Методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации
- Методику определения статических и динамических нагрузок на элементы конструкций, кинематические и динамические характеристики машин и механизмов
Владеть навыками:
- Применения при анализе механического состояния тела терминологии технической механики
- Выделения из системы тел рассматриваемого тала и сил, действующего на него
- Определения характера нагруженного и напряженного состояния в точке элемента конструкций
- Проведения несложных расчетов элементов конструкции на прочность и жесткость
- Использования справочной и нормативной документации
При разработке схемы подготовки учебной дисциплины образовательное учреждение в зависимости от профиля и специфики подготовки специалистов может вносить дополнения (за счет резерва времени учебного заведения) и изменения в содержание, последовательность изучения учебного материала и распределения учебных часов по разделам (темам). Все изменения вносят по решению цикловых комиссий образовательных учреждений и утверждаются заместителем директора по учебной работе.
При изучении учебного материала необходимо соблюдать единство терминологии и обозначений в соответствии с действующими стандартами, применять обозначения Международной системы единиц измерений “СИ”.
Форма поведения учебных занятий выбирается преподавателем, исходя из дидактической цели, содержания материала и степени подготовки студентов.
Для лучшего усвоения учебного материала его изложение необходимо проводить с применением технических средств обучения.
Изучение теоретического материала по темам следует закрепить решение задач. Расчетно-графические работы могут выполнять на занятиях или выдавать в качестве домашних заданий.
ПРЕДМЕТ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ЭКЗАМЕНОМ
Схема подготовки молодого специалиста
по предмету “техническая механика”
1 теоретическая механика
Наименование № темы предмета |
Предмет и тема на которые следует опираться при изучении данной темы | Основные умения и навыки, которые должны получить студенты при изучении предмета |
Тема 1.1 “основные понятия и аксиомы статики” |
Физика: раздел: “механика”- законы
Галилея, Ньютона (1-й,2-й,3-й) законы Математика: сложение, разложение векторов, правило параллелограмма |
Уметь определить графическим и аналитическим способом равнодействующую двух сходящихся сил |
Тема 1.2 “плоская система сходящихся сил” |
Математика: вычисление проекций вектора на ось, сложение нескольких векторов- правило векторного многоугольника; вычисление сторон прямоугольного треугольника; теорема о проекции векторной суммы на ось; решение системы двух уравнений с двумя неизвестными; функции cos, sin,tg | 1.находить равнодействующую 2-х, 3-х и
любого числа сходящихся сил, расположенных в
одной плоскости (графическим и аналитическим
способами) 2.раскладывать силу в плоскости по двум направлениям 3.составлять и решать систему уравнений равновесия плоской системы сходящихся сил 4.рационально выбирать оси координат 5.уметь проверять правильность решения |
Тема 1.3 “плоская система произвольно расположенных сил” |
Физика: трение скольжения и трение качения, коэффициент трения, законы Амонитона-Кулона | 1.уметь определять величину и знак
момента силы относительно точки 2.знак направления и способ определения реакций различных типов опор балок 3.уметь составить и решить систему уравнений равновесия плоско нагруженных балок сосредоточенными и равномерно распределенными и парами сил 4.уметь вычислить величину силы трения и знать закон трения скольжения |
Тема 1.4 “пространственная система сил” |
Математика: нахождение проекции вектора на плоскость и ось, если вектор и ось расположены в различных плоскостях; сложение трех сходящихся векторов, правило параллелепипеда; разложение вектора на три составляющих, заданными своими направлениями (аналитически) | 1.сложение трех и любого числа
сходящихся сил, расположенных в пространстве
(аналитически) 2.раскладывать одну силу на три составляющих, заданные своими направлениями (аналитически) 3.определить момент силы относительно оси 4.составить и решить систему уравнений равновесия пространственно нагруженного вала |
Тема 1.5 “центр тяжести” |
Математика: вычисление площадей и положение центра симметрии плоских фигур: прямоугольника, треугольника, параллелограмма, сектора, круга и т.д. | 1.находить центр тяжести плоских
сечений, составленных из простых геометрических
фигур и профилей стандартного проката 2.опытным путем определять положение центра тяжести плоских фигур, методом подвешивания |
Тема 1.6 “основные понятия кинематики” |
Физика: раздел кинематики | Знать определения понятий: система отсчета, траектория, виды движения точки |
Тема 1.7 “кинематика точки” |
Физика: понятие “функция”, “аргумент” Математика: прямоугольный треугольник; |
1.уметь решать задачи на движение точки
по заданной траектории (естественным способом), в
которых определяется расстояние, скорость,
касательное, нормальное, полное ускорение точки
на траектории 2.умение по графику движения описать движение точки |
Тема 1.8 “простейшее движение твердого тела” |
Математика: единицы измерения углов и
соотношения между ними; табличные производные и
табличные интегралы Черчение: кинематические схемы передач вращательного движения |
1.уметь решать задачи на вращательно
движение, в которых определять угловую скорость,
частоту вращения, скорости и ускорения точки
вращающей тело 2.определять передаточное число и передаточное отношение простой и многоступенчатой передачи |
Тема 1.9 “сложное движение точки” Тема 1.10 “сложное движение твердого тела” |
обзорно | 1.определять частоты вращения валов
механических передач 2.передаточное число и угловые скорости звеньев планетарных механизмов |
Тема 1.11 “основные понятия и аксиомы динамики” |
Физика: классические законы Галилея-Ньютона; основные и производные единицы системы “СИ” | 1.уметь определять массу тела по его
весу 2.знать основные уравнения динамики точки, уметь применять его при решении задач |
Тема 1.12 “движение материальной точки, метод кинемастатики” |
Физика: классические законы Галилея-Ньютона; основные и производственные единицы системы “СИ” | Решать задачи с использованием метода кинемастатики |
Тема 1.13 “работа и мощность” |
Физика: раздел “работа и мощность” | Решать задачи, в которых рассматривается: работа и мощность при поступательном и вращательном движении; мощность и момент вращения валов многоступенчатых передач |
Схема подготовки молодого специалиста
по предмету “техническая механика”
2 сопротивление материалов
Наименование № темы предмета |
Предмет и тема на которые следует опираться при изучении данной темы | Основные умения и навыки, которые должны получить студенты при изучении предмета | |
Тема 2.1 “основные положения” |
Математика: проекция силы на ось;
система координат Физика: напряжение, размерность в системе “СИ” |
Знать внутренние силовые факторы; виды деформаций; метод сечений; все виды напряжения | |
Тема 2.2 “растяжение и сжатие” |
Технология металлов: свойства
материалов (чугун, сталь) Математика: сложение и вычитание векторов, площади простейших фигур |
Уметь строить эпюры продольных сил Nz, нормальных напряжений ?z и перемещений ? | |
Тема 2.3 “практические работы на срез и смятие” |
Механика: понятие силы,
растяжение и сжатие Математика: определение площадей и периметров простейших фигур |
Определять расчетные напряжения,
возникающие в конструкциях, работающих на срез и
смятие Сравнение расчетных величин с допускаемыми и оценка работоспособности конкретного узла |
|
Тема 2.4 “геометрические характеристики плоских сечений” |
Математика: знать площади всех
геометрических фигур Механика: определение центра тяжести простейших фигур |
Определять осевые, центробежные и полярные моменты инерции; уметь найти центральные моменты инерции составных сечений, имеющих ось сечения (профили и т.д.), круг, кольцо | |
Тема 2.5 “кручение” |
теоретическая механика: понятие момента силы, правило знаков, размерность | Уметь строить эпюры Mz, напряжение ?z, угла закручивания. Производить проверочный и проектный расчет с целью оценки работоспособности элемента конструкции, работающего на кручение | |
Тема 2.6 “изгиб” |
Теоретическая механика: понятие момента силы, размерность | Уметь различать виды изгиба в
зависимости от прикладываемых нагрузок; уметь
строить эпюры Qx:Qy и Mx:My в вертикальной и
горизонтальной плоскости Определять коэффициент запаса прочности при изгибе, выполнять проектный расчет для определенного поперечного сечения образца |
|
Тема 2.7 “сочетание основных деформаций. Изгиб и кручение. Гипотезы прочности” |
Техническая механика: свойства момента, расчеты на прочность, жесткость | Знать назначение гипотез
прочности; уметь определять эквивалентные
моменты по различным гипотезам прочности Уметь рассчитывать брусья на прочность |
|
Тема 2.8 “сопротивление усталости” |
Технология металлов: свойства материалов (стали, чугуна и т.д.) | Циклы напряжений, усталостное
разрушение, факторы, влияющие на выносливость Коэффициент запаса |
Тема 2.9 “прочность при динамических нагрузках” |
Физика: основы кинетостатики Математика: проекция сил на ось, знаки |
Уметь рассчитывать динамические нагрузки, находить силы инерции, динамическое напряжение, динамический коэффициент |
Тема 2.10 “устойчивость сжатых стержней” |
Техническая механика: понятие силы Математика: площади простейших фигур |
Уметь определять критическую силу по формуле Эйлера и по эмпирическим формулам. Производить проектный расчет с целью определения размеров поперечного сечения бруса, закрепленного вертикально и работающего на сжатие, а также допускаемого значения сжимаемой силы |