Урок чтения во 2-м классе "Стихи русских поэтов о зиме"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить с новыми произведениями А.А Фета и С. Есенина “Береза”,
  2. Поразмыслить над красотой зимней природы,
  3. Попытаться сравнить произведения разных поэтов,
  4. Познакомиться с творчеством С. Есенина,
  5. Выработать навык выразительного чтения, как результат понимания стиха.

Оборудование:

  • портреты (А.А. Фет, С.А. Есенин, А.С. Пушкин).
  • аудиокассета - А.Н Плещеев “Осень наступила”,
  • рисунки березы,
  • иллюстрация зимнего пейзажа;
  • семейный портрет Есенина,
  • иллюстрация села Константиново.

1. Организационный момент.

2. Цели и задачи урока.

- Продолжим изучение новых стихотворений русских поэтов.

3. Проверка домашнего задания:

а) Прослушивание аудиокассеты А.Н. Плещеева “Осень наступила”;

б) Чтение стихотворения по желанию (наизусть).

4. - Посмотрите, пожалуйста, на доску, на эти рисунки. Что в них изображено? Чем они нарисованы? (красками, кистью.)

5. Новая тема: - А теперь внимательно послушайте стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета “Чудная картина”: (Читает учитель)

а) Понравилось стихотворение? О чем оно? (О зимней ночи.) Какие картины зимней природы вы представили? Обратите внимание на иллюстрацию к рисунку. (Кругом белый снег, белая равнина, полная, круглая луна, сверкающий снег и бег одиноких саней.)

- Автор больше использовал какие слова? (Существительные, прилагательные)

б) А теперь прочитаем стихотворение А.С Пушкина (читают подготовленные ученики, 1 - 2 уч).

- У него есть слова, обозначающие, указывающие на действия - прочитать их.

(Север дунул, завыл; зима пришла, рассыпалась, повисла, сровняла землю; блеснул мороз и т.д.)

- Оба поэта изображали зимнюю природу, но каждый по - своему.

6. Физминутка: (Хомка, Хомка, хомячок...)

7. - Теперь послушайте о третьем поэте, С.А Есенине, о великом русском поэте. Родиной поэта является старинное село Константиново в центре России. Оно расположено среди полей, лесов. На высоком берегу реки Оки. Есенин родился 2 сентября 1895 года. С двух лет он был отдан на воспитание зажиточному деду со стороны матери. У него еще было 3 взрослых своих сына. Они учили маленького Сережу плавать, ездить на лошади, брали на охоту с раннего детства, поэтому мальчик рос озорным драчуном, всегда ходил в царапинах.

Стихи начал писать с девяти лет. Сергей Александрович Есенин никогда не забывал свой родной край, отчий дом. “Малая родина” - родные места всегда вдохновляли его к стихам. Он очень любил пляски, шутки, русские песни. Поэзия Есенина вечна, потому что он пишет о Матери, Родине, Природе, Любви.

Его стихи любят везде за теплоту, лиричность, образность, за огромную любовь к природе, ко всему живому, к своей Родине.

Отгадайте загадку:

В белом сарафане - встало на поляне (Береза).

А теперь, внимательно послушайте стихотворение С. Есенина “Береза” (читаю, дети следят).

8. Вопросы после чтения:

- Понравилось стихотворение? О чем оно? (О зиме, о березе).

- Какими в этом стихотворении изображены зима, зимняя береза? (Белая береза принакрылась снегом, точно серебром – серебряная.)

- Какой береза видна утром? (Серебряная).

- А вечером на заре? (Горят снежинки в голубом огне) (выборочное чтение.)

- Ребята, какие бы вы краски использовали для ее изображения? (Белые, серебряные, золотые - желтые).

Итог.

- А теперь вы заметили, что краски могут быть переданы словами.

Найдите и прочтите строчки, где говорится о цвете (белая береза, снег, точно серебро, кисти белой бахромой, огонь золотой).

- А иней как описывается? (С новым серебром сравнивается).

- Как по - вашему надо читать это стихотворение? Какие слова подсказывают темп его чтения? (В сонной тишине, заря лениво обходит - потому что заря наступает медленно.)

9. Физ. минутка.

10. - А теперь самостоятельно, вполголоса прочитайте стихотворение и приготовьтесь к выразительному чтению вслух. Не забудьте в конце предложений сделать паузы, выделить голосом слова. (2-3 ученика полностью, остальные по одному столбцу). (Чтение по “цепочке”).

- Ребята, мы сегодня прочитали 3 стихотворения разных поэтов. Сравним их. Какое изображение, чье стихотворение вам больше нравится? Чем? (У А.А. Фета - много слов, обозначающих предметы).

У А.С. Пушкина больше глаголов. У С.А. Есенина много эпитетов, сравнений, слов, обозначающих признаки предметов.

- Что нам помогло понять стихотворения, почувствовать их, ответить на вопросы. (Внимательное чтение.)

11. Задание на дом. Выучить стихотворение С. Есенина “Береза” наизусть, ст.52.

12. Воспитательный момент.

- А теперь прослушайте о пользе, защите и охране березы.

Береза, пожалуй, самое красивое дерево наших лесов. Хороша она в смешанном лесу, где ее белый ствол и ажурная листва выделяются на фоне темнохвойных деревьев. Но особенно красив лес, состоящий из одних берез. В ясную погоду их кружевные кроны пронизаны солнечным светом. Ветерок играет ветвями деревьев и гоняет яркие блики по лесу. Впечатление удивительной освещенности в березняке усиливают белоснежные стволы. Цвет березовой коры не случаен: белизна предохраняет стволы и ветви от обжигающего действия весеннего солнца. В любой день белые стволы остаются прохладными на ощупь. Береза широко распространена по территории России.

В настоящее время, как и в прошлые века, береза имеет громадное значение для человека. Всюду служат нам вещи, сделанные из древесины: фанера, лыжи, мебель с березовой фанеровкой. Березовые дрова признаны лучшими. Береза дает и лучший деготь. Березовая сажа используется для приготовления красок и черни. Березовые почки издавна применялись в качестве лекарственного средства при желудочных и почечных заболеваниях, а так же при ревматизме. На Руси ценили всевозможные поделки из коры - бересты. Береста обладает удивительными свойствами. Она не пропускает влагу и воздух, не поддается гниению в воде. Поэтому люди издревле использовали бересту для изготовления туесов для хранения воды и пищи.

В конце февраля - начале марта, в зависимости от погоды, у берез начинается сокодвижение. Это важное событие в жизни многолетних растений, знаменующее пробуждение после глубокого зимнего покоя. Ранней весной корни начинают насасывать из почвы воду, которая растворяет запасные питательные вещества и переносит их к распускающимся почкам. Этот слабый раствор сахаров и называют березовым соком. Сбор его наносит непоправимый вред березнякам.

“На поляне, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокорая березка -
Символ Родины моей”.

Береза, пожалуй, самое красивое дерево. Это стройное дерево высотой до 20 - 25 метров. Жить может до 300 лет.

- Березу сравнивают с девичьей красой, с русской стройной красавицей, с гибкой талией.

Удивительна судьба белой березки. В мирное время она радость, подруга, советчица, а в войну - воин - спасатель, кто помог своим соком раненым. В настоящее время береза имеет громадное значение для человека. Вспомните, ребята, что из березы изготовляют? (Из нее делают мебель, лыжи; почки березы используют в медицине.)

- Давайте, ребята, охранять, защищать русскую красавицу. Нельзя ломать ветки, если пьешь сок, надо аккуратно, а потом закрыть рану, что б не вытек сок, и не высохло дерево.

- Спасибо за внимание. Урок окончен.