Задачи.
Образовательные:
- знать определение квадратных, биквадратных уравнений; формулы корней квадратного уравнения; теорему Виета;
- уметь решать квадратные уравнения.
Воспитательные: воспитывать умение работать в группе, чувство сопереживания, ответственности перед другими.
Развивающие:
- развивать настойчивость и волю для достижения результатов при решении квадратных уравнений;
- развитие умений преодолевать трудности при решении квадратных уравнений;
- развитие правильной математической речи.
Контингент участников: обучающиеся 8-го класса (13–14 лет).
Оборудование: таблица «Квадратные уравнения», раздаточный материал, карточки с тестовыми заданиями, мультимедийный проектор.
План урока:
- Устный счёт (во время устного счёта – индивидуальная работа по учебнику – 2 ученика - № 462 (2)).
- Закрепление изученного материала:
- фронтальная работа;
- групповая работа – соревнование (консультанты в группах).
- Индивидуальная работа – дифференцированная.
- Самостоятельная работа в форме теста.
- Итог урока.
- задание на дом
Ход урока
I. Устный счёт.
(Во время устной работы – 2 ученика – индивидуальная работа –по учебнику № 436 (2).
1. Найдите подбором корни уравнения:
а) у2 + 7 у – 8 = 0;
у = 1; у = - 8.
б) х2 – 2 х – 15 = 0;
х = 5; х = - 3.
в) х2 – 8 х – 9 = 0;
х = 9; х = - 1.
г) х2 – 8 х + 7 = 0;
х = 1; х = 7.
2. Один из корней квадратного уравнения равен 5. Найдите второй корень уравнения х2 – 8 х – 9 = 0.
Ответ. х = 3.
3. Составьте квадратное уравнение, корни которого равны:
а) 4 и 3; х2 – 7 х + 12 = 0;
б) 0 и 7; 3 х2 – 21 х = 0.
Вывод: Чем вы воспользовались при выполнении предложенных заданий?
Ответ: При нахождении корней квадратных уравнений, составлении квадратного уравнения по известным корням пользовались теоремой Виета.
Задание: Сформулируйте, пожалуйста, теорему Виета.
Ответ: В приведённом квадратном уравнении сумма корней равна взятому с противоположным знаком второму коэффициенту, а произведение равно свободному члену.
Учитель: Кроме теоремы Виета ещё каким свойством можно было воспользоваться при решении уравнений в пунктах а) и г)?
Ответ: Свойством
Учитель: Ребята, давайте посмотрим на уравнение в) х2 – 8 х – 9 = 0;
Корни его х = 9; х = - 1.
Установить связь между коэффициентами квадратного уравнения.
Попробуем применить свойство.
Найдем а + с = b.
1 + (- 9) = - 8$
.
Свойство: а + c = b
II. Закрепление изученного материала.
- Работа по учебнику.
№ 535 (4) – фронтальная работа у доски работает ученик 5 х4 – 16 х2 + 30 = 0;
2. Дополнительные упражнения.
№ 528 (1; 3)
3. Работа по вариантам – самопроверка, взаимопроверка (решения на обороте доски):
1 вариант - № 535 (3);
2 вариант - № 535 (1)
дополнительные упражнения РТ & 30 № 7
III. Групповая работа – соревнование (консультанты в группах)
1 группа
9 х4 – 37 х2 + 4 = 0
2 группа
16 х4 – 25 х2 + 9 = 0
3 группа
4 х4 – 37 х2 + 9 = 0
Вопрос: Какой способ применяется при решении биквадратных уравнений?
Ответ: При решении биквадратных уравнений применяется метод замены переменной.
Вопрос: Какое уравнение получили после замены переменной?
Ответ: После замены переменной получили квадратное уравнение.
Вопрос: Сколько корней может иметь квадратное уравнение и от чего это зависит, как зависит?
Ответ: Число корней квадратного уравнения зависит от дискриминанта D.
D > 0 – 2 корня.
D = 0 – 1 корень.
D < 0 – нет корней.
IV. Дифференцированная самостоятельная работа в форме теста
ВАРИАНТ – 1
1. Какое из данных уравнений не является квадратным?
а) - х2 +2х – 8= 0;
б) 4х2 + х = 4х – 2;
в) 3 + х2 = 0;
г) х2 = (х – 2)(х + 1).
2. Найдите коэффициенты a, b и c квадратного уравнения – 2х2 + х + 7 = 0.
а) 1, - 2, 7;
б) - 2, 1, 7;
в) 0, - 2, 7;
г) другой ответ.
3. Выберите уравнение, дискриминант которого равен 49.
а) 5х2 + 3х + 2 = 0;
б) 2х2 – 3х – 5 = 0;
в) 3х2 – 3х – 7 = 0;
г) 2х2 – 3х + 5 = 0.
4. Решите уравнение 5х2 – 9х – 2 = 0.
а) 2 и - 0,2;
б) корней нет;
в) - 2 и 0,2;
г) другой ответ.
5. Найдите сумму корней уравнения 4х2 – х + 12 = 0.
а) - 0,25;
б) корней нет;
в) 0,25;
г) другой ответ.
6. При каких x верно равенство (2х - 3)2 = (х + 2)2?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
ВАРИАНТ – 2
1. Какое из данных уравнений не является квадратным?
а) х (х – 1) = х2 – 2х;
б) 7х + 9 = 0;
в) 2х2 – 3х = х + 5;
2. Найдите коэффициенты a, b и c квадратного уравнения – х + 9 + 2х2 = 0.
а) 2, 0, 9;
б) - 1, 2, 9;
в) 2, -1, 9;
г) другой ответ.
3. Выберите уравнение, дискриминант которого равен 25.
а) х2 – 3х + 4 = 0;
б) 4х2 + 3х – 1 = 0;
в) 16х2 – 3х = 0;
г) 2х2 – 3х + 2 = 0.
4. Решите уравнение 2х2 – 5х – 4 = 0.
а) 3 и - 1,5;
б) корней нет;
в) - 3 и 1,5;
г) другой корень.
5. Найдите сумму корней уравнения 2х2 – 9х + 5 = 0.
а) - 4,5;
б) корней нет;
в) 4,5;
г) другой корень.
6. При каких x верно равенство (3х + 2)2 = (3 – 2х)2?
а) 5 и - 0,2;
б) - 5 и - 0,2;
в) 0,2;
г) другой ответ.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
V. Итог урока.
VI. Домашнее задание.