Воспитательный потенциал уроков немецкого языка

Разделы: Иностранные языки


Совершенно очевидно, что будущее нашего государства определяется уровнем воспитания молодежи, уровнем их обучения, физического и духовного развития, гражданского становления. Практика убедительно доказывает, что недостаточное внимание к воспитательной функции обучения сказывается не только на искаженном отношении к учебе, но и к жизни в целом, у подростков формируются негативные качества личности.

К тому же социологи утверждают, что если несколько лет назад системы ценностей менялись каждые 25 лет, то теперь это происходит каждые 10 лет. Такая быстрая смена ценностных ориентаций заставляет преподавателей особенно пристально всматриваться в своих воспитанников и помнить об актуальности высказывания М.М. Пришвина, что устойчивое нравственное правило для воспитания детей нужно больше, чем хлеб.

Вот почему во многих школах России основополагающим принципом образовательной политики выдвинут “приоритет воспитания над обучением, способствующий становлению нравственных идеалов и ценностей, направленность на развитие индивидуальности человека”.

Таким образом, современная стратегия развития воспитания подрастающего поколения в соответствии с Концепцией модернизации российского образования направлена, прежде всего, на

  • обеспечение соответствия содержания и качества воспитания актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства;
  • повышение роли воспитательной деятельности в гуманизации общественно-экономических отношений, формировании новых жизненных установок;
  • разработку инвариантных моделей содержания воспитания в образовательных учреждениях с учетом современной социокультурной ситуации, новых ценностей воспитания и обучения.

Но мы не должны забывать, что есть ценности, которые вечны. И это - Жизнь, Земля, Отечество, Семья, Дом, Истина, Труд, Культура, Мир, Добро, Милосердие. Именно на них всегда ориентировалась и должна ориентироваться сегодня воспитательная система школы.

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности ученика.

Документы Министерства образования и методическая почта подтверждают тот факт, что в последнее время начинает складываться национальная концепция воспитания в новых общественно-политических и экономических условиях. Это воспитание человека культуры, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение, в том числе средствами иностранного языка.

Важнейшим условием достижения нового качества образования является совершенствование урока – основной организационной формы учебно-воспитательного процесса в школе. Нельзя согласиться с мнением, что урок совершенно изжил себя. Дидактические и воспитательные возможности урока далеко не исчерпаемы. Сегодня настало время рассматривать воспитательный, развивающий и дидактический потенциалы урока с позиций новых целей и нового содержания образования.

Содержание современных учебных программ обладает значительным потенциалом. Его реализация зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной духовности, гражданственности, гуманизма. Профессионализм учителя заключается не только в методической грамотности, сколько в умении отбирать материал к уроку, определять его образовательные и воспитательные возможности. Талант педагога – в тонком чувствовании возможностей своего предмета, в формировании моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности.

Таким образом, одним из новых воспитательных “механизмов”, которые привели бы в движение всю воспитательную систему школы, является, на мой взгляд, “усиление гуманитарной и практической направленности учебных дисциплин, включающие в их содержание материалов, помогающих обучающимся освоить ценность общества и культуру, в которой они живут, способы самоопределения в них”. Из сказанного следует, что в процесс обучения отдельным учебным дисциплинам должны широко включаться культуроведческие компоненты. Предмет “иностранный язык” занимает в этом ряду особое место. Он не только знакомит с культурой стран изучаемого языка, но путем сравнения оттеняет особенности своей национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями. Иными словами, содействует воспитанию школьников в контексте “диалога культур”.

Привлечение в учебно-воспитательный процесс материалов культуры резко повышает мотивацию учения, что чрезвычайно важно, т.к. научение без мотивации неэффективно. Не секрет, что приобщение к материалам культуры содействует познавательной мотивации, т.е. школьники не только осваивают программный материал, но и знакомятся с неизвестными фактами культуры, что, несомненно, вызывает их интерес. Поэтому процесс обучения становится наиболее эффективным.

Так, например, в 11 классе при изучении подтемы “Музыка” ученики выполняли предложенный тест. Они ответили на вопрос, кто сочинил “Лунную сонату”. Конечно, это Людвиг Бетховен. Но вот при каких обстоятельствах он сочинил свой шедевр, ребята узнали из дополнительного текста, предложенного им сразу же для работы. Работа с дополнительным текстом способствовала формированию положительной мотивации к изучению иностранного языка. Ученики высказали свое отношение к прочитанному, отметили, что для них было новым, интересным. При использовании активных методов обучения (беседы, проблемно-речевых ситуаций, требующих высказывания своего мнения), происходит превращение ученика из объекта в субъект учебной деятельности.

Я думаю, что мы, учителя иностранного языка, должны делать все для того, чтобы формировать и развивать у учащихся желание учиться, а также активизировать не только их познавательные, но и творческие способности.

Программа развития воспитания в системе образования среди ряда приоритетных направлений отдает должное “приобщению детей к чтению литературы как одному из наиболее действенных средств воспитания юного гражданина, формированию духовно-нравственных качеств”.

Чтение текстов на иностранном языке предоставляет огромные воспитательные возможности, если “иностранный язык используется как средство для приобщения учащихся к духовной культуре других народов, если он выступает как способ познания действительности, как способ самопознания и самовыражения личности в процессе обучения” (И.Л. Бим).

При этом ведущей образовательной функцией домашнего чтения должна стать функция культуросозидательная, обеспечивающая сохранение, передачу и развитие общеобразовательной культуры подростка средствами литературно-художественного компонента, предполагающего доступ к иной национальной культуре и тем самым к культуре мировой. Это дает возможность преодолеть в воспитании учащихся культуроцентризм и внести существенный вклад в повышение уровня их гуманитарного образования.

Чтобы побудить учащихся к чтению, надо сам процесс чтения представить как чудо – показать в знакомом незнакомое, в обычном необычное, изумить таящимся в нем богатством возможностей.

Среди стимулов к чтению ведущим является тот, где деловые мотивы (учеба, победа в конкурсе, успешная самореализация в новых жизненных условиях) трансформируется в мотив личностный, затрагивающий душу.

Я думаю, уважаемые коллеги, что вы меня поддержите в том, что учебник 10-11 класс имеет огромные возможности для осуществления межпредметных связей, основное значение которых состоит в том, что они дают возможность увязать в единую систему все знания, полученные по различным учебным дисциплинам, а также получать новые знания на основе этих связей. Существенную поддержку при обучении иностранным языкам оказывает, прежде всего, литература, предоставляющая богатый материал для работы по теме “Книги”.

(9 класс – Тема: Каникулы и книги. Они связаны друг с другом? 11 класс – Подтема: Литература).

При изучении этой темы ученики знакомятся с творчеством таких немецких писателей и поэтов, как Г. Фаллада, И.В. Гёте, Ф. Шиллер, М. Пресслер, Г. Гейне и т. д.

Опора на литературу позволяет определить содержательную сторону речи. Но чтобы решить проблему, о чем (о ком) говорить, учитель должен знать уровень начитанности учеников. В свою очередь иностранный язык может служить опорой для изучения литературы. В частности, изучая биографию Шекспира, Шиллера, Гёте и др., школьники могут познакомится с основными произведениями этих писателей на уроке и на внеклассных занятиях по иностранному языку, послушать записи стихотворений, отрывков из трагедий и комедий в исполнении носителей языка, а также переводы на русский язык в исполнении актеров. Большую роль играет здесь также лингвострановедческий справочник. Небольшая биографическая справка вводит ученика в атмосферу творчества автора, нередко помогает понять, почему написано то или иное произведение, выяснить позицию автора, его отношение к описываемым событиям. Эти данные расширяют и углубляют знания, полученные из курса литературы. С другой стороны, знакомство с автором или отрывком из его книги на уроке иностранного языка может служить своего рода “рекламой” творчества писателя и стимулом к более глубокому изучению его произведений на уроке литературы.

В 11 классе при изучении подтемы “Литература” ученики также познакомились с краткой биографией великих немецких и австрийских писателей и поэтов. Но проявили особый интерес к творчеству немецкого писателя Генриха Бёлля и его произведению “Глазами клоуна”. Взяли один дополнительный урок по его творчеству: читали более обширную биографическую статью, отвечали на вопросы, высказывали свое отношение к его творчеству.

Следующая подтема, которая также имеет огромный воспитательный потенциал, “Киноискусство”. В учебнике имеется диалог между молодыми людьми Анной и Кристианом о прекраснейшем фильме, удостоенном премии Оскара, “Титаник”. На своих уроках я взяла дополнительный материал из истории “Титаника”, а также газетную статью, в которой режиссер Джеймс Кэмерон рассказывает о трудном пути создания своего фильма. На мой взгляд, этот материал имел больше возможности по развитию ценностных ориентаций учащихся, сюжет которого дал ученикам еще раз поразмыслить над одной из волнующих подростков тем, тема любви, поговорить о трагедии, ломающей судьбы людей, о призрачности счастья.

Перед учениками были поставлены такие вопросы, как:

  • Glauben sie an die ewige Liebe?
  • Was verstehen Sie unter dem Begriff „Liebe“?
  • Was ist Glück fur Sie?

Подобные упражнения, которые апеллируют к чувствам и эмоциям учеников, побуждают их к выражению собственного мнения, оценки, стимулируют развитие ценностных ориентаций, способствуют ценностному осмыслению текста и явлений действительности.

Методическое решение проблемы воспитания и развития школьников на уроке иностранного языка реализуется прежде всего в целостности учебно-воспитательного процесса. Именно системный подход позволяет наиболее полно использовать факторы обучения, несущие воспитательный потенциал.

Одним из путей реализации идеи развития и воспитания школьников в контексте “диалога культур” считаю, ставшую в последнее время популярной проектную методику в обучении иностранному языку. Проектная методика в полной мере соответствует программным требованиям в обучении иностранному языку. Выполнение заданий проекта выходит за рамки урока и требует много времени, но часто усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач:

- занятия не ограничиваются приобретением учащимися определенных знаний, умений и навыков, а выходит на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся при изучении иностранного языка;

- учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию, в том числе лингвистическую, не только из учебников, но из других источников;

- в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которых осуществляется взаимодействие друг с другом и учителем, роль которого меняется;

- в проектной работе весь учебный процесс ориентирован на учащегося: здесь прежде всего учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности;

- усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая индивидуально, или в микрогруппе, должен представить всей группе результаты своей деятельности это в свою очередь способствует воспитанию подростков нравственности;

- совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить дело до конца, они должны задокументировать результаты своего труда, а именно – написать статью для газеты, сообщение, собрать и обработать статистические данные, сделать аудио-видео запись, оформить альбом, коллаж, стенгазету, выставку, организовать вечер для родителей, одноклассников. Форму презентации (репортаж, сообщение, ролевая игра, викторина, шоу, концерт, дискуссия и т.д.) и документации учащиеся выбирают сами;

- в рамках подготовки к проекту школьники полностью проникаются его идеей, и эта идея несет в себе большой воспитательный потенциал.

Работа с проектом имеет следующие этапы: (показ таблицы)

I этап. Начинание или целеполагание, подготовка.

Деятельность учащихся. Выявляют проблемы.

Обсуждают задание.

Уточняют информацию.

Деятельность учителя. Объясняет цели проекта.

Мотивирует учащихся.

Наблюдает.

II этап. Планирование.

Деятельность учащихся. Формируют задачи.

Уточняют информацию.

Выбирают и обосновывают свои критерии успеха.

Деятельность учителя. Помогает.

Наблюдает.

III этап. Принятие решения.

(Исследование. Выбор методов проверки принятых решений.)

Деятельность учащихся. Работают с информацией.

Выполняют исследования.

Деятельность учителя. Наблюдает.

Консультирует.

IV этап. Выполнение.

Деятельность учащихся. Оформляют проект.

Выполняют исследование.

Работают над проектом.

Деятельность учителя. Направляет процесс, если это необходимо.

Наблюдает.

V этап. Оценка результатов.

Деятельность учащихся. Участвуют в коллективном самоанализе и самооценке.
Деятельность учителя. Направляет процесс, если это необходимо.

Наблюдает.

VI этап. Защита проекта.

Деятельность учащихся. Защищают проект.

Участвуют в коллективной оценке результатов проекта.

Деятельность учителя. Участвует в коллективной оценке результатов проекта.

Важное правило: каждый этап проекта должен иметь свой конкретный продукт.

После каждого урока (тренинга лексики, работы с текстом, высказываний и т.д.) учащиеся отправляют в свою “копилку” необходимую информацию.

Нужно помнить, что суть проектной деятельности при изучении иностранного языка – это прежде всего коммуникативная деятельность, включенная в другие виды деятельности.

Конечно, обучение методом проекта с одной стороны сложно оценить работу, т.к. оценивается не объем освоенной информации, а ее применение в деятельности для достижения цели, поэтому я составила алгоритм оценивания работы.

Алгоритм оценивания проекта.

Процесс проектирования
  Интеллектуальная активность Творчество Практическая деятельность Умение работать в группе Объем разработок и количество предлагаемых решений
Самооценка          
Оценка учащихся по группе          
Оценка защиты
  Оформление Представление Ответы на вопросы учителя Ответы на вопросы ученика.
Учащиеся по классу        
Учитель        

Применяя метод проекта, я увидела, что чаще приходится иметь дело со смешанными типами проектирования, т.к. они имеют признаки исследовательской и творческой деятельности.

Результат мы можем увидеть и на “малоуспешных” учащихся. Пусть защита и не блестящая, но для ребенка индивидуальное продвижение к успеху, который, я считаю, надо поддерживать.

Работа “Brot, ein wichtiges Grundnahrungsmittel!” является творческим проектом обучаемых 5 и 11 классов.

Эта работа посвящена хлебу – самому востребованному продукту питания, носит практическую направленность и имеет очень высокий воспитательный потенциал. Конечным продуктом проектной деятельности является презентация Power Point, используемая как на уроках немецкого языка при изучении темы “Еда”, так и во внеклассных воспитательных мероприятиях.

Каждый день на нашем столе мы видим хлеб. Мало кто из ребят задумывался, каким трудом он добывается, какой долгий и сложный путь проходит от зерна, посеянного в землю, до вкусной ароматной булки. Именно поэтому в школьной столовой мы видим иногда брошенные булки, недоеденные куски хлеба. Эта проблема взволновала ребят, и было решено исследовать путь этого важного продукта питания до потребителя, собрать интересную информацию о пользе хлеба, имеющихся в продаже разновидностях хлебобулочных изделий, рецепты хлеба и все, что может быть интересным для школьников.

Такая деятельность способствует формированию коммуникативных умений и навыков, развитию активной жизненной позиции, творческого потенциала обучаемых.

Практика доказывает, такой подход к организации проектной деятельности с использованием информационных технологий способствует достижению более высоких результатов в учебно-воспитательном процессе, повышению его эффективности.

Работа над проектом требует от школьников творческой фантазии для того, чтобы выигрышно организовать и представить другим найденную информацию. Метод проектов активизирует все стороны личности обучаемого: его интеллектуальную сферу, типологические особенности и черты характера, целеустремленность, любознательность, трудолюбие, толерантность, его коммуникативные умения, чувства и эмоции.

Говоря о воспитательном потенциале уроков иностранного языка, нельзя не затронуть также и экологический аспект в содержании курса немецкого языка.

Сложность современных взаимоотношений между человеком и природой вызывают огромную озабоченность всего человечества. Важность экологических проблем очевидна. Экологическое воспитание школьников занимает большое место в учебном процессе. Общеизвестно, что разработка новых технологий в промышленности, в сельском хозяйстве будет осуществляться теми, кто сегодня сидит за школьной партой. От них будет зависеть облик нашей планеты и решение самой глобальной проблемы выживания человечества. В связи с этим в настоящее время за рубежом и в определенной степени у нас в стране наблюдается экологизация школьных предметов, что способствует развитию экологических знаний и экологической культуры школьников как составляющих экологического воспитания. Хорошо известно, сколь огромным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом обладает иностранный язык как учебный предмет. Как действенный фактор социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса общества и как средство общения иностранный язык обладает и определенными возможностями в плане экологического воспитания.

УМК для средней школы по немецкому языку показывает, что их содержание в определенной мере способствует воспитанию у учащихся гуманного отношения ко всему живому и к природе в целом.

Уже с первых лет изучения немецкого языка я ставлю задачу прививать детям любовь к природе, стремление помогать животным и маленьким пернатым друзьям. Учащиеся седьмых классов с помощью компьютерных технологий создали презентацию “Деревце”, призывающую к бережному отношению к природе. Ученики 11-х классов после изучения подтемы “Экология” создали проект по теме “Загрязнение питьевых вод Алтайского края”.

На научно-практической конференции ученики предъявили свои исследования и сделали выводы о том, что недостаточно беречь и сохранять только тот участок земли, на котором мы живем. Планета – наш общий дом, и для предотвращения экологической катастрофы и решения общечеловеческих проблем требуется консолидация сил всего человечества в рамках движения за мир, охрану окружающей среды, сотрудничество по выработке экологически чистых технологий.

И в заключение мне хотелось бы вспомнить слова создателя классно-урочной системы Я.А. Коменского, призывавшего педагогов “… учить с верным успехом, так, чтобы неуспеха последовать не могло; учить быстро, чтобы ни у учащих, ни у учащихся не было обременения или скуки, чтобы обучение происходило скорее с величайшим удовольствием; учить основательно, не поверхностно и, следовательно, не для формы, но подвигая учащихся к истинным знаниям, добрым нравам и глубокому благочестию”.