Урок по теме "Делимость натуральных чисел"

Разделы: Математика


Цели:

  • повторить, обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по данной теме;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся, потребности к самообразованию;
  • прививать интерес к математике, чтению художественной литературы.

Тип урока: урок применения знаний и умений.

Форма проведения: урок-путешествие.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Сообщение темы урока.

Ученик 1. Вот и приходит к нам долгожданная весна. В лесу, в полях, в садах и парках синевой отливают большие сугробы снега, сильны еще по ночам морозы и бодрят утренники, порой бушуют метели.

Ученик 2. Но по тому, как все ярче и теплее солнце, как в полдень звенит, играя с солнцем, веселая хрустальная капель, как радостнее чирикают воробьи и громче воркуют голуби, чувствуется приближение весны. Это ее позывные, эхо победного марша.

Учитель. Когда-то в старину на Руси отсчет лет вели с 1 марта, с начала сельскохозяйственной весны, с первой весенней капели.

Март был “зачинателем” года. Название месяца “март” идет от римлян. Они назвали этот месяц в честь одного из богов.

Давайте узнаем, как назывался этот месяц.

(Ребята выполняют задание 1.)

Задание 1.

Из ряда чисел выпишите те, которые кратны:

  1. 3 : 291513, 22175, 1216;
  2. 10: 22175, 12250, 12339;
  3. 4 : 1216, 188154, 12250;
  4. 2 : 188154, 291513, 12339;
  5. 9 : 291513, 12250, 12339;
  6. 5 : 188154, 12339, 22115
  7. 25: 22175, 1216, 22115

Варианты ответов: 188154 - т, 22175 – с, 12250 – а, 1216 – р, 12339 – и, 291513 – м, 22115 – у.

Учитель. У римлян один месяц года в честь бога войны Марса был назван мартиусом. На Руси это название упростили, взяв лишь первые четыре буквы.

Ученик 3. Зима в марте не один раз наряжает леса в белоснежный, сверкающий на солнце наряд. Особенно холодной бывает его первая половина. В народе говорят: “Март сродни февралю”, “Март неверен: то плачет, то смеется”. Некоторые дни имеют свои названия.

Чтобы определить эти дни, выполним задание 2.

(Ребята выполняют задание 2.)

Задание 2.

Среди данных чисел выберите простые числа: 48, 575, 13, 340, 17, 126.

В народном календаре 13 марта – капельник, 17 марта – грачевник.

Как вы думаете, почему они так названы?

(Ребята предлагают свои ответы.)

Учитель. В жизни любого народа важное место всегда занимали народные и религиозные праздники. Во все времена они приурочивались к циклам природы, к началу и концу полевых работ. С одним из таких праздников мы сегодня познакомимся. Этот праздник связан с началом весны.

Давайте сначала из данного списка выберем все весенние праздники.

  • Рождество
  • Пасха
  • Спас Яблочный
  • Масленица
  • Троица
  • Иван Купала
  • Крещение

Какой из них связан с началом весны?

(Ответ: Масленица)

Сегодня мы познакомимся с историей этого праздника…

Масленица – это языческий обряд… похорон зимы и благословения теплых дней. В древней Масленице печаль соединялась с радостью.

Россия – страна зимняя, холодная. Поэтому проводы зимы – праздник. Люди, забывая про холода, пекли румяные и горячие, как само солнце, блины и веселились от души. Чучело зимы затем сжигалось, а Весна после этого пышно величалась.

Но только ли из-за холодов люди ждали весны?

…В те далекие времена, когда всех людей кормила лишь земля, приход обильной влагой и теплом весны был важен, как сама жизнь. Поэтому в древности масленица была праздником земледельцев. Именно в эти предвесенние дни люди могли встретиться и договориться о главном: как сообща начать трудовой год.

После Масленицы для верующих православных начинается строгий семинедельный пост.

Пословица гласит: “Масленица семь дней гуляет”.

В народе Масленицу так любили, что кроме ласковых имен (“касаточка”, “сахарные уста”) придумали названия для каждого из семи дней.

Сейчас мы установим их очередность.

(Ребята выполняют задание 3 по вариантам.)

Задание 3. Найдите а) НОД (m;n); б) НОК (m;n).

1 вариант 2 вариант 3 вариант
m = 212 m = 270 m = 252
n = 318 n = 324 n = 420
а) “Разгуляй” а) “Лакомка” а) “Заигрыши”
б) “Встреча” б) “Золовкины посиделки” б) “Тещины вечера”

По номеру ответа определите день недели:

  1. 636
  2. 84
  3. 54
  4. 106
  5. 1260
  6. 1620

Первый день: “Встреча”.

Ученик 4. Встреча Масленицы. В этот день дети всей деревни собирались и шли от дома к дому с песнями. У всех дома пеклись блины и ждали гостей.

Свекор со свекровью отправляли невестку на целый день к отцу с матерью. Невестка должна была помочь по хозяйству, так как вечером свекор со свекровью отправлялись в гости к сватам.

Первый блин в этот день предназначался душам усопших родителей.

Учитель. Всем вам знакома пословица: “Первый блин комом”.

Как вы думаете, почему?

(Ответ: Комом мне будет блин, если я забуду, для кого он предназначен.)

Второй день: “Заигрыши”.

Ученик 5. В этот день начинались игрища и потехи. Устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, воздвигались снежные городки, катания с горок.

Учитель. Перед вами репродукция картины Кустодиева “Масленица”. Художник здесь изобразил народное гулянье. По словам сына Бориса Михайловича в мастерскую к отцу приходили люди и, посмотрев на полотно, угадывали: кто – Кострому, кто – Москву, кто – Ярославль. Даже улицы называли, а художник только улыбался, ему по душе были эти споры. Он и стремился к тому, чтобы каждый узнавал свое, родное.

Третий день: “Лакомка”.

Ученик 6. Зятья в этот день приходят к тещам на блины. Тещины блины по обычаю целый пир. Каких блинов только не пекла теща.

Учитель. А вот какие это были блины, мы узнаем, решив задачу.

(Ребята выполняют задание 4.)

Задание 4.

Задача. Теща напекла 57 блинов с творогом, что на 42 блина больше, чем блинов икрой и в 2 раза меньше, чем молочных блинов. Сможет ли она разложить блины на 3 тарелки поровну?

Учитель. Едва все приходят в себя после визита к теще, как наступает широкий четверг.

Четвертый день: “Разгуляй”.

Ученик 7. В этот день праздник разгорался особенно. Все катаются, песни поют, начинают колядовать. В этот день устраивались знаменитые кулачные бои.

Вспомним Лермонтова:

Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские
На Москву- реку, на кулачный бой
Разгуляться для праздника, потешиться.

Учитель. А на Урале и в Сибири осаждали снежные крепости. Художник – сибиряк Василий Суриков увековечил подобную осаду на своей знаменитой картине “Взятие снежного городка”. Городок олицетворял собою укромный приют зимы, который разбивали: одни исполняли роль осаждающих, другие – защитников крепости. Подобное зрелище проходило за деревней, в котором участвовало много народа.

Пятый день: “Тещины вечера”.

Ученик 8. На тещины вечера зятья угощают своих тещ блинами. В старину зять обязан был с вечера лично приглашать тещу, а потом утром присылал нарядных зватых. Этим самым зять выражал уважение и почтение теще. Званая теща присылала зятю: кадушку для теста, сковороды, а тесть – мешок муки и масла.

Шестой день: “Золовкины посиделки”, “Проводы”.

Ученик 9. В этот день молодая невестка приглашает к себе родных. Золовке она дарила подарки. Также женщины наряжали Чучело в женский сарафан, платок. Соломенную куклу брали под руки с двух сторон и всей деревней провожали. За деревней в большом костре ее сжигали, а сами вокруг него пели и плясали.

Учитель. В разных губерниях были отличия. Давайте узнаем о Симбирской губернии.

Ученик 10. В Симбирской губернии в субботу дети строили на реках и прудах снежный городок с башнями и воротами. Делились на две группы: охранители и храбрецы. Храбрецы нападали на охранителей, после битвы взрывали ворота, разрушали городок. В этой игре им помогали взрослые. После взятия городка победителя купают в проруби, после чего все угощаются и с песнями возвращаются по домам.

Ученик 11. Проводы честной Масленицы в Симбирской губернии состояли в поезде. Для поезда сколачивали несколько дровен и саней. В середине дровен ставили большой столб в виде мачты, на него клали колесо, на колесо сажали мужика-весельчака, который представляет различные шутки. Такой поезд разъезжал по всем улицам, впереди него пели и плясали скоморохи.

Учитель. Заканчивалась неделя Прощеным воскресеньем. В этот день провославные просили прощение у родных и знакомых. Прощение заключалось покаянием друг перед другом за грешные мысли и поступки. При этом говорили друг другу: “Прости меня”.

“Бог простит. Ты меня прости”.

Блины на масленицу пекли каждый день. И они тоже имели свои названия:

1 - блинища, 2 - блины, 3 - блинчики, 5 - блинки, 6 - блиночки, 7 - царские блины.

Ребята, а как вы думаете: почему на Масленицу пекли блины?

(Ответ: Блин считали символом солнца.)

Александр Иванович Куприн писал: “Блины круглые, как настоящее щедрое солнце, символ хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей”.

3. Подведение итогов.

Итак, сегодня на уроке мы с вами повторили признаки делимости, разложение на простые множители, нахождение НОД и НОК, а также совершили небольшое путешествие в прошлое: знакомство с традициями и бытом нашего народа.

Литература.

  1. С. Шмаков “Нетрадиционные праздники в школе”, М.: 1997.
  2. И. Панкеев “Сударыня масленица”, М.: 2003.
  3. С.В. Кульневич, Т. П. Лакоценина “Воспитательная работа в средней школе”.
  4. Н. Кончаловская “Дар бесценный”, М.:1969.
  5. Дидактические материалы по математике А.С.Чесноков, К.Н.Нешков. М.: Просвещение, 1999.
  6. Математика. Приложение к газете “Первое сентября”№7, 2003.