Урок русского языка по теме "Упражнение в написании безударных окончаний имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Закрепление знаний детей о существенных признаках определения падежа имён существительных и правописании падежных окончаний существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения.
  2. Развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления на основе упражнений
  3. Воспитание мотивации.

Ход урока.

1. Орг. момент.

Учитель: Сядут те дети, имя которых относится к существительным 1-го склонения, а теперь те , имя которых относится к существительным 2-го склонения.

2. Минутка чистописания.

(На доске написаны слова) Подберёзовик, молодость, старушка, молоко.

Учитель:

первая буква, которую мы будем писать – гласная, находится в приставке им. существительного 2-го склонения;
вторая – гласная , находится в суффиксе им. существительного 1-го склонения;
третья – согласная, находится в корне им. существительного 3-го склонения и обозначает парный звонкий, парный твёрдый согласный.

3. Словарная работа.

(На доске таблица)

  а б в г
1 паль же да кар
2 фель го мор лать
3 ковь се то ри
4 зонт по да бе

Учитель: Отгадай те, какие слова из словаря я зашифровала. Ключ перед вами:

1а 3в (пальто)
2в 3а (морковь)
1г 3в 2а (картофель)
1б 2г (желать)
4г 3б1в (беседа)
2б 3г 4а (горизонт)
4б 2б 4в (погода)

Учитель: Какое слово лишнее? (желать)

Почему? (это глагол, а остальные слова имена существительные)

На какие группы можно разделить оставшиеся слова? (сущ. 1-го, 2-го и 3-го склонения).

Определите склонение имён существительных.

4. А теперь поиграем.

Учитель: У вас карточки со словами: у сестры, на дворе, до рощи, из шерсти, до пристани, в небе, из нефти, в лагере, с молоком, без пальто, вдоль дороги, на лошади, на макушке, в театре, по болоту, к победе, от холода, без помощи, к сирени, на лодке, около башни, до деревни, к морю, в зелени, об опасности, без косточки, с радостью.

Вы должны поместить карточку в свой домик.

1-е скл
2-е скл.
3-е скл.

Учитель: Как определяли склонение им. существительных в косвенных падежах? Определите падеж им. существительных.

5. Работа в группах.

1-я группа: Вставить пропущенные окончания, определить склонение и падеж.

Свернул к речк…
помог старушк…
скрипит на дерев…
махал флажк…
рисунок на ткан…

2-я группа: Найдите им. существительные с окончанием –е.

Написал в тетрад…, подбежал к пристан…, играл на площадк…, кружились в воздух…, шли от берёзк…, сидит в огород… на изгород…, найти на дорог…, добежать до речк…, пошёл по троп… .

3-я группа: Запишите каждое слово в Р. п., Д. П., П. п.

пустыня, грусть, герой, ладонь, стакан, балкон.

Р. п.
Д. п.
П. п.

4-я группа: Составьте словосочетания по данным схемам.

В (1 скл. ж. р. П. п.), около (2скл. м. р. Р. п.)
У (1 скл. ж. р. Р. п.) на ( 2 скл. м. р. П. п.)
по ( 1 скл. м. р. Д. п.) в (3 скл. ж. р. П. п.)

(Проверка. Представитель каждой группы объясняет задание).

Физминутка.

Учитель: Я буду называть имена существительные. Если имя существительное относится к 1-му склонению, вы хлопаете в ладоши; если имя существительное относится ко 2-му склонению, то приседаете; если имя существительное относится к 3-му склонению, то прыгаете на месте.

Лошадка, берег, молодость, старик, ученик, парта, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, огурец, велосипед, пальто, осень, лето, весна, зима, снежинка, метель.

6. Упражнение на развитие зрительной памяти. (На доске записаны словосочетания)

Дохнула хол.д..
запушила сне.к..
(за)т.нула ле.к..
л.тят по льду
(по)серебрила ине..
нар.дила вшу.к..
пр.т.нулся у опушк…
появились (у) кормушк…
пр.б.жал по ветк..

Учитель: Объясните правописание пропущенных букв. Определите склонение и падеж имён существительных. (Дети выполняют задание).

Постарайтесь запомнить как можно больше словосочетаний. (Учитель закрывает словосочетания, дети пишут по памяти). Самопроверка.

Учитель: какой темой объединены все словосочетания? (Зима). Запишите рассказ, используя данные словосочетания.

(Дети самостоятельно записывают небольшой рассказ. Несколько учеников читают свои мини-сочинения)

7. Итог урока.

- Какие “задачи” мы сегодня решали на уроке? Оцените как вы работали (5- активно работал, 4- не очень активно). Кто хочет поделиться дома своей радостью и знаниями, возьмите солнышки.