Экологическое воспитание младших школьников через литературное чтение (Программа: литературное чтение для 2–4-х классов)

Разделы: Начальная школа


Тип урока: Изучение нового материала с первичным закреплением.

Структура урока:

  1. Орг. момент:
  2. Первичное усвоение материала
  3. Осознание и осмысление учебного материала
  4. Систематизация знаний и умений
  5. Проверка уровня усвоения знаний и умений
  6. Информация о дом.задании
  7. Рефлексия

ТДЦ:

  1. Создать условия для осознания основного фактического материала, познакомить с произведением К. Г. Паустовского “Скрипучие половицы”
  2. Способствовать обучению школьников умению отвечать на вопросы по содержанию текста и выделять главную мысль
  3. Способствовать воспитанию в детях таких качеств как наблюдательность и отзывчивость.

Формы организации познавательной деятельности:

  1. Общеклассная
  2. Индивидуальная

Методы обучения:

  1. Объяснительно-иллюстративный
  2. Репродуктивный
  3. Аналитический
  4. Частично-поисковый

Оборудование: портрет писателя, композитора, фонограмма П. И. Чайковского “Времена года. Июль”, записи на доске.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Первичное усвоение материала:

Какой раздел мы начали изучать на прошлом уроке? (Природа и мы) Напоминаю, что у нас при изучении данного раздела проходит главный вопрос всех уроков: Человек – “повелитель” или “подчиненный” природы? Сегодня на уроке мы приблизимся к ответу на этот вопрос.

Вводная беседа: Продолжим знакомство с творчеством К. Г. Паустовского. Какой рассказ этого писателя мы прочитали в предыдущем разделе (“Корзина с еловыми шишками”)

Кому посвящен этот рассказ? (Норвежскому композитору Э. Григу)

К. Г. Паустовский создал своеобразные литературные портреты: Г. Х. Андерсена, А. П. Чехова, И. А. Бунина и П. И. Чайковского. Сегодня мы познакомимся с произведением Паустовского “Скрипучие половицы”

Проблемный вопрос: прослушайте стих. Б. Пастернака “Тишина” и определите тему произведения “Скрипучие половицы” (Звучит фонограмма П. И. Чайковского “Времена года. Июль”. Учитель читает стихотворение “Тишина”) (см. Приложение 1)

Определить тему произведения “Скрипучие половицы”

Лес – это наше прошлое, настоящее, будущее. Как понимаете эти слова? Объясните.

Прочитайте слова Паустовского (на доске) Величие природы в том и состоит, что ее вечная красота непрерывно обновляется. Объясните эти слова.

Вы прослушали музыку П. И. Чайковского “Времена года. Июль”. Какие чувства вызвала музыка? Своей музыкой композитор помогает нам понять удивительную красоту природы, в обычных вещах – увидеть необычное.

В рассказе “Скрипучие половицы” говорится об одном случае из жизни замечательного композитора. Звучит фонограмма П. И. Чайковского “Времена года. Июль” и на ее фоне учитель знакомит учащихся с экспозицией рассказа.

Чтение рассказа 1 части учителем, 2-3 части учащимися.

3. Аналитическая беседа по содержанию с выборочным чтением.

Как называлось любимое место композитора, где он любил отдыхать?

Почему Чайковский торопился на свое любимое место? Зачитайте.

Что в тот день особо поразило композитора в природном естестве? Зачитайте.

Прочитайте эпизод, где описано, что нового привносил световой поток в картину природы?

Какое состояние вызвала у Чайковского сила освещения? Зачитайте.

Какое необыкновенное чудо рождало в душе композитора наблюдение за окружающей природой? (музыка)

В чем выражался эмоциональный запас, полученный от природы?

Какой настрой создают оттенки? Выпишите цветовые эпитеты (работа в тетради)

Чтение 2 части рассказа учащимися. (по ходу чтения ведется лексическая работа)

4. Аналитическая беседа, выборочное чтение.

Почему Чайковский приказал слуге никого не пускать в дом?

Чего добивался композитор в мелодии?

Рассмотрите иллюстрацию. Какой эпизод она изображает?

Почему слуга не осмелился прервать музыку?

Как Феня отнеслась к музыке, звучащей в доме?

Поясните смысл слов лесника “ Моё дело…поважнее, чем этот рояль.”

Почему лесник Василий пришёл за советом именно к Чайковскому?

Прочитайте, как Василий относится к лесу, т. е. писатель очеловечивает неживое.

Как называется этот приём в литературе?

Прочитайте эпизод, что услышал в музыке Чайковского лесник?

5. Чтение и аналитическая беседа 3 части рассказа учащимися.

а) Лексическая работа.

б) Выборочное чтение.

Легко ли композитору излагать музыкальным языком свои мысли?

Почему Василий долго не мог ничего выговорить Петру Ильичу? Как отреагировал на весть лесника композитор? Почему?

Как Паустовскому удалось в пейзажной зарисовке передать настроение попутчиков?

Предположите, удастся ли Чайковскому предотвратить вырубку леса? Почему? Как вы думаете, почему рассказ К.Г. Паустовского “Скрипучие половицы” помещен с рассказами о природе в одном разделе?

6. Вывод.

Когда писатель рассказывает нам о жизни животных или растений, о лесе или о реке, он всегда показывает нам отношение человека к природе, дает понять, что все живые существа на планете связаны между собой и зависят друг от друга. Лес сохраняет для человечества чистоту и равновесие окружающей среды. Поэтому необходимо заботится о здоровье леса, о нашем зеленом богатстве. Тысячи лет человек пользовался дарами леса, теперь человек должен сберечь и восполнить те лесные запасы, которые постепенно скудеют.

7. Домашнее задание.

(2-3 часть, чтение по ролям) Ответить на вопрос: Предположить, что будет с тем уголком природы, где полностью вырубят лес. (Работы учащихся в приложении 3)

2 урок по данному произведению

1. Актуализация знаний и умений:

а) чтение 2 и 3 части по ролям

б) Что будет с тем уголком природы, где полностью вырубят лес? (зачитывают свои работы)

Много тысячелетий протягивает лес свои зеленые ветви к солнцу и каждым листом своим, каждой хвоинкой улавливает посылаемую из космоса солнечную энергию. Щедр и трудолюбив этот космический великан. Войдите в его владения, и он угостит вас земляникой, малиной, орехами, напоит родниковой водой и березовым соком. Вы услышите соловьиные трели и песни токующих глухарей. Познакомит лес с проворным строителем – бобром, откроет лесные тропы, где величаво прошел лось или прошмыгнул соболь. А может быть, лес сотворит чудо – сделает вас музыкантом или художником, поэтом или зодчим.

Продолжим работу с произведением К.Г. Паустовского “Скрипучие половицы” и ответим на вопрос: с какой целью Паустовский написал этот рассказ, что он хотел этим сказать. И, наконец, каждый из вас ответит на интересующий нас вопрос. Человек - “повелитель” или “подчиненный” природы?

2. Первичное знакомство с 4-5 частью текста.

а) лексическая работа

б) чтение вслух учащимися 4 части

в) аналитическая беседа, выборочное чтение

Составьте портрет помещика Трощенко, просмотрев предыдущие части

Что предположил Трощенко, выслушав предложение Чайковского?

Почему Чайковский не собирался торговаться с купцом?

Какую цель преследовал композитор?

Как характеризует помещика его диалог с Чайковским?

Что он говорит о музыке? Зачитайте.

Сумел ли Чайковский уговорить купца и предотвратить вырубку леса?

г) чтение учащимися 5 части – самостоятельно.

Задание: отметить непонятные слова, попытаться их объяснить.

д) аналитическая беседа.

Какие художественные средства использует Паустовский, описывая гибель сосны?

Почему писатель говорит о дереве как о человеке?

Как березы ведут себя по отношению к сосне?

Как птицы отреагировали на происходящее? Почему?

Почему, начатая накануне мелодия не будет завершена?

3. Проверка усвоения:

В каком предложении заключается главная мысль? “Могущество страны - не в одном материальном богатстве, но и в душе народа” Поясните эту мысль автора.

К чему призывает Паустовский?

С какой целью Паустовский написал этот рассказ?

Всем нам надо помнить, что благополучие человека на Земле зависит от того, на сколько богат растительный мир. И если вдруг исчезнут все леса, наша планета Земля станет так же безжизненна и пустынна, как поверхность Луны.

Выскажите свои мнения: кто же такой человек по отношению к природе?

Природа нашей Родины величава и могущественна. Она может нас многим одарить, сделать нашу жизнь изобильнее и удобнее. При всем своем могуществе она нуждается в нашем внимании, защите. Охранять природу, это совсем не значить оставлять ее в полной неприкосновенности. Наоборот, только природа, которую берегут, даст больше всяких благ. Ведь, не рубят же на дрова фруктовые сады, не ломают ветки смородины, чтобы удобнее было собирать ягоды… Но вот с дикой природой люди нередко по недомыслию или по злому умыслу поступают именно так, словно природа их злейший враг. И вот результат: плодородные земли губятся оврагами, рыбные реки превращаются в сточные канавы, богатые дичью угодья опустошаются.

На земном шаре уничтожено и безвозвратно потеряно много видов ценнейших животных и растений. Многие виды занесены в Красную книгу – им тоже грозит исчезновение, они охраняются государством. Создана и в нашей Кировской области Красная книга. Так значит, нам с вами надо именно сейчас проявить к природе пристальное внимание, большую заботу.

4. Рефлексия. (На фоне музыки звучит стих. Читает ученик)

Берегите эту землю, эту воду,
Даже малую былинку, любя.
Берегите всех зверей природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

Домашнее задание: чтение рассказа, найти слова – убеждения для купца Трощенко не губить лес. (работы учащихся в приложении 3)

Тема урока: Чарушин Е.И. “Кабаны”.

Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление.

Структура урока:

  1. Орг. момент.
  2. Целеполагание и мотивация.
  3. Актуализация знаний и умений.
  4. Первичное усвоение материала.
  5. Осознание и осмысление учебного материала.
  6. Первичное закрепление учебного материала.
  7. Информация о домашнем задании.
  8. Рефлексия.

ТДЦ:

  1. Создать условия для целостного осознания основного фактического материала, познакомить с новым произведением из раздела “Человек и природа”.
  2. Способствовать обучению школьников умению отвечать на вопросы учителя по содержанию текста, умению выделять главную мысль в содержании текста.
  3. Способствовать воспитанию у учащихся бережного отношения к окружающему миру, наблюдательности, любознательности.

Формы организации познавательной деятельности:

  1. Общеклассная.
  2. Индивидуальная.

Методы обучения:

  1. Объяснительно-иллюстративный.
  2. Репродуктивный.
  3. Частично-поисковый.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Актуализация знаний и умений.

Из какого произведения эти слова? “Природу нужно беречь, как мы бережём самую жизнь человека”.

Кто написал этот рассказ? (Паустовский К. Г.)

Кому принадлежат эти слова? (Чайковскому П. И.)

Когда он их сказал?

Прочитайте какие слова-убеждения подобрали для купца Трощенко, чтобы он не рубил лес.

Что сказал Паустовский про лес? (Лес-это наше прошлое, настоящее, будущее.)

Если бы у нас была машина времени, то мы бы пригласили купца на уроки природоведения и показали бы ему современные фотографии: что происходит с окружающей средой из-за чрезмерной вырубки лесов. Показали бы наши работы о редких растениях и животных, некоторых из них мы можем увидеть теперь только в зоопарке.

3. Целеполагание и мотивация.

Как называется предмет, который изучает родной край? (краеведение)

- Что значит изучать свой край?

Можно ли на уроке чтения изучать свой край?

Мы должны знать и уважать историю своего края, его культуру; мы должны знать людей, которые прославили наш край и гордиться тем, что у нас есть такие известные земляки. Вот с одним из таких людей, нашим земляком и его творчеством сегодня и познакомимся.

Е. И. Чарушин – вятский писатель.

(1901-1965г.г.)

Е. И. Чарушин родился в 1901г. на Вятке в семье художника – архитектора. Отец его был страстным охотником и любознательным краеведом. Мать увлекалась садоводством и любительским животноводством.

Благодаря своим родителям, мальчик открыл для себя светлый мир растений и “братьев наших меньших”. Женя был разносторонне одарённым ребёнком: играл на скрипке, изобретал, увлекался актёрством, занимался живописью и скульптурой.

С 1930г. Чарушин работал в Ленинградском и Московском отделениях Детиздата. Здесь Чарушин проиллюстрировал своими ясными, проникнутыми теплотой и юмором рисунками свыше 120 книг для детей, главным образом о природе и животных (в большинстве своём собственного сочинения).

Сюжеты рассказов Чарушина обычно незамысловаты, язык прост и ясен. Героями произведений становятся либо какая-нибудь птаха, либо зверюшка, либо ребёнок. Нередко это мальчик Никита, сын Е. Н. Чарушина.

Вы внимательно слушали, теперь составим карту памяти о Е. И. Чарушине.

- Что запомнили о жизни писателя? (см. Приложение 4 “Карта памяти”)

Выставка книг (краткая аннотация по каждой книжке), рисунков.

4. Первичное знакомство с текстом.

Сегодня познакомимся с одним из его увлекательных рассказов “Кабаны”.

Вместе с Е. И. Чарушиным мы совершим необычное путешествие. А вот куда, вы ответите, прочитав рассказ.

а) Чтение текста целиком учащимися.

Куда мы совершили путешествие?

Весёлое или грустное произведение вы прочитали? Почему?

Давайте мы вернём к этому вопросу ещё раз в конце урока и попытаемся прийти к единому мнению.

б) Аналитическая беседа, выборочное чтение.

От какого лица следует повествование в рассказе? Т.е. кто является главным героем?

Чем занимался Евгений Иванович в зоопарке? Зачитайте.

Подумайте, зачем он рисовал животных?

Когда происходит действие рассказа? Зачитайте.

Почему так рано? Зачитайте.

Кого рисовал автор?

Что случилось с Серёжкой (кличка оленя)? Зачитайте.

Как он ведёт себя в связи с этим? Зачитайте.

в) Работа с дополнительными сведениями из справочной литературы.

В зоопарке на каждом вольере висит табличка, в которой даётся краткое описание животного. А раз мы с вами путешествуем по зоопарку, то давайте тоже познакомимся поподробнее с некоторыми обитателями зоопарка.

Ученик рассказывает об олене - марале: его внешний вид, среда обитания, пища. (Показ иллюстрации). <Рисунок 1>

5. Выборочное чтение.

Чем занимаются другие животные утром? Зачитайте.

Кто живёт в общей загородке?

Что же написано в табличке про журавлей?

1 ученик рассказывает о сером журавле, 2-ой ученик о журавле – красавке. (Показ иллюстрации.) <Рисунок 2>, <Рисунок 3>

Вдруг художник чувствует, что что-то не так.

Что насторожило его? Зачитайте.

Прочитайте эпизод, где описаны кабаны.

А вы знаете, что в старину кабана называли “вепрь”.

Что написано на табличке про кабана?

Ученик рассказывает о кабанах. (Показ иллюстрации) <Рисунок 4>

6. Тренировочное выразительное чтение, осмысление и осознание учебного материала.

Давайте проследим, как развивалось действие и эмоциональный настрой автора.

С каким настроением работает художник до встречи с кабанами? Зачитайте.

Вывешиваю на доску табличку: Интересно! Ничего не вижу!

Как повёл себя художник, увидев непрошеных гостей? Его эмоциональное состояние? Зачитайте.

Вывешиваю табличку: Всё из рук попадало!

Понравилось ли это Серёжке?

Что так сильно напугало художника? Что он увидел?

Вывешиваю табличку: Прощай, моя акварель!

Какие чувства он испытывает?

Вывешиваю табличку: Делать что-то надо!

Что он решает? Зачитайте его действия.

Как себя чувствует в это время автор?

Вывешиваю табличку: Вспотел со страху!

Что происходит в самый кульминационный момент? Зачитайте.

Состояние автора? Зачитайте.

Вывешиваю табличку: Чуть не слетел!

Кто появляется в самый напряжённый эмоциональный момент?

Как повели себя кабаны? Зачитайте.

Поясните слова: “Простыми свиньями побежали в свой хлев”

Чем заканчивается история? Зачитайте.

7. Обобщающая беседа.

Чего устыдился Чарушин?

В каком предложении заключается главная мысль? Зачитайте.

Почему Чарушин назвал свой рассказ “Кабан”, ведь в зоопарке были и другие животные, например марал Серёжка?

Только после встречи с кабанами автор пережил настоящее эмоциональное потрясение. Посмотрите ещё раз на его эмоциональное состояние. Как нарастает потрясение человека, увидевшего не одного, а группу кабанов.

Почему автор так их испугался?

Вспомните, что мы узнали из таблички о кабанах. Видимо Чарушин тоже знал, как ведут себя кабаны на воле и решил, что лучше уйти с их пути.

Можем ли мы смеяться за это над ним и осуждать его за трусость?

Так вот теперь подумайте можно ли этот рассказ назвать весёлым? Скорее всего, автор с юмором говорит о своём поведении в этой необычной ситуации, уже переосмыслив всё произошедшее с ним.

Пригодятся ли вам знания, которые вы получили сегодня на уроке?

8. Рефлексия.

С какой целью создаются зоопарки? (Познакомиться с разными видами животных и редкими видами, уже исчезающими с лица Земли).

Теперь учёные горько шутят: “Мы так много взяли у природы, что не можем ждать от неё милости”. За последние сто лет человек использует природу в таких размерах, что возникли серьёзные нарушения в природных процессах. Реальна стала угроза всему живому на Земле. Всё это ведёт к экологическому кризису. Мы должны понять, что природой лучше не повелевать, а найти способ жить с ней в согласии.

Этим произведением мы закончили раздел “Природа и мы”, но на этом разговор о природе, о её богатствах, об отношении человека к окружающей среде не заканчивается. Мы будем говорить об этом и на последующих уроках чтения и на уроках природоведения.

Домашнее задание.

Выразительное чтение рассказа.

Соотнести иллюстрацию с соответствующим отрывком.