Цели:
- формировать умение ставить вопросы к именам существительным,
- распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Презентация Microsoft РowerPoint
I. Организационный момент (слайд №1).
II. Чистописание (слайд №2).
Дети повторяют написание соединений оро и оло.
III. Словарная работа.
- Сегодня словарную работу проведёт Учёный Ворон (слайд №3).
1. Картинный словарь (слайд №4)
- Узнайте птиц, изображённых на картинках, запишите их названия:
воробей, сорока, соловей.
- Какие непроверяемые безударные гласные вы написали в этих словах.
2. Знакомство с новым словарным словом ворона (слайды №5,6)
На экране картинки с изображением ворона и вороны.
- А какие это птицы? (Два подготовленных ученика читают по ролям сказку Э. Шима)
- Эй, ворона!
- Ты меня, косой? Так я не ворона, а ворон. Не видишь, что ли? Ворона серая, а я чёрный. Ворона деревенская, а я птица лесная, дикая!
- Подумаешь, много разницы!
- Если мало, так я ещё скажу. Ворона всё клюёт, а я только мясо. Птичек ловлю, зверюшек и вот таких зайцев, как ты!
- Ой, не буду больше, дяденька ворон. Всё уже понял!
(По Э. Шиму)
- Как отличить ворона от вороны?
- Это птицы родственные, но разные. Написание слова ворона нужно запомнить.
- Запишите в словарь: ворона, воронёнок, воронье (крыло). Докажите, что написали однокоренные слова (слайд №7).
3. Лексическая работа.
- В русском языке много “крылатых выражений”, связанных со словом ворона. “Когда так говорят?” (Слайд №8, 9)
Пуганая ворона. (О человеке, который всего боится).
Сравни: “Пуганая ворона и куста боится”.
Белая ворона. (О человеке, сильно отличающемся от других).
Считать ворон. (Глазеть по сторонам, отвлекаться).
Однажды поутру Мирон
Пошел гулять. Считал ворон,
А у него две мышки
Стащили мяч и книжки.
Проворонил. (Пропустил, потерял что-то важное).
- Произнеси быстро скороговорку: “Проворонила ворона вороненка”.
IV. Сообщение темы и цели урока.
- Закончи пословицу: “Соловей месяц …, а ворона круглый год … ”. (Слайд № 10). Запиши ее в тетрадь.
- Объясните орфограммы, которые встретились в пословице (слайд №11).
-Найдите имена существительные. На какие вопросы они отвечают? Когда существительное отвечает на вопрос кто?, а когда на вопрос что? Разделите слова на два столбика.
Кто? | Что? |
соловей | месяц |
ворона | год |
-Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? называются одушевленными. Имена существительные, отвечающие на вопрос что? называются неодушевленными.
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Одушевленные и неодушевленные имена существительные). Слайд №12.
-Чему будем учиться? (Распознавать одушевленные и неодушевленные существительные).
V. Физкультминутка-разминка для глаз (слайды №12, 13, 14).
VI. Работа по теме урока.
1. Упр.230. Учебник Т.Г. Рамзаевой.
2. Образование однокоренных одушевленных существительных (слайд №15).
- Прочитай слова. Что они обозначают?
скворечник –
курятник –
голубятня –
- Это одушевленные или неодушевленные существительные? Почему?
- Образуйте однокоренные одушевленные существительные.
VII. Закрепление изученного материала.
Работа с деформированным текстом. Упр.232. (Слайд № 16)
- Прочитайте первую группу слов. Какое предложение составили? Можно ли изменить порядок слов в этом предложении?
- Составьте 2, 3,4 предложение.
- Получился ли у нас текст? Докажите.
- К какому виду текстов он относится?
- Объясните правописание пропущенных орфограмм.
- Запишите текст.
- Найдите одушевленные существительные. Каким членом предложения они являются в этом тексте?
- Подчеркните грамматическую основу каждого предложения.
VIII. Подведение итогов урока. (Слайд № 17)
- Ученый Ворон задаёт последний вопрос: “Что нового узнали на уроке?”
- Чему научились на уроке?
- Оценивает вашу сегодняшнюю работу тоже Ученый Ворон (слайд №18).
IX. Домашнее задание.
Упр. 231