Русский язык во 2-м классе. "Одушевленные и неодушевленные имена существительные". Урок с использованием мультимедийных средств

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формировать умение ставить вопросы к именам существительным,
  • распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Презентация Microsoft РowerPoint

I. Организационный момент (слайд №1).

II. Чистописание (слайд №2).

Дети повторяют написание соединений оро и оло.

III. Словарная работа.

- Сегодня словарную работу проведёт Учёный Ворон (слайд №3).

1. Картинный словарь (слайд №4)

- Узнайте птиц, изображённых на картинках, запишите их названия:

воробей, сорока, соловей.

- Какие непроверяемые безударные гласные вы написали в этих словах.

2. Знакомство с новым словарным словом ворона (слайды №5,6)

На экране картинки с изображением ворона и вороны.

- А какие это птицы? (Два подготовленных ученика читают по ролям сказку Э. Шима)

- Эй, ворона!

- Ты меня, косой? Так я не ворона, а ворон. Не видишь, что ли? Ворона серая, а я чёрный. Ворона деревенская, а я птица лесная, дикая!

- Подумаешь, много разницы!

- Если мало, так я ещё скажу. Ворона всё клюёт, а я только мясо. Птичек ловлю, зверюшек и вот таких зайцев, как ты!

- Ой, не буду больше, дяденька ворон. Всё уже понял!

(По Э. Шиму)

- Как отличить ворона от вороны?

- Это птицы родственные, но разные. Написание слова ворона нужно запомнить.

- Запишите в словарь: ворона, воронёнок, воронье (крыло). Докажите, что написали однокоренные слова (слайд №7).

3. Лексическая работа.

- В русском языке много “крылатых выражений”, связанных со словом ворона. “Когда так говорят?” (Слайд №8, 9)

Пуганая ворона. (О человеке, который всего боится).

Сравни: “Пуганая ворона и куста боится”.

Белая ворона. (О человеке, сильно отличающемся от других).

Считать ворон. (Глазеть по сторонам, отвлекаться).

Однажды поутру Мирон
Пошел гулять. Считал ворон,
А у него две мышки
Стащили мяч и книжки.

Проворонил. (Пропустил, потерял что-то важное).

- Произнеси быстро скороговорку: “Проворонила ворона вороненка”.

IV. Сообщение темы и цели урока.

- Закончи пословицу: “Соловей месяц …, а ворона круглый год … ”. (Слайд № 10). Запиши ее в тетрадь.

- Объясните орфограммы, которые встретились в пословице (слайд №11).

-Найдите имена существительные. На какие вопросы они отвечают? Когда существительное отвечает на вопрос кто?, а когда на вопрос что? Разделите слова на два столбика.

Кто? Что?
соловей месяц
ворона год

-Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? называются одушевленными. Имена существительные, отвечающие на вопрос что? называются неодушевленными.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Одушевленные и неодушевленные имена существительные). Слайд №12.

-Чему будем учиться? (Распознавать одушевленные и неодушевленные существительные).

V. Физкультминутка-разминка для глаз (слайды №12, 13, 14).

VI. Работа по теме урока.

1. Упр.230. Учебник Т.Г. Рамзаевой.

2. Образование однокоренных одушевленных существительных (слайд №15).

- Прочитай слова. Что они обозначают?

скворечник –

курятник –

голубятня –

- Это одушевленные или неодушевленные существительные? Почему?

- Образуйте однокоренные одушевленные существительные.

VII. Закрепление изученного материала.

Работа с деформированным текстом. Упр.232. (Слайд № 16)

- Прочитайте первую группу слов. Какое предложение составили? Можно ли изменить порядок слов в этом предложении?

- Составьте 2, 3,4 предложение.

- Получился ли у нас текст? Докажите.

- К какому виду текстов он относится?

- Объясните правописание пропущенных орфограмм.

- Запишите текст.

- Найдите одушевленные существительные. Каким членом предложения они являются в этом тексте?

- Подчеркните грамматическую основу каждого предложения.

VIII. Подведение итогов урока. (Слайд № 17)

- Ученый Ворон задаёт последний вопрос: “Что нового узнали на уроке?”

- Чему научились на уроке?

- Оценивает вашу сегодняшнюю работу тоже Ученый Ворон (слайд №18).

IX. Домашнее задание.

Упр. 231