Урок "Деление с остатком"

Разделы: Математика


Цель урока:

  • показать связь между математикой, историей математики, рисованием, музыкой, природоведением;
  • развитие у учащихся навыков учебного сотрудничества;
  • формирование желания и умения учиться;
  • развитие самостоятельности и способности к саморазвитию;
  • усвоенные знания применять на практике;
  • формирование морально-нравственных качеств;
  • создание атмосферы эмоционального единства.

Оборудование:

  • таблицы, приготовленные учителем;
  • раздаточный материал – “Таблица Пифагора”;
  • тетради на печатной основе.

Ход урока

1. Сообщение темы и цели урока.

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы с вами рассматриваем деление натуральных чисел и, если я вас спрошу, какого цвета число 10000 или как звучит в музыкальном исполнении таблица умножения, то это вам покажется, по крайней мере, странным. Оказывается в мире многие вещи можно связать между собой. Еще в древнем мире многие ученые придавали особое, иногда мистическое, значение числам. Так, число 4 считалось удачливым, число 7 счастливым, а число 13 называли “чертовой дюжиной” и с ним связывали всякие неприятные события, поэтому в некоторых странах нет домов и квартир под № 13, число 10000 называли “тьма”. Установить связь между разными происходящими событиями и помогает нам математика.

Ребята! Сегодня мы будем изучать тему “Деление с остатком”, вам необходимо ответить на поставленные вопросы, они записаны на доске, прочитав текст на стр. 33 печатных тетрадей.

  1. Назовите компоненты при делении с остатком.
  2. Может ли остаток быть больше делителя или быть равным ему?
  3. Что означает: “Делимое делится на делитель без остатка”?

Выполните задание № 1 стр.33 РТ

2. Физкультминутка. (Прослушивание музыки и выразить её восприятие в движениях).

3. Радуга. Это капельки дождя отражают солнечный свет. И сейчас мы попробуем установить связь между множеством натуральных чисел и цветами радуги. В этом нам поможет счастливое число 7.

(В таблице каждому числу соответствует цвет радуги)

Таблица №1

1 2 3 4 5 6 7 8
к о ж з г с ф к

(красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, красный)

А, начиная с числа 8, все цвета повторяются.

Рисунок 1.

Как определить цвет чисел 24 или 18?

Для этого мы можем воспользоваться изученной темой: “Деление с остатком”.

Какие остатки могут быть при делении числа на 7? Для ответа на поставленный вопрос разделим число 24 на 7 = 3 (ост. 3). Поэтому число 24 желтого цвета (смотри таблицу)

Задание: определите цвет числа 18. Что для этого нужно сделать?

Ответ ученика: Найти остаток от деления числа 18 на 7.

Запись в тетрадях: 18 : 7 = 2(ост.4) число 18 - зеленого цвета.

Задание: у каждого из вас есть самый дорогой и желанный праздник – это День рождения.

Давайте, определим, какого цвета дата вашего рождения. (Учащиеся выполняют деление даты своего рождения и по таблице определяют цвет).

Но числа не только имеют свой цвет, но могут еще и звучать.

Закрепление изученного материала.

Сейчас мы попробуем установить связь между натуральными числами и нотами.

В этом нам опять поможет счастливое число 7.

(В таблице каждому числу соответствует нота)

Таблица №2.

1 2 3 4 5 6 7 8
до ре ми фа соль ля си до

А, начиная с числа 8, все ноты повторяются.

Задание: разделите число 10000 – “тьма” на 7. 10000: 7 = 1428 (ост 4).

По таблице определим, какая нота соответствует остатку, полученному при делении числа 10000 на 7. Это нота ФА.

Теперь прослушаем, как число 7 (нота СИ) звучит в музыкальном исполнении.

Задание: Определить звучание и цвет года, в котором мы живём. 2007 : 7 = 286 (ост.5).

Это нота СИ и число2007 голубого цвета

Закрепление изученного материала.

Задание: рассмотрим таблицу умножения (Таблица Пифагора).

Наша задача раскрасить её, используя таблицу №1 и изученную тему “Деление с остатком”, а затем прослушать её, используя таблицу №2, как звучит она в музыкальном исполнении.

Таблица №3

1 2 3 4 5 6 7 8 9
2 4 6 8 10 12 14 16 18
3 6 9 12 14 18 21 24 36
4 8 12 16 20 24 28 32 36
5 10 15 20 25 30 35 40 45
6 12 18 24 30 36 42 48 54
7 14 21 28 35 42 49 56 63
8 16 24 32 40 48 56 64 72
9 18 27 36 45 54 63 72 81

Вопрос: Почему при умножении чисел на 7 строка и столбец имеют одинаковый фиолетовый цвет?

(При делении чисел на 7, в данном столбце и строке, остаток равен нулю, то есть числа делятся на 7 без остатка).

Задание: выполнить деление чисел из Таблицы Пифагора и определить цвет каждого квадрата.

Сопоставим полученные остатки от деления с нотами и послушаем, как звучит в музыкальном исполнении таблица умножения.

Итог урока.

  1. Назовите компоненты при делении с остатком.
  2. Может ли остаток быть больше делителя или быть равным ему?
  3. Что означает: “Делимое делится на делитель без остатка”?

Спасибо за урок!