Цель урока:
- показать связь между математикой, историей математики, рисованием, музыкой, природоведением;
- развитие у учащихся навыков учебного сотрудничества;
- формирование желания и умения учиться;
- развитие самостоятельности и способности к саморазвитию;
- усвоенные знания применять на практике;
- формирование морально-нравственных качеств;
- создание атмосферы эмоционального единства.
Оборудование:
- таблицы, приготовленные учителем;
- раздаточный материал – “Таблица Пифагора”;
- тетради на печатной основе.
Ход урока
1. Сообщение темы и цели урока.
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы с вами рассматриваем деление натуральных чисел и, если я вас спрошу, какого цвета число 10000 или как звучит в музыкальном исполнении таблица умножения, то это вам покажется, по крайней мере, странным. Оказывается в мире многие вещи можно связать между собой. Еще в древнем мире многие ученые придавали особое, иногда мистическое, значение числам. Так, число 4 считалось удачливым, число 7 счастливым, а число 13 называли “чертовой дюжиной” и с ним связывали всякие неприятные события, поэтому в некоторых странах нет домов и квартир под № 13, число 10000 называли “тьма”. Установить связь между разными происходящими событиями и помогает нам математика.
Ребята! Сегодня мы будем изучать тему “Деление с остатком”, вам необходимо ответить на поставленные вопросы, они записаны на доске, прочитав текст на стр. 33 печатных тетрадей.
- Назовите компоненты при делении с остатком.
- Может ли остаток быть больше делителя или быть равным ему?
- Что означает: “Делимое делится на делитель без остатка”?
Выполните задание № 1 стр.33 РТ
2. Физкультминутка. (Прослушивание музыки и выразить её восприятие в движениях).
3. Радуга. Это капельки дождя отражают солнечный свет. И сейчас мы попробуем установить связь между множеством натуральных чисел и цветами радуги. В этом нам поможет счастливое число 7.
(В таблице каждому числу соответствует цвет радуги)
Таблица №1
1 2 3 4 5 6 7 8 к о ж з г с ф к
(красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, красный)
А, начиная с числа 8, все цвета повторяются.
Рисунок 1.
Как определить цвет чисел 24 или 18?
Для этого мы можем воспользоваться изученной темой: “Деление с остатком”.
Какие остатки могут быть при делении числа на 7? Для ответа на поставленный вопрос разделим число 24 на 7 = 3 (ост. 3). Поэтому число 24 желтого цвета (смотри таблицу)
Задание: определите цвет числа 18. Что для этого нужно сделать?
Ответ ученика: Найти остаток от деления числа 18 на 7.
Запись в тетрадях: 18 : 7 = 2(ост.4) число 18 - зеленого цвета.
Задание: у каждого из вас есть самый дорогой и желанный праздник – это День рождения.
Давайте, определим, какого цвета дата вашего рождения. (Учащиеся выполняют деление даты своего рождения и по таблице определяют цвет).
Но числа не только имеют свой цвет, но могут еще и звучать.
Закрепление изученного материала.
Сейчас мы попробуем установить связь между натуральными числами и нотами.
В этом нам опять поможет счастливое число 7.
(В таблице каждому числу соответствует нота)
Таблица №2.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
до | ре | ми | фа | соль | ля | си | до |
А, начиная с числа 8, все ноты повторяются.
Задание: разделите число 10000 – “тьма” на 7. 10000: 7 = 1428 (ост 4).
По таблице определим, какая нота соответствует остатку, полученному при делении числа 10000 на 7. Это нота ФА.
Теперь прослушаем, как число 7 (нота СИ) звучит в музыкальном исполнении.
Задание: Определить звучание и цвет года, в котором мы живём. 2007 : 7 = 286 (ост.5).
Это нота СИ и число2007 голубого цвета
Закрепление изученного материала.
Задание: рассмотрим таблицу умножения (Таблица Пифагора).
Наша задача раскрасить её, используя таблицу №1 и изученную тему “Деление с остатком”, а затем прослушать её, используя таблицу №2, как звучит она в музыкальном исполнении.
Таблица №3
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 |
3 | 6 | 9 | 12 | 14 | 18 | 21 | 24 | 36 |
4 | 8 | 12 | 16 | 20 | 24 | 28 | 32 | 36 |
5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 |
6 | 12 | 18 | 24 | 30 | 36 | 42 | 48 | 54 |
7 | 14 | 21 | 28 | 35 | 42 | 49 | 56 | 63 |
8 | 16 | 24 | 32 | 40 | 48 | 56 | 64 | 72 |
9 | 18 | 27 | 36 | 45 | 54 | 63 | 72 | 81 |
Вопрос: Почему при умножении чисел на 7 строка и столбец имеют одинаковый фиолетовый цвет?
(При делении чисел на 7, в данном столбце и строке, остаток равен нулю, то есть числа делятся на 7 без остатка).
Задание: выполнить деление чисел из Таблицы Пифагора и определить цвет каждого квадрата.
Сопоставим полученные остатки от деления с нотами и послушаем, как звучит в музыкальном исполнении таблица умножения.
Итог урока.
- Назовите компоненты при делении с остатком.
- Может ли остаток быть больше делителя или быть равным ему?
- Что означает: “Делимое делится на делитель без остатка”?
Спасибо за урок!