Технологии контроля знаний и умений обучающихся (из опыта работы лаборатории поликультурного образования)

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Ошибки — это всего лишь индикатор того, нуждается ли ученик в помощи, в дополнительной практике. Вы не в состоянии оказать эту помощь каждому конкретному ученику в классе. Эту ответственность ваши ученики в состоянии взять на себя сами, если они будут работать в небольших группах и отвечать за успехи каждого, если они научатся помогать друг другу.

Е.С.Полат

В течение трех лет на базе ГОУ СПО Благовещенский педагогический колледж осуществляет свою деятельность научно-практическая лаборатория поликультурного образования. Одним из направлений лаборатории является внедрение современных образовательных технологий, которые способствуют психологически комфортной социализации ребенка в условиях школ, имеющих поликультурный состав обучающихся. К таким образовательным технологиям, несомненно, относятся технологии обучения в сотрудничестве, метод проекта, проблемное обучение, и т.д. С образовательными технологиями члены лаборатории знакомятся не только теоретически, но и практически, реализуя их в учебной и внеучебной работе. Активными участниками лаборатории являются учителя начальных классов школ г. Благовещенска: МОУ гимназия №1, МОУ СОШ №5, МОУ СОШ №6, а также студенты колледжа. Учителя совместно со студентами демонстрируют открытые уроки с использованием технологий, проводят мастер-классы, обсуждают приобретенный опыт педагогической деятельности, публикуют материалы в сборниках научных изданий, участвуют в научно-практических конференциях. Осуществляя руководство деятельностью лабораторией, хотелось бы поделиться некоторыми наработками.

Особый интерес среди участников лаборатории вызывают так называемые локальные технологии, которые применяются на определенном этапе урока. К ним относятся технологии контроля знаний и умений обучающихся. Данные технологии позволяют не только выявить пробелы в знаниях обучающихся, но закрепить и повторить изученный материал; воспитывают положительную Я-концепцию, формируют навыки общения, способствуют снятию тревожности на контрольных уроках, имеют здоровьесберегающий эффект.

Буду рада, если этот материал принесет вашим ученикам радость, которую нелегко встретить на уроке, когда организуется контроль знаний. Подобную работу с успехом провожу и на занятиях по педагогики и психологии со своими студентами.

Виды технологий контроля знаний, умений обучающихся:

Разноуровневые задания

Задача: организация письменной проверки знаний и умений обучающихся, используя дифференцированный подход.

1. Подбираются задания разного уровня сложности; определяется их цветовая гамма, количество баллов за правильно выполненное задание (1, 2, 3 балла).

2. На каждую парту предоставляется набор заданий (пакет). Задача обучающихся — определить для себя уровень заданий, произвести выбор карточек (Приложение 1).

3. Время выполнения ограничено.

4. После проверки и тщательного разбора, выполнение предыдущих заданий может оцениваться по более низким баллам, и наоборот.

“+” подобная работа позволяет провести проверку знаний учеников в течение 10-15 минут по определенной теме, предмету; выбор карточек с заданием показывает, насколько объективно ученик оценивает свои возможности, каковы его интересы, какие задания вызывают затруднения; один пакет заданий можно использовать неоднократно; такой вид проверки удобен при подготовке к контрольной работе;

“-” учителю необходимо заготовить достаточно объемный пакет материалов для каждого ученика; необходимо акцентировать внимание на то, что работать следует самостоятельно (если карточка вызывает затруднения, можно предложить ученику выбрать другую карточку).

Мнемотурнир

Задача: организация проверки знаний, требующих долговременное сохранение и точное воспроизведение, закрепление изученного материала, развитие слухового и зрительного анализаторов, формирование коммуникативных навыков, снятие тревожности.

1. Сообщается организационный регламент.

2. Формируются подгруппы.

3. Задаются вопросы (письменно, устно).

4. Каждый обдумывает вопрос, ответы заносят в таблицу (Я), проставляется степень уверенности в ответе (Приложении 2)

5. После выполнения всех заданий, ответы обсуждаются в группе. Скорректированный ответ заносится в таблицу (Группа), проставляется степень уверенности (0 – не знаю, 1 – сомневаюсь, 2 – уверен).

6. Сообщается правильный ответ, записывается в таблицу (Эталон).

7. Учащиеся выставляют итоговый балл.

“+” такой вид проверки позволяет детям без лишних эмоциональных переживаний контролировать свои знания, способствует сохранению здоровья обучающихся, формирует навыки сотрудничества, развивает умение отстаивать собственную точку зрения, воспитывает законопослушание (при четком выполнении инструкций педагога), позволяет в короткое время проверить уровень общего усвоения пройденного материала;

“-” однако, при выполнении подобной работы продолжительное количество раз, обучающиеся находят способы обойти инструкции, тем самым улучшая собственный результат (подобное поведение указывает на низкий уровень сформированности у обучающихся нравственных норм).

Взаимоконтроль

Задача: организация устной проверки знаний и умений обучающихся путем совместной деятельности, общения; воспитание положительной Я-концепции, закрепление изученного материала.

1. Обучающиеся составляют вопросы разного характера по пройденному материалу, заносят в таблицу (Приложение 3).

2. Класс разбивается на “учителей” и “учеников”.

3. В течение заданного времени (7-10 минут) “учителя” опрашивают “учеников” по составленным вопросам, заносят результаты ответа в таблицу (+, +-, -+, -)

4. По истечении времени обучающиеся меняются ролями.

5. Выделяются наиболее активные участники процесса, грамотно сформулированные вопросы и задания, верность ответов.

“+” подобный вид проверки является наиболее популярным у учеников, они с удовольствием общаются между собой, имея возможность продемонстрировать собственные знания, выступают в роли учителя, консультанта; при частом использовании данного вида работ обучающиеся самостоятельно организуют собственную деятельность, у учителя появляется свободное время на уроке; ученики получают как минимум две отметки: за составленные вопросы (насколько разнообразны, верны, грамотны, охватывают весь изученный раздел и т.д.) и ответы, полученные при общении с другими обучающимися; наблюдая за работой учеников можно оценить уровень взаимоотношений обучающихся, степень развития коллектива;

“-” первоначально педагогу необходимо продемонстрировать вариативность составления вопросов, указав на возможные типичные ошибки; такой вид контроля требует времени на обучение учеников правилам работы: говорить вполголоса, не мешая другим, не превращать работу в разговоры, при оценивании друг друга быть объективным.

Взаимный диктант

1. Готовятся разные тексты диктантов: вырезки из журналов, газет (желательно с картинками).

2. Каждый ученик читает свой текст.

3. Педагог отвечает на вопросы.

4. Обучающиеся разбиваются на пары, диктуют по очереди тексты по предложениям.

5. Обмениваются тетрадями и проверяют написанное, исправляют ошибки (без текста).

6. Самостоятельно проверяют работы по карточкам, исправляют ошибки. Обсуждают.

7. Смена пар.

Ищу ошибки

1. Предлагается текст (один) с ошибками (по пройденному материалу) для каждого ученика.

2. Проверка текста, исправление ошибок (синей пастой).

3. Поиск ошибок в группе, корректирование, исправление (зеленой пастой).

4. Нумерация ошибок, вспоминание правила (на обороте листа).

5. Общая проверка результатов работы.

Шефы

1. Педагог сообщает в старшем классе о необходимости организации проверки знаний в младшем классе, предлагает повторить правила, подготовиться к контролю.

2. Ученики младшего класса одновременно готовятся к проверке знаний.

3. Работы в парах, коррекция знаний.

Пропуск

1. Половина класса назначается часовыми. Каждому выдается эталон пароля (слова, правила и т.д.). Ученики получают листы, куда вписывают пароли.

2. Ученик записывает пароль под диктовку часового.

3. Часовой проверяет пароль без эталона, исправляет ошибки (зеленой пастой).

4. Проверяет пароль по эталону, исправляет ошибки (красной пастой).

5. Если ответ правильный, часовой сдает свой пост ученику и принимает его роль.

Магнитофонный опрос

1. Подготовка необходимого оборудования (магнитофон, диктофон и т.д.).

2. Запись ответа на вопрос (первоначально смелого обучающегося).

3. Запись ответов на вопрос других обучающихся (во время организации самостоятельной работы остальными учениками).

4. Проверка записи ответов.

5. Оценивание.

В процессе организации данных видов контроля знаний, умений обучающихся, необходимо формировать у учеников навыки взаимодействия, сотрудничеств. Для этого предложите им правила, которые можно разместить в уголке класса.

Общие правила сотрудничества:

1. Каждый участник обязан действовать в соответствии с ролью (учитель, эксперт, консультант, секретарь, руководитель подгруппы, член подгруппы).

2. Каждый обязан внимательно слушать, следить за ходом учебной деятельности и стараться понять ее.

3. Каждый обучающийся должен стараться найти ответ, выполнить задания.

4. Выступать нужно коротко, ясно, убедительно обосновывать утверждения.

5. Каждый должен быть дружественным, не переходить границу деловитости.

Литература:

  1. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384с.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образовании /Под ред. Е.С.Полат. – М.: Академия, 2000. – 272с.
  3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816с.