Цели:
- Познакомить с разнообразием форм и цвета облаков
- Сформировать образное представление о кучевых, слоистых и перистых облаках
- Обсудить, что содержат разные облака
- Познакомить с правилами безопасного поведения во время грозы
Оборудование:
- Стихи
- Загадки
- Кроссворд
Ход урока
I этап. Организационный момент.
- А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку 5!
II этап. Введение в тему.
- Откройте тетради на странице 14 задание №1
- Отгадайте загадки
- Нарисуйте отгадки
Проверка: слайд №2 (облако, туча, одуванчик)
- Сегодня на уроке вы узнаете много интересного и полезного об облаках.
III этап. Новая тема.
– Кто видел облака? Что можете сказать об их форме? В тетради нарисуйте, как вы представляете себе причудливую форму облаков. А я в это время прочитаю вам стихотворение. (Н. Гугляр). (Дети рисуют)
– Какую форму облака вы нарисовали?
– Быстро ли изменилась форма облаков?
– От чего это зависит?
Вывод: форма облаков зависит от силы ветра. (Слайд №3)
– Какого цвета бывают облака?
Вывод: Цвет зависит от плотности и от условий освещенности их солнцем. (Слайд №4)
Объяснение учителя о разновидностях облаков: кучевые, перистые, слоистые. Рассматривают в тетрадях рисунки и подписывают их. Учатся различать по внешнему виду (Слайд №5)
Облака состоят из капель воды или кристалликов льда. Сливаясь, они падают в виде дождя, града, снега.
Работа с карточками. Вставить пропущенное слово.
Дан текст, страница 16 № 5
Что у облаков внутри?
Может, в нем _______ кадушка?
Может, _______ подушка?
Может, в нем как виноград, созревает звонкий _______?
Проверка: по слайду № 7 (воды, мягкая, град)
– Что прячется в облаках?
Облака несут осадки: дождь, снег, град.
Физминутка: слайд № 8 (звуковой)
Загадка.
Что еще могут нести облака?
Узнаете, отгадав загадку (слайд №9 молния)
Это мощный электрический разряд, возникающий между грозовыми тучами, или между тучей и землей. Она опасна! Сооружают молниеотводы или громоотводы.
– Чем опасна молния?
IV этап. Домашнее задание.
Страница 17-18, задания 7-8 (тетрадь)
V этап. Итог урока.
Дети индивидуально работают с кроссвордом.
Проверка: (слайд №10)
№ этапа | Время | Вид деятельности | Организационные формы | Действия учителя | Действия учеников | Средства обучения | Предполагаемый результат |
I | 2 мин | Организационный момент | Приветствие детей Доброжелательный настрой на урок Проверка готовности к уроку |
Слушают Проверяют готовность к работе на уроке |
Стихотворение | Рабочее настроение у детей | |
II | 10 мин | Введение в тему | Индивидуальная работа в тетрадях | Контролирует чтение загадок и проверяет отгадки | Читают загадки, рисуют и записывают отгадки | Слайд №1: облако, туча, одуванчик | Развитие творческого воображения и любознательности |
III | 20 мин | Новая тема | Индивидуальная, фронтальная работа | Чтение стихотворения - загадки Н. Гугляра о разнообразии облаков | Рисуют формы облаков по воспоминаниям Отвечают на вопросы учебника о форме цвете облаков |
Стих. Слайд №2: облака на фоне заката и восходе солнца |
Активизация зрительной памяти учеников Дети приходят к выводу: форма облаков зависит от силы ветра, цвет зависит от солнца и его положения |
2) Объяснение о разновидностях облаков | Слушают учителя Читают по учебнику объяснения Рассматривают в учебнике рисунки и слайды на экране 4) Подписывают в тетради названия облаков |
Рисунки учебника Слайд №3: облака |
Узнают о разных видах облаков по их внешнему виду | ||||
3) Объяснение того, с чего состоят облака, как образуются дождь и снег. Общение с облаком через туман, различия их | Слушают и участвуют в обсуждении новой темы | Загадка о тумане Слайд №4: дождь и град летом, снег и тучи зимой, туман |
Дети получают важные знания о том, из чего состоят облака, как образуются дождь или снег, где и как можно потрогать облако | ||||
4) Разбор шутливого стих. что может “прятаться” в облаке | Читают стих. и вставляют недостающие фразы | Слайд №5: стих. | Дети должны сделать вывод: облака несут осадки (дождь, снег, град) | ||||
5) Физ. минутка | Выполняют физ. упражнения | Расслабление, снятие усталости | |||||
6) Беседа о грозе и молнии - их опасность и различие | Слушают, отгадывают загадки, в рабочих тетрадях записывают отгадки | Слайд №6: загадки с отгадками; гром молния, кислотные дожди | Дети делают вывод о правилах безопасного поведения во время грозы | ||||
IV | 3 мин | Дом. задание | Объяснение домашнего задания по учебнику- тетради (стр. 17- 18, зад. 7- 8) | Слушают, отмечают задания | Понимание домашнего задания | ||
V | 10 мин | Итог урока | Индивидуальная работа | Рекомендации по отгадыванию кроссворда | Отгадывают загадки, отгадки записывают в кроссворд | Слайд №7: кроссворд | Повторение основных объектов неживой природы, о которых шла речь на уроке (солнце, небо, молния, туман, кучевое облако) |