Развитие самостоятельности мышления учащихся
Самостоятельность мышления следует рассматривать как важнейшую составляющую в характеристике особенностей личности. Чем самостоятельнее в своих поступках и деятельности человек, тем в большей степени он – зрелая личность.
Самостоятельность мышления характеризуется следующими умениями:
- выделять главное, видеть общую закономерность и делать обобщённые выводы;
- последовательно, логично обосновывать свои действия и контролировать их;
- применять знания в новых условиях, часто усложнённых, с элементами творческого и нестандартного подхода к достижению цели;
- доходить до истины, не обращаясь к другим, и т. п.
Проблема развития самостоятельности мышления в настоящее время особенно актуальна. Сегодня как никогда особенно ощущается дефицит специалистов высокого уровня, способных глубоко мыслить.
Развивать мышление следует с первых дней жизни ребёнка: дома, в детском саду и школе.
Параллельно с развитием самостоятельности мышления у ребёнка развивается и речь, которая организует и уточняет мысль, позволяет выразить её обобщённо, отделив важное от второстепенного.
Развитие мышления влияет на воспитанность человека. У ребёнка развиваются положительные черты характера и потребность к развитию в себе хороших качеств, работоспособность, умение мыслить и доходить до истины самостоятельно, планировать деятельность, а также самоконтроль и убеждённость, любовь и интерес к предмету, желание учиться и много знать. Всё это крайне необходимо для дальнейшей жизни ребёнка.
Достаточная подготовленность мыслительной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье.
Не менее важно отметить, что идеи развития самостоятельности мышления входят в понятие гуманизации учебно-воспитательного процесса школы, ибо осуществление этих идей не что иное, как истинно гуманное отношение к ребёнку, позволяющее вовремя помочь и ускорить процесс становления самостоятельной личности, создав условия для её самовыражения. Заметим, что самостоятельность ума – главный критерий оценки человека в обществе. От этого зависит удовлетворённость, радость и счастье человека в жизни.
Итак, система образования в начальных классах призвана сегодня, как никогда, стать тем звеном, где должен быть создан культ самостоятельности и нестандартности мысли, культ, обеспечивающий здоровый интеллектуальный климат в школы и класса.
Самостоятельная работа учащихся с карточками на уроках математики
В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечить прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышления учащихся. Дело это непростое и начинать его необходимо с первых дней обучения в школе.
Вопросы самостоятельноси и формирования активности мышления учащихся в условиях начальной школы нестандартны. Постоянное наличие отвлекающих помех, большая доля самостоятельной работы на уроке – всё это требует особого подхода к организации и проведению урока математики. Учащиеся при выполнении самостоятельной работы не всегда могут получить своевременную помощь от учителя. Поэтому необходимо тщательно продумывать планы уроков, определять содержание и место самостоятельной работы, формы и место её организации. Только в этом случае самостоятельная работа будет выполняться учащимися сознательно. При этом необходимо предусматривать уровень сложности и объём работы, трудности и возможные ошибки, которые могут возникнуть у детей в ходе её выполнения.
Организовать самостоятельную работу учащихся помогает дидактический материал в виде карточек. Карточки позволяют обеспечить индивидуальную работу в зависимости от уровня подготовленности учащихся. Особенно сложно организовать самостоятельную работу учащихся при решении задач и обеспечить им, если в этом есть необходимость, своевременную помощь. Действительно, самостоятельная работа по решению задач возможна только в том случае, если у детей сформированы общие умения решать задачи, в противном случае продуктивная деятельность невозможна. Прежде всего здесь необходимы карточки с учётом индивидуальных способностей и уровня имеющихся знаний учащихся. Так, например, для сильных учащихся можно предложить задание: решить задачу, составить и решить обратную задачу, для других учащихся такое задание непосильно и им необходима помощь. С этой целью полезно предложить одним карточку с краткой записью или иллюстрацией задачи, другим – карточку с планом решения задачи или с готовым решением, но с заданием – объяснить каждое действие задачи, например:
Карточка №1”а”.
“В одной вазе лежало 9 яблок. В другой вазе на 3 яблока меньше. Сколько яблок лежало в двух вазах?”
Реши задачу. Измени вопрос так, чтобы задача решалась в одно действие.
Карточка №1”б”.
“В одной вазе лежало 9 яблок, в другой вазе на 3 яблока меньше. Сколько яблок в двух вазах?”
Запиши краткую запись и реши задачу.
I - … ябл.
II - ? на сколько яблок меньше
Карточка №1”в”
“В одной вазе лежало 9 яблок, в другой вазе на 3 яблока меньше. Сколько всего яблок в двух вазах?”
1. Найди, сколько яблок в другой вазе.
2. Ответь на вопрос задачи.
Карточка №1”г”
“ В одной вазе лежало 9 яблок, в другой вазе на 3 яблока меньше. Сколько яблок в двух вазах?”
Запиши краткую запись и решение задачи. Сделай пояснение к каждому действию.
I- 9ябл.
II- ? на … меньше
1) 9-3=6
2) 9+6= …
При составлении карточек необходимо учитывать подготовленность и индивидуальные способности каждого ученика. В некоторых случаях необходимо увеличить объём работы, в других случаях предложить задания творческого характера. Например, при решении задачи: “ В одном куске 9 м ткани, а в другом куске на 2 м больше. Сколько метров ткани в двух кусках?” – можно предложить ученикам карточки с учётом уровня их способностей:
1. Закончи краткую запись:
I- … м
II-? на 2 м больше
Запиши выражение для ответа на вопрос “ Сколько метров ткани во втором куске?”
9+…=
Используя схему, закончи решение задачи и запиши ответ:
( 9+…)+…=…
2. Закончи краткую запись:
I-…
II- ? на … м больше
Использую схему, составь по задаче выражение и вычисли его значение:
( …+… )+…=…
3. Используя опорные слова, сделай краткую запись:
I- …
II- …
Составь выражение, реши задачу, запиши ответ.
Замени в условии слово “больше” на “меньше”. Запиши решение этой задачи. Измени вопрос так, чтобы задача решалась одним действием.
Учащимся с низким уровнем обучаемости полезнее предлагать задачи помощники ( более простая задача или задача , которая является частью другой задачи). Например, перед решением задачи: “ Совхоз отправил 12 850 ц ржи и пшеницы, причём пшеницы отправил на 7 156 ц больше. Какого зерна совзоз отправил больше и на сколько?”- предлагается задача: “ В магазин привезли 12 ящиков помидоров и огурцов, прчём огурцов – на 7 ящиков больше. Каких овошей привезли больше и на сколько ящиков?” Решение более лёгкой задачи поможет установить общее и различное в задачах, снять боязнь ученика приступить к решению из-за включения в текст задачи больших чисел.
Активизации мышления учеников помогает форма работы в паре. Так, при подготовке к решению простых задач даются чёткие указания к выполнению задания, записанные на карточке
Сидящему слева:
Cпиши числа. Прибавь к каждому числу 2. Запиши полученные числа: 3,7,4,9,6,5.
Сравни свои результаты с результатами ученика, сидящего рядом. Найди и исправь ошибки.
Сидящему справа:
Спиши числа. Вычти из каждого числа 2. Запиши полученные результаты: 5,9,6,11,8,7.
Сравни свои результаты с результатами ученика, сидящего рядом. Найди и исправь ошибки.
С большим интересом учащиеся работают в паре при решении задач “цепочек”, основной целью которых является отработка умения решать простые задачи и подготовиться к решению составных задач.
Карточка, сидящему слева:
Было 25 вёдер воды. Стало
Взяли 14 вёдер. …
Добавили 8 вёдер …
Взяли 9 вёдер …
Найди, сколько вёдер стало в двух бочках. Хватит ли этой воды, если для поливки требуется 19 вёдер.
Карточка, сидящему справа:
Было 25 вёдер воды. Стало
Взяли 12 вёдер …
Добавили 10 вёдер …
Взяли 13 вёдер …
Найди, сколько вёдер воды стало в двух бочках. Хватит ли этой воды, если для поливки требуется 19 вёдер.
Для закрепления вычислительных навыков полезна карточка самоконтроля.
Карточка №2.
Спиши числа. Найди сумму всех двузначных чисел и запиши её в первом квадрате. Найди разность трёхзначных чисел и запиши во втором квадрате. Заполни третий квадрат.
24, 51, 136, 2, 8, 19, 221
Карточка №3.
Спиши числа. Найди сумму чисел, в записи которых используются одни и те же цифры. Проверь себя: в записи числа, полученного в результате сложения, используются цифры 0, 1, 8.
520, 71, 135, 84, 97, 315, 106, 351.
Карточка №4.
Продолжи запись:
Карточка №5.
Даны примеры:
35-17 | 36+12 |
30-16 | 19+12 |
72-37 | 47-28 |
65-50 | 38-18 |
Сидящему справа – выпиши все примеры, в ответе которых чётные числа. Сидящему слева – выпиши все примеры, в ответе которых нечётные числа. Сложи полученные ответы. Если в результате получится числи 100, то примеры выписаны и решены верно.
Карточка №6.
Спиши числа: 25, 22, 6, 9,31, 13, 3, 7
Сидящему справа – увеличь каждое число на четыре. Сравни полученные результаты. Если получили одни и те же числа, то действия выполнены верно.
Эти упражнения формируют умения работать самостоятельно и совместно над выполнением задания. Работа парами положительно влияет на активизацию мыслительной деятельности, на совершенствование умения последовательно излагать свои мысли. Дети чувствуют себя свободней, так как поиск решения не контролируется учителем. Учащиеся в процессе общения обсуждают полученные результаты, подводят итоги, оказывают помощь друг другу в поиске ошибок. Всё это превращает учение не только в усвоение готовых знаний, но и в процесс познания.
При организации самостоятельной работы необходимо продумать проведение контроля и оказания помощи учащимся. С этой целью полезно заготовить карточки с образцами решения заданий, предполагаемых ученику. После выполнения задания ученик может самостоятельно его проверить по образцу. Если ответ не совпадает с ответом образца, ученик не может самостоятельно найти ошибку и правильное решение, на помощь приходит учитель. Доступность выполнения заданий, предлагаемых на карточках, во многом зависит от профессиональной подготовки учителя, его знаний, индивидуальных способностей каждого ученика.