Цель: Знакомство с лесной зоной России
Задачи:
- познакомить учащихся с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов;
- познакомить учащихся с растительным и животным миром зоны лесов;
- развивать внимание, речь, умение рассуждать;
- воспитывать умение внимательно слушать одноклассников, во время слушания не разговаривать.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
1. Сообщение темы урока (Приложение 1)
Запись “Голоса птиц”
- Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
С. Погореловский
- В этом стихотворении спрятаны тема и цель нашего путешествия. Как вы думаете, в какую природную зону отправится наша экспедиция? (В стихотворении говорится о лесе, значит, мы отправимся в лесную зону.)
- Да, это так. Тема, которую будет изучать наша экспедиция, -“Леса России”.
- Что мы будем изучать? (Какие в лесу живут звери, птицы, какие растут растения.)
- Почему автор говорит дважды: “Здравствуй лес, дремучий лес…”? Что значит “дремучий”? (“Дремучий” - это значит “темный, страшный, как в сказке”. Но ведь не все леса темные. Например, в березовой роще светло и весело.)
- Хорошие высказывания. Мы действительно должны найти ответ на вопрос: Почему одни леса темные, а другие – светлые? Но об этом немного позже. Мы не можем отправиться в новую экспедицию, не приведя в систему знания, которыми обогатились в предыдущие путешествия.
2. Проверка домашнего задания.
- По какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем занятии? (Это была зона тундры.)
Слайд. Конкурс рисунков.
Тест “Тундра”. Слайды.
3. Работа над новым материалом.
Знакомство с природными зонами.
Запись голосов птиц
- Ребята, а где так птицы поют-заливаются? Кукушка кукует, дятел свою дробь выбивает? (В лесу)
- Правильно! К югу от тундры широкой зеленой полосой раскинулась зеленая зона. Богатейшая из зон. Слайд.
- Солнышко поднимается высоко, дождичком хватает. Влаги много – вот и уютнее растениям. Но посмотрите, цвет зеленый разный почему-то. Почему, как вы думаете? (Не знаем)
- А потому, что разным деревьям требуется разное количество тепла, одни меньше, другим больше. Хвойные деревья – ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна – менее требовательны к теплу. Они хорошо растут в северной части лесной
зоны. Это тайга – хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Сопровождение показом слайдов.
- Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.
- Ель – всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. В еловом лесу темно и влажно.
- Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук.
- Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Сосновые леса светлые и сухие.
- Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские.
- Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
- К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольхи. Слайд.
- Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев не крупные листья, которые они сбрасывают на зиму.
- Березу можно узнать по коре. Она белая. Такой коры больше нет ни у одного дерева, размножающего семенами.
Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветерка, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки.
Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой сверху, у серой ольхи листья имеют острый кончик.
- Ближе к югу становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными лесами. Зима здесь мягче и нет многолетней мерзлоты. Много осадков и солнечного тепла. В широколиственных лесах растут теплолюбивые деревья, такие как дуб, липа, клен, ясень, вяз. Они имеют крупные листья, которые на зиму сбрасывают. Размножаются семенами. Показ слайдов.
- Клен бывает остролистый (с большими резными листьями), татарский – с овальными листьями, американский – лист состоит из трех-пяти маленьких листочков.
- Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат.
- Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям.
- Вяз можно узнать по листьям – в основании кособокие, одна половинка больше другой.
4. – Разнообразен и животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку, другие делают на зиму запасы.
- О животном мире можно говорить бесконечно. Как разнообразен животный мир! А как прекрасен травяной покров, и какое разнообразие кустарников, сколько насекомых – жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес! Показ видео сюжетов, слайдов.
5. Закрепление.
- Какие три части можно выделить в лесной зоне?
ЛЕСА
ТАЙГА |
СМЕШАННЫЙ ЛЕС | ШИРОКОЛИСТВЕННЫЙ ЛЕС |
Кроссворд (Приложение 2)
- Хвойное дерево, на зиму сбрасывающее иголки
- Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос. - Никто не пугает,
А она вся дрожит. - Что за зверь лесной
Встал, как столбик,
Под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы? - Хвойное дерево, хвоинки которого собраны в пучки по пять штук.
- Дерево, которое имеет небольшие темные шишечки на ветках.
- Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. - Хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета.
- Хвойное дерево, у которого хвоинки плоские.
- Лиственное дерево, которое имеет листья в форме сердечка.
6. Подведение итогов. Выставление оценок.
Примечание: Полные версии приложений, можно получить у автора!!!