Цели:
- формировать умение определять спряжение глагола с безударным личным окончанием;
- тренировать способность правильно определять спряжение глагола с безударными личными окончаниями;
- развивать устную и письменную речь; орфографическую зоркость; мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение);
Оборудование:
- конверт с заданиями
- картина весны
- алгоритмы (как определить спряжение у глаголов с безударными и ударными окончаниями)
- карточки 1 и 2 спряжение
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности.
Начинаем урок русского языка.
Сегодня на уроке мы будем открывать и узнавать новое. Будем работать самостоятельно и в парах.
- Какой раздел изучаем? /глагол/
- Что нового узнали вчера на уроке?
/как по окончанию определить спряжение глагола/
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
На доске:
Летит молчит,
Лежит молчит,
Когда умрёт,
Тогда заревёт.
Прочитайте загадку.
- Кто знает отгадку? /снег/
- Выпишите только глаголы, обратите внимание на правильное соединение букв.
- Задайте вопросы, чтобы мы повторили всё что знаем о глаголе.
Что такое глагол? | Глагол – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы что делать? что сделать? |
Какие непостоянные признаки глагола вы знаете? | Глаголы изменяются по числам, по временам, по родам в прошедшем времени, по лицам. |
Какие постоянные признаки нам известны? | Глаголы бывают I или II спряжения |
Как пишется частица “не” с глаголами? | Частица “не” с глаголами пишется раздельно (пример) |
Какая роль глагола в предложении? | Глагол в предложении является главным членом предложения, сказуемым. |
- Как определить спряжение глагола? (проговаривание алгоритма)
1. Выделить окончание
2. Поставить ударение
3. Определить спряжение
-е- -и- - ут-, -ют- -ат-, -ят- Iспр. II спр.
- Правильно определите спряжение глагола. (проверка по карточкам, 1 или 2)
Вы замечательно справились с заданием.
- Что мы повторяли? /как определить спряжение глагола/
- Попробуйте и следующее задание выполнить также хорошо.
(у каждого на парте лежит листок с предложениями, у учителя запись на доске)
Весна приход_т.
Солнышко гре_т.
Задание на доске: Вставьте пропущенные буквы, определите спряжение у глаголов.
Проверим.
- В какой части слова была пропущена буква?
/в окончании/
- Что увидели? /окончание безударное/
- Как вы выполнили задание? /дети называют букву и спряжение/
На доске появляется запись:
Весна приход_т. и е I II Солнышко гре_т. и е I II
- Сравните работы.
- Что у нас получилось? /мнения разделились, выполнили по разному./
III. Выявление причин затруднения ипостановка цели деятельности.
- Какое задание выполняли? /вставляя буквы, определяли спряжение/
- Чем это задание не похоже на предыдущее? /в глаголах безударное окончание/
- В чём же причина затруднения? /не хватает знаний/
- Чему будем учиться на уроке? /определять спряжение глагола с безударными окончаниями /
- Какой вопрос возникает? /как определить спряжение глагола, если окончание безударное/
На доске открывается тема урока:
Как определить спряжение глагола, если окончание безударное.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
- Какие есть идеи? /…/
- Вспомните, что мы знаем о спряжении. Это должно вам помочь.
(обратить внимание на алгоритм)
- Какие идеи возникли?
Я вам предлагаю поработать в парах.
(достают задание из конверта)
Ду_т ( ) ветерок.
Свет_т ( ) солнце.
Задание остаётся прежним, предлагаю воспользоваться подсказкой.
Поставь глагол в неопределённую форму.
Выдели глагольный суффикс.
Определи спряжение,
если и – II спряжение
если а, у, о, е, я – I спряжение
- Смогли выполнить задание? /да/
- Что вам помогло определить спряжение глагола?
/глагольный суффикс неопределённой формы/
- Назовите способ определения глагольного суффикса.
/ставим гл. в неопред. форму/
- Какую гласную вы напишите в безударном окончании? Почему?
/т.к. глагол II спр. в … – и ./
- Проговорите способ определения спряжения у глаголов с безударным окончанием.
Построение алгоритма. (безуд. окончания)
- А теперь проверим, совпадают ли наши выводы с правилом.
(Правило на 162 странице.)
- Проговорите способ в парах.
Исправьте работу, которая вызвала затруднение.
Проверим.
Весна приход_т. и е I II Солнышко гре_т. и е I II
V. Первичное закрепление во внешней речи.
Мы узнали способ как определить спряжение глагола с безударным окончанием.
- Что будем делать дальше?
/теперь надо тренироваться в определении спряжения/
Физминутка.
Немного отдохнём, наберёмся сил перед таким важным делом.
А теперь всем детям встать
Руки медленно поднять
Пальцы сжать, потом разжать
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко
И отправились в дорожку.
- Для чего нужно определять спряжение у глагола с безударным окончанием?
/чтобы правильно написать гласную в окончании/
Задание: Вставьте пропущенные буквы в окончания глаголов.
(проговаривание по алгоритму)
Солнце ( ) засвет_т, ручей ( ) шепч_т , ( ) принос_т радость, ( ) сбега_т с гор.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
- Хотите проверить, как вы поняли способ определения спряжения у глаголов с безударным окончанием?
- Что в этом поможет? /самостоятельная работа/
Карточка:
Забралась на карниз,
Нос повесила вниз.
На ночь слёзы пряч_т, ( )
А на солнце плач_т.( )
Задание остаётся прежним.
Проверьте себя по образцу:
Забралась на карниз,
Нос повесила вниз.
На ночь слёзы пряч_т, ( прятать – I спр.)
А на солнце плач_т.( плакать – I спр.)
- У кого всё верно, поставьте “+”
- У кого были затруднения?
- С чем они связаны?
- Что осталось непонятным?
VII. Включение в систему знаний и повторение.
Сейчас вы попробуете написать мини-рассказ.
- Как вы думаете, на какую он будет тему? /весна/
- О какой весне пойдёт речь? /о ранней весне/
На работу вам даётся 5 минут. Желаю удачи!
Дети зачитывают свои рассказы (слушаем 3-4 рассказа), учитель составляет картину весны (картина разрезана на 4 части), остальные рассказы я проверю и оценю, при проверке тетрадей.
Молодцы! Благодаря вашим рассказам мы не только смогли услышать, но и представить приближающую весну. Совсем скоро ласковое солнышко будет заглядывать к нам в класс, и подарит нам чудесное настроение.
Учитель читает наизусть отрывок из стихотворения Ф.И. Тютчева.
Зима недаром злится,
Прошла её - пора!
Весна в окно стучится,
И гонит со двора.
VIII. Рефлексия деятельности.
- Что вы узнали сегодня на уроке?
- Как определить спряжение глаголов с безударными окончаниями?
- Что помогло вам лучше разобраться в новой теме?
- Что для каждого из вас было интересным?