Урок русского языка в 4-м классе "Как определить спряжение глагола, если окончание безударное"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формировать умение определять спряжение глагола с безударным личным окончанием;
  • тренировать способность правильно определять спряжение глагола с безударными личными окончаниями;
  • развивать устную и письменную речь; орфографическую зоркость; мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение);

Оборудование:

  • конверт с заданиями
  • картина весны
  • алгоритмы (как определить спряжение у глаголов с безударными и ударными окончаниями)
  • карточки 1 и 2 спряжение

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

Начинаем урок русского языка.

Сегодня на уроке мы будем открывать и узнавать новое. Будем работать самостоятельно и в парах.

- Какой раздел изучаем? /глагол/

- Что нового узнали вчера на уроке?

/как по окончанию определить спряжение глагола/

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

На доске:

Летит молчит,
Лежит молчит,
Когда умрёт,
Тогда заревёт.
Прочитайте загадку.

- Кто знает отгадку? /снег/

- Выпишите только глаголы, обратите внимание на правильное соединение букв.

- Задайте вопросы, чтобы мы повторили всё что знаем о глаголе.

Что такое глагол? Глагол – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Какие непостоянные признаки глагола вы знаете? Глаголы изменяются по числам, по временам, по родам в прошедшем времени, по лицам.
Какие постоянные признаки нам известны? Глаголы бывают I или II спряжения
Как пишется частица “не” с глаголами? Частица “не” с глаголами пишется раздельно (пример)
Какая роль глагола в предложении? Глагол в предложении является главным членом предложения, сказуемым.

- Как определить спряжение глагола? (проговаривание алгоритма)

1. Выделить окончание

2. Поставить ударение

3. Определить спряжение

-е- -и-
- ут-, -ют- -ат-, -ят-
Iспр. II спр.

- Правильно определите спряжение глагола. (проверка по карточкам, 1 или 2)

Вы замечательно справились с заданием.

- Что мы повторяли? /как определить спряжение глагола/

- Попробуйте и следующее задание выполнить также хорошо.

(у каждого на парте лежит листок с предложениями, у учителя запись на доске)

Весна приход_т.

Солнышко гре_т.

Задание на доске: Вставьте пропущенные буквы, определите спряжение у глаголов.

Проверим.

- В какой части слова была пропущена буква?

/в окончании/

- Что увидели? /окончание безударное/

- Как вы выполнили задание? /дети называют букву и спряжение/

На доске появляется запись:

Весна приход_т. и е I II
Солнышко гре_т. и е I II

 - Сравните работы.

- Что у нас получилось? /мнения разделились, выполнили по разному./

III. Выявление причин затруднения ипостановка цели деятельности.

- Какое задание выполняли? /вставляя буквы, определяли спряжение/

- Чем это задание не похоже на предыдущее? /в глаголах безударное окончание/

- В чём же причина затруднения? /не хватает знаний/

- Чему будем учиться на уроке? /определять спряжение глагола с безударными окончаниями /

- Какой вопрос возникает? /как определить спряжение глагола, если окончание безударное/

На доске открывается тема урока:

Как определить спряжение глагола, если окончание безударное.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какие есть идеи? /…/

- Вспомните, что мы знаем о спряжении. Это должно вам помочь.

(обратить внимание на алгоритм)

- Какие идеи возникли?

Я вам предлагаю поработать в парах.

(достают задание из конверта)

Ду_т ( ) ветерок.

Свет_т ( ) солнце.

Задание остаётся прежним, предлагаю воспользоваться подсказкой.

Поставь глагол в неопределённую форму.

Выдели глагольный суффикс.

Определи спряжение,

если и – II спряжение

если а, у, о, е, я – I спряжение

- Смогли выполнить задание? /да/

- Что вам помогло определить спряжение глагола?

/глагольный суффикс неопределённой формы/

- Назовите способ определения глагольного суффикса.

/ставим гл. в неопред. форму/

- Какую гласную вы напишите в безударном окончании? Почему?

/т.к. глагол II спр. в … – и ./

- Проговорите способ определения спряжения у глаголов с безударным окончанием.

Построение алгоритма. (безуд. окончания)

- А теперь проверим, совпадают ли наши выводы с правилом.

(Правило на 162 странице.)

- Проговорите способ в парах.

Исправьте работу, которая вызвала затруднение.

Проверим.

Весна приход_т. и е I II
Солнышко гре_т. и е I II

V. Первичное закрепление во внешней речи.

Мы узнали способ как определить спряжение глагола с безударным окончанием.

- Что будем делать дальше?

/теперь надо тренироваться в определении спряжения/

Физминутка.

Немного отдохнём, наберёмся сил перед таким важным делом.

А теперь всем детям встать
Руки медленно поднять
Пальцы сжать, потом разжать
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко
И отправились в дорожку.

- Для чего нужно определять спряжение у глагола с безударным окончанием?

/чтобы правильно написать гласную в окончании/

Задание: Вставьте пропущенные буквы в окончания глаголов.

(проговаривание по алгоритму)

Солнце ( ) засвет_т, ручей ( ) шепч_т , ( ) принос_т радость, ( ) сбега_т с гор.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

- Хотите проверить, как вы поняли способ определения спряжения у глаголов с безударным окончанием?

- Что в этом поможет? /самостоятельная работа/

Карточка:

Забралась на карниз,
Нос повесила вниз.
На ночь слёзы пряч_т, ( )
А на солнце плач_т.( )

Задание остаётся прежним.

Проверьте себя по образцу:

Забралась на карниз,
Нос повесила вниз.
На ночь слёзы пряч_т, ( прятать – I спр.)
А на солнце плач_т.( плакать – I спр.)

- У кого всё верно, поставьте “+”

- У кого были затруднения?

- С чем они связаны?

- Что осталось непонятным?

VII. Включение в систему знаний и повторение.

Сейчас вы попробуете написать мини-рассказ.

- Как вы думаете, на какую он будет тему? /весна/

- О какой весне пойдёт речь? /о ранней весне/

На работу вам даётся 5 минут. Желаю удачи!

Дети зачитывают свои рассказы (слушаем 3-4 рассказа), учитель составляет картину весны (картина разрезана на 4 части), остальные рассказы я проверю и оценю, при проверке тетрадей.

Молодцы! Благодаря вашим рассказам мы не только смогли услышать, но и представить приближающую весну. Совсем скоро ласковое солнышко будет заглядывать к нам в класс, и подарит нам чудесное настроение.

Учитель читает наизусть отрывок из стихотворения Ф.И. Тютчева.

Зима недаром злится,
Прошла её - пора!
Весна в окно стучится,
И гонит со двора.

VIII. Рефлексия деятельности.

- Что вы узнали сегодня на уроке?

- Как определить спряжение глаголов с безударными окончаниями?

- Что помогло вам лучше разобраться в новой теме?

- Что для каждого из вас было интересным?