Роль классного руководителя в организации педагогической поддержки учащихся в профессиональном выборе

Разделы: Классное руководство


Представление о профессиях возможного профессионального выбора у современных подростков ограничен уровнем близких родственников, средств массовой информации.

В связи с развитием новых технологий, ростом благосостояния людей и потребностей общества возникают новые виды деятельности человека, изменяются старые, получая другие названия. У учащихся возникает вопрос, где можно получить образование по выбранной профессии. Полноценная помощь педагога в выборе профессии не только помогает школьнику организовать саму учебную деятельность (когда он осознанно изучает учебные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношения школьника к своему будущему: оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от неуверенности.

Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии. Классические исследования в области профориентации принадлежат Е.А. Климову, И.С. Кону, А.Е. Голомштоку, Н.С. Пряжникову, Н.Н. Чистякову, А.Д. Сазонову.

Так Е.А. Климов в своей статье “Как выбирать профессию” подчеркивал важность профориентационной работы: “Надо всячески помогать подростку получить широкую ориентировку в мире профессий. Он должен стать автором проекта и строителем своего жизненного пути”. Поэтому в круг обязанностей педагога современной школы входит и ознакомление учащихся с профессиями, востребованными на рынке труда.

Задачей данной публикации является выявление роли классного руководителя в организации системы педагогической поддержки в профориентационном выборе.

Педагогическая поддержка – оказание деятельности профессиональных педагогов и психологов по оказанию превентивной и оперативной помощи подросткам в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим, психическим здоровьем, деловой и межличностной коммуникацией, успешным продвижением в обучении с жизненным и профессиональным выбором.

Превентивную поддержку можно осуществлять по следующим направлениям:

1. Профессиональное просвещение, включающее в себя профориентацию, профпропаганду и профагитацию.

Классный руководитель, опираясь на образовательную программу, план воспитательной работы школы, составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников, организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции, организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах, средних профессиональных учебных заведениях; организует экскурсии на предприятия.

Однако какие формы и методы классный руководитель не использовал в этом направлении деятельности, все они будут малодейственны, если сам ученик не осознает важности этой проблемы и не станет участником процесса профессионального самоопределения. Важен комплекс мотивационных мероприятий, поэтому одним из таких мероприятий может стать классный час “Рынок труда и роль молодежи на этом рынке”, целью которого является активизация интереса к проблемной теме “Выбор профессии”; анализ причин, приводящих к неправильному решению в выборе профессионального пути.

2. По итогам погружения, методом ролевой игры учащиеся смогут осознать выбор профессионального пути.

Следующий этап работы – профориентационная диагностика. Школьник должен знать свои возможности. В процессе диагностики изучаются характерные особенности личности: потребности, ценности ориентации, интересы, способности, склонности, мотивы, профессиональная направленность. Школьным психологом проводится диагностика по 3 параметрам: диагностика склонностей (“Карта склонностей” Р.В. Овчаровой), интересов (“Карта интересов” Н.Г. Кабардовой) и способностей учащихся. Полученные данные сопоставляются, строится профессиональный профиль личности каждого ученика. Практика показывает, сто не все три параметра бывают совместимы. Это говорит о недостаточной готовности ученика к профессиональному выбору. Учащимся, у которых явные расхождения между интересами и способностями, предлагается расширенная информация о выбранной профессии и делается акцент на том, что важны те качества, которые у него недостаточно развиты. В такой ситуации два выхода: усиленная работа над развитием необходимых способностей, либо более подробное ознакомление с профессиями, где требуются способности, которые наиболее развиты у учащегося.

На основе полученных данных проводится профессиональная консультация, которая имеет целью установление соответствия индивидуальных, личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии. Помимо консультации психолога, рекомендации дает медицинский работник о возможных реализациях выбора профессии по состоянию здоровья; также необходимы консультации специалистов различных сфер деятельности о специфике их профессии.

Важным звеном в профориентационной работе школы является работа с родителями. Практика показывает, что проблемы профессионального самоопределения старшеклассников нередко являются следствием их личностной незрелости, в основе которого лежат трудности семейного воспитания – непонимание родителей своих задач в отношении взрослеющих детей, склонность родителей к авторитарному давлению и к гиперопеке, что тормозит развитие личности, и главное – мешает профессиональному самоопределению. Родители обычно принимают активное участие в определении жизненных м профессиональных планов своих детей. Вместе с тем, вопросы выбора профессии и определения путей образования представляет трудную задачу как для самих учащихся, так и для их родителей. Как отмечает И.С. Кон в своей статье “Психология ранней юности”, попытки родителей ускорить, форсировать процесс профессионального самоопределения путем прямого психологического нажима, как правило, дают отрицательные результаты, вызывая у детей рост тревожности, а иногда и негативистский отказ от всякого самоопределения, нежелания вообще что-либо выбирать.

Представления родителей о “правильном” выборе часто отстают от реальной жизни и больше соотносятся уже с прошедшими социально-экономическими периодами развития страны. Причина этого в появлении на рынке труда большого количества новых профессий. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Нередко их советы основываются на “престижности” той или иной профессии. Зачастую родители современных подростков не имеют позитивного опыта жизни в изменившихся условиях, находятся в ситуации тотального неуспеха. Им не только сложно предположить, какие ценности будут адекватны завтрашнему дню, но еще и передать своему ребенку те ценностно-нормативные модели, которым они не следуют сами и не всегда могут полностью принять. Исходя из этого, возникает необходимость профориентационной работы и работы с родителями учащихся.

Работу с семьей следует начать с родительской конференции “Профессии, которые выбирают наши дети”, целью которой является знакомство родителей с результатами изучения склонностей и способностей учащихся. Задачи конференции: познакомить родителей с приоритетами интересов в получении профессии; организовать встречу с представителями различных учебных заведений. Обсуждаемые на конференции вопросы могут лечь в основу работы с детьми: проведение тематических классных часов по данной проблеме, встреч, тематических консультаций по профессиональной ориентации в том случае, если в семье зреет конфликтная ситуация, связанная с выбором будущей профессии.

Таким образом, результатом профориентационной работы становятся выявление областей или конкретных профессий, где человек наиболее широко сможет проявить свои способности. На завершающем этапе необходимо использовать такие формы организации профориентационной деятельности, которые закрепили бы образ о возможной профессиональной самореализации, помогли сформировать привычные представления об основных этапах.

Мероприятием, отображающим итоги работы, может стать презентация творческого, исследовательского проекта “Моя будущая профессия”, созданного и реализованного в результате совместной деятельности родителей, детей, психолога и классного руководителя.

Итак, полноценная помощь педагога позволяет учащимся сориентироваться правильно в мире профессий согласно своим возможностям и способностям, повысить мотивацию детей к учебному труду.

Литература.

  1. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 5-11 классы. -/Педагогика. Психология. Управление/ М.: “ВАКО”, 2003, 272 с.
  2. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 5-9 классы. / Педагогика. Психология. Управление/.М.: “ВАКО”, 2006, 320 с.
  3. Зеленков С. Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи. Народное образование №6, 2007г. с. 239.
  4. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение. 1990. 150 с.
  5. Назаренко В.В. Личностное самоопределение старшеклассников в контексте социальных изменений в российском обществе. Сборник: Психолого-педагогические исследования. Барнаул. 1997. С. 56-58.
  6. Новикова С. Жизненные ценности и профессиональное самоопределение старшеклассников. Журнал “Директор школы” №8, 2005 С. 74.
  7. Новикова С. Пора самоопределения, или психолого-педагогическая поддержка профильного обучения, №2, 2007. журнал “Директор школы” С.47.
  8. Павлова Т.Л. профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. - М.:ТЦ “Сфера”, 2005.- 128 с.
  9. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М,: 2002. 400 с.
  10. Пряжникова Е.А. К вопросу об истории развития профориентации и профессионального самоопределения. Журнал “Вопросы образования” №3, 2006. с. 224.