Введение
Важнейшим социальным требованием к школе в соответствии с концепцией модернизации Российского образования на период до 2010 года и концепцией профильного обучения является ориентация учащихся не столько на приобретение суммы знаний, сколько на развитие его личности. В стратегических документах отмечается новая роль профессиональной ориентации как условия психолого-педагогической поддержки молодежи, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии. В контексте концептуальных идей профильного обучения школьнику необходимо оказать помощь в определении содержания своего образования с учетом индивидуальных способностей, склонностей, интересов; расширить возможности его социализации, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования. Оказать ученику поддержку в выборе дальнейшего пути обучения, профессиональном самоопределении может классный руководитель, который выступает координатором целостного педагогического процесса. В условиях профильного обучения передо мной обостряется задача целенаправленной профориентационной деятельности со старшеклассниками.
Одной из форм профориентационной работы является квалифицированное информирование старшеклассников об имеющихся специальностях в высших и средних профессиональных учебных заведениях Российской Федерации, также организация посещения ежегодной «Ярмарки профессий» в дни открытых дверей ВУЗов, ССУЗов нашей республики, встречи со специалистами, студентами, а также обучение учащихся класса в Заочной Физико-Технической школе при Московском Физико-Техническом Институте. В качестве информирования учащихся можно использовать Перечень направлений подготовки и специальностей по Общероссийскому классификатору специальностей по образованию, во время классного часа идет знакомство с основными характеристиками специальностей.
Классный руководитель должен быть творцом интересных и разнообразных для учащихся мероприятий, где ориентация должна идти на новые формы работы с современным школьником: дискуссионные, игровые, психологические, творческие, ролевые и т.д.
Так же в плане воспитательной работы, в связи с переходом на профильное обучение, появляется раздел «Специализация класса» и я планирую работу с классом, исходя из специализации класса.
Так же необходимо вспомнить о «Портфолио ученика», как основного направления работы классного руководителя в предпрофильных и профильных классах.
Портфолио позволит учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Сбор портфолио предполагает повышение учебной мотивации школьников, заинтересованных в накоплении достижений, добавляет больше ответственности родителям и ученикам.
В профильной школе изменяется роль портфолио. Он должен стать предметным портфолио, эталоном, относительно которого должна формироваться самооценка учащегося. Важная роль портфолио здесь представить отчет по процессу образования учащихся, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание его индивидуального прогресса в образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.
Основная часть
Таким образом, профориентационная деятельность классного руководителя старших классов в условиях профильного обучения – одно из главных направлений его работы. Технологию профессиональной ориентации школьников можно представить следующим образом:
- Постановка цели;
- Изучение с помощью анкетирования профессиональных интересов, намерений, увлечений в свободное время, успеваемости школьников;
- Изучение учебных интересов школьников;
- Информирование школьников о типах профессий;
- Изучение профессиональных склонностей школьников;
- Профессиональная диагностика способностей и личностных особенностей школьников;
- Информация учащихся о противопоказаниях к профессиям;
- Заключительный этап – профессиональная консультация школьников.
Я считаю, что учителю, воспитателю необходимы профессиональная подготовка и условия работы.
Вот слагаемые педагогического мастерства классного руководителя:
- Методическая подготовленность, позволяющая ему определить педагогическую стратегию;
- Знания и умения по детской и подростковой возрастной психологии и социальной педагогике;
- Знания теоретических основ воспитания, народной педагогики;
- Владение технологией воспитательного воздействия на личность, группу детей, коллектив;
- Организаторские умения и навыки;
- Широкая образованность и духовная культура;
- Способность преодолевать отжившие штампы и стереотипы, находить нетрадиционные воспитательные технологии и брать на себя ответственность за педагогическое действие;
- Ориентация, прежде всего на ребенка, подростка как на уникальную человеческую личность;
- Способность прогнозировать и просчитывать свои действия, владение приемами анализа, диагностики, умение педагогически осмыслить новые социально-экономические условия;
- Вера в человека, педагогический оптимизм, мужество и сила воли.
Результативность деятельности классного руководителя может быть оценена с помощью самых разных критериев. К моим относятся:
- Упорядоченность жизнедеятельности класса;
- Наличие и уровень стойкости, зрелости классного коллектива;
- Общий здоровый психологический климат в классе;
- Социальная защищенность каждого члена коллектива;
- Реальный рост качества обучения, воспитанности и общей культуры учащихся;
- Участие в опытно-экспериментальной, исследовательской работе;
- Участие и достижения в олимпиадах, достойная сдача ЕГЭ;
- Вовлечение родителей учащихся в дела классного коллектива;
- Активная позиция классного руководителя.