Место программы в общеобразовательном пространстве школы.
Радикальные изменения, происходящие в жизни нашего общества, в том числе в сфере образования, требуют всестороннего осмысления. Многолетнее отчуждение человека от подлинной духовной культуры, национальных корней и традиций, от веры, привело к кризису общественного сознания, выразившемуся в крайне неблагоприятной общественной атмосфере: усилении криминогенности общества, росте преступности (в том числе детской), насилия, открытой пропаганде распущенности нравов. Особенно сложная ситуация сложилась в подростковой и молодежной сферах. Ослабление внимания государства и общества к целенаправленному формированию общественного сознания, к вопросам воспитания, к школе в целом привело к изменению психологии учащихся. Исследователи отмечают в их среде такие тенденции, как нарастание индивидуализма, противопоставление себя другим людям прагматизм - на фоне ниспровержение недавних авторитетов, разрушение сложившихся на протяжении семидесяти лет идеалов. Наряду с девальвацией ценностей, связаны со служением обществу, государству, происходит снижение доверия к старшему поколению, переориентация наличная благополучие, выживаемость, самосохранение, идет усиление процесса индивидуализации, отчуждения.
Материальные блага стали занимать значительное место в желаниях школьников, культура и образование отодвигаются на периферию их ценностных ориентаций.
В связи с этим остро возникает проблема нравственного воспитания учащихся, которое особую актуальность приобретает в отроческие годы. У подростка впервые пробуждается интерес к своему внутреннему миру, к сеемому себе, осуществляется переход от сознания к самосознанию. Подросток размышляет над своими переживаниями, мыслями, «выкристаллизовывается» личность, поэтому особая роль в формировании эмоционально-мотивационной сфере личности принадлежит духовно-нравственному воспитанию школьника.
В данной программе технология процесса духовно-нравственного воспитания рассматривается на основе гуманистических ценностей образования. К значимым характеристикам этой технологии относится наличие четкой цели представление содержание деятельности в виде задач разной сложности, использование существующего опыта, указание способов взаимодействия участников воспитательного процесса, воздействие педагога на эмоциональ - мотивационную сферу подростка, обеспечивающую духовно- нравственное развитие. Использование гуманистических ценностей образования в процессе духовно- нравственного воспитания подростков достигает оптимального уровня, если выявлены возможные объекты духовных потребностей подростков в базовом образовательном компоненте и совмещены с гуманистической ценностной ориентацией учителя, предполагающей единство личностного способа жизни и форм педагогического сотрудничества.
В составлении программы, опиралась на статьи и выступления, связанные с возрождением традиций духовно-нравственного воспитания и образования (Л.В. Бурмистрова, С.Ф. Иванова, А.Е. Лихачев, И.В. Метлик и. др.), а также на работы, касающиеся проблем включения ценностей в содержание образования ( И.Я. Лернер, В. Оконь, И.М. Осмоловская).
Разработанная программа может рассматриваться как самостоятельный спецкурс, вместе с тем её можно использовать в качестве содержательной основы для создания в школе системы духовно-нравственного воспитания. Модификация программы (при опоре на местный материал культуры, местные традиции и обычаи) может использоваться как в школах, так и в других образовательных учреждениях края.
Цель программы: повысить эффективность духовно- нравственного воспитания учащихся общеобразовательной школы. Представить методическое обеспечение процесса использования ценностного содержания базовых знаний в духовно-нравственном воспитании подростков.
Задачи программы: ознакомление школьников с основными понятиями и феноменами процесса нравственного воспитания; формирование нравственной культуры личности подростка; превращение гуманистических ценностей образования в объект духовных потребностей подростков.
Познакомившись с программой по духовно-нравственному воспитанию подростков, учителя:
- особенности духовно-нравственного воспитания,
- что такое гуманистические ценности образования ,
- как влияет духовная культура общества на развитие и формирование нравственной личности школьника.
Умение учителей заключается в следующем:
- уметь оперировать научными понятиями по вопросам воспитания,
- уметь дать педагогические обоснования различным явлениям,
- уметь решать педагогические задачи и в процессе их решения уметь выбирать способ контроля за правильностью их выполненя;
- уметь организовать условия для эффективного нравственного воспитания учащихся в образовательном пространстве.
В содержании программ и учебников представлен целый комплекс ценностей, которые могут формировать и стимулировать развитие духовных потребностей учащихся- подростков. Это следующие ценности:
- стремление к истине;
- социальное благополучие общества;
- социальная справедливость;
- гуманистические и нравственные ценности;
- ценность знания;
- уважение к талантам и умельцам;
- достоинства личности;
- ценности личности;
- здоровье личности и людей, её окружающих;
- сохранность природы;
- социальная активность личности; нравственное здоровье личности, коллектива и общества; ценность других народов, их особенности и культуры, патриотизм, национальная история и культура, ценность творчества, ценность традиций и ряд других.
Задачам программы в наибольшей мере соответствуют представленные в содержании « ценность личности», « ценности истории и культуры», которые позволяют построить общение с подростками и на том материале, который наиболее близок им. Прежде чем перейти к описанию разработанной модели содержания духовно-нравственного воспитания на основе гуманистических ценностей образования отмечается ряд особенностей, присущих процессу интернализации ценности, позволяющих лучше понять логику авторов при отборе и организации материала. Существует определенные закономерности процесса присвоение ценностей личностью. Процесс интернализации ценностей включает, прежде всего, информацию о ценностном объекте. Далее необходимо оценка объекта, в ходе которой происходит его соотнесение с потребностями и интересами личности и выявления его субъективной ценности оценка и осознание ценностей ещё не означает принятие её в качестве личной, собственной ценности. На этом этапе важно воздействие объекта на эмоциональную сферу личности, тесть переживание ценности. Необходимо учитывать также, что ценность полностью осознается и проявляет себя в ситуации выбора: у человека должна появиться возможность руководствоваться ценностью в своем поведении, в ситуации выбора отдать предпочтение формирующейся или избранной ценности
Наращивание культурного слоя, создание культурной атмосферы – одна из важных задач, стоящих перед современной школой. Почему именно с культуры связываю я свои надежды? Прежде всего, потому, что в живительной атмосфере культуры, возможно, воспитать человека, стремящегося к самореализации и обладающего чувством социальной ответственности, умеющего критически мыслить и ценить духовные и материальные богатства, накопленные человечеством; человека, чуткого постоянно меняющемуся миру и способного творчески обогащать его воспитывающие значение культуры связывается не только с возможностью трансляции национальных ценностей и норм, определенных традиций и знаний, но и « эффектом» включения в многомерность и неоднозначность мира. Культура раздвигает границы выбора, позволяет человеку самому искать ответы на волнующие его вопросы, соотносить свои представления с теми нормами, которые сложились в обществе. «Культурен тот, кто не только носит в себе какой – нибудь культ, но кто и сложен, не прост, неоднозначен в идеях своих, в чувствах, в стремлениях, наконец, в навыках и всем складе жизни» (Розанов).
Как одухотворить жизнь дитей и взрослых? Рецептурного ответа на эти вопросы быть не может. Программа «Путешествие к истокам» - лишь один из возможных путей движения к этой цели: она представляет собой попытку создать модель содержания воспитания, основываясь на ценностях культуры.
Построенная по принципам программы вносит изменения в содержания и организации работы педагогов, включившихся «В путешествие», дает основания для перестройки методической службы в школе. Тем более что, по данным специальных исследований, сами учителя чувствуют необходимость повышения своего культурного уровня и связывают с ним рост профессионального мастерства. Возможно создание межпредметных объединений, в которых работа строится вокруг отдельных творческих тем, одинаково актуальных всех учителей. Поставленная программой задача: реализация духовно-нравственного воспитания на основе гуманистических ценностей, реализуется через отбор основных тем, скрепляющих программу по вертикали (от класса к классу и по горизонтали от четверти к четверти). Вертикальные темы носят более общий характер. Это такие четыре основные линии, которые условно можно определить как «героическую», «Художественно – эстетическую», «Бытовую», «Музейную», обращение к ним помогает подросткам в определенной системе знакомится с выдающимися людьми разных эпох и народов: героями, художниками (в широком смысле этого слова), узнать об обыденной стороне жизни наших предков, об их радостях и горестях, о вере и надеждах, а также о людях, которые являются хранителями исторической памяти, донёсшими до нас прошлое. Это археологи и музейные работники, реставраторы и краеведы, люди многих других профессий, без которых прервалась бы связь времён.
Линии «горизонтальные» конкретизируют название темы в каждом классе и наполняют их содержанием, соответствующим эпохи. Так в пятом классе ребята открывают для себя «Русь Богатырскую», узнают о «Руси златоглавой», знакомится тем, «Како житии» (“ Как жили люди на Руси”), а также с “Хранителями русской славы”. В шестом классе эти темы соответственно сменяются другими: “У истока героизма”, “Хоровод муз”, “Боги Олимпа и дети Земли”, “ Хранители античности”. В седьмом классе, в соответствии с новым базовым содержанием, появляются следующие темы: «Меч, книга и плуг», «Музы средневековья», «Безыскусная жизнь», «Хранители средневековья». Перечисленные темы дают общее представление о содержании работы в каждом классе, о её преемственности и последовательности. Целесообразность именно такого, тематического построения подобного рода программы подтверждается работами Д.Б. Кабалевского, В. Неминского, опытам организации в неурочной деятельности в школе В.А. Караковского. Подобные названия - девизы (темы) помогают усилить воспитательные возможности учебных предметов и образовательный потенциал в неурочных мероприятий. Они являются своеобразным ключом, с помощью которого можно, опираясь на известный материал, содержащийся в учебных предметах, открыть не известные страницы истории и культуры, за счёт возможностей дополнительного образования.
Формы работы по программе во многом определяются особенностями её содержания, ориентацией на сближение урочной и в неурочной деятельности на основе гуманистических ценностей, содержащихся в материале уроков.
Основное внимание следует уделить созданию творческих групп, объединенных общими познавательными интересами. Главное при этом – учесть различные увлечения учащихся, помочь им «найти себя», проявить свои лучшие качества.
Для выявления интересов ребят можно провести анкетирование или предложить им написать короткое сочинение на тему «Если бы я стал участником путешествия».
Программа дает богатые возможности для использования методики коллективных творческих дел, разработанной И.П. Ивановым.
При организации работы творческих групп важно сориентировать их на поиск материалов, как о ярких личностях прошлого, так и о наших современниках, посвятивших свою жизнь сохранению духовного наследия.
Содержание программы духовно-нравственного воспитания предполагает целостность заложенной в её основе картины мира и определенное место человека в нем. Она достигается преобразованием комплекса на личных и проективных ценностей в систему засчет расширения образовательного пространства с помощью материала истории и культуры, введение системы духовно-нравственных понятий и системы образов на основе их взаимодополнительности с системой знаний, умений и навыков.
Содержание духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе строится на базе гуманистических ценностей, заложенных в содержание образования в ходе внедрения данной программы «Путешествие к истокам» подростки должны получить достаточно широкое представление о духовно-нравственной жизни на примере истории и культуры, познакомиться с важнейшими духовно-нравственными понятиями.
Результате реализации указанной программы предполагается, что у учащихся школы повысится эмоциональная отзывчивость на широкий круг явлений действительности и сферы искусства, на проявления творчества, на духовно-нравственные ценности, способность к пониманию и уважению, потребность в сопереживании по отношению к чувствам других людей, в том числе к героям художественных произведений, стремление разделить своё эмоциональное состояние с другими, умение адекватно выразить свои чувства.
Хочется надеяться, что программа «Путешествие к истокам» как модель содержания духовно-нравственного воспитания школьников на основе гуманистических ценностей образования окажет существенное влияние на их ценностные ориентации и личностные качества, поспособствует расширению кругозора учащихся, к формированию устойчивого уважения к обычаям, традициям нашего народа.