Цели:
- знакомство с работой почты и разнообразием почтовых отправлений (письмо, открытка, бандероль, посылка);
- раскрыть значение почтовой связи; показать путь письма от отправителя к адресату;
- расширить представление об окружающем мире;
- учить складыванию бумаги с опорой на схему;
- развивать творческие способности учащихся.
Оборудование:
- учебник А.А. Плешакова “Мир вокруг нас”;
- карточки, вырезанные из приложения к “Рабочей тетради” (у каждого);
- таблички с надписями “отправитель”, “адресат”;
- стихотворение С.Я. Маршака “Почта”;
- конверты, письма, открытки, марки;
- рисунки: Муравья и Черепахи; кормушки и корма в ней;
- изображение почтового голубя;
- у каждого: лист белой бумаги, цветная бумага, ножницы, клей, опорная схема.
Ход урока
1. Орг. момент. Проверка рабочего места, настрой на работу.
2. Проверка домашнего задания.
Проверяется задание на странице в “Рабочей тетради”
- Какие кормушки вы нарисовали? (показ рисунков).
- Что мы можем положить в кормушку? Чем бы вы угостили птиц? (ответы детей).
- Муравей Вопросик тоже выполнил это задание. Давайте посмотрим, как он с ним справился. (На доску вывешивается рисунок кормушки, в которой лежат: зерна, конфеты, дольки яблока, семечки, ягоды рябины, подвешен кусочек сала, насыпаны хлебные крошки).
Дети находят и объясняют, какие ошибки допустил Муравьишка.
- Ребята, а какие птицы могут полакомиться угощением Муравьишки? (ответы детей).
3. Работа над новым материалом.
Посмотрите, пока мы проверяли задание, к нам пришла Мудрая Черепаха. Давайте, с помощью стихотворения С.Я. Маршака, узнаем, кем же сегодня стала Черепаха:
“Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он,
Это он….”
- Да, это почтальон. А кто такой почтальон? (человек, работающий на почте).
- Посмотрите, что Черепаха держит в лапах:
Сбоку марка и картинка.
В круглых штампах
Грудь и спинка.
Маленькое очень,
Быстрое, как птица,
Если захочешь —
За море умчится.
(Письмо)
- Черепаха сказала, что письмо адресовано Вопросику. Как она это узнала? (прочитала адрес).
- Значит, Муравьишка у нас сегодня адресат, т.е. получатель письма. (прикрепляется табличка с надписью “адресат”). Вопросик захотел тут же, без промедления ответить своему другу. Как вы думаете, что для этого ему нужно (варианты ответов).
- Да, вы правы, но некоторыми вашими советами он не может воспользоваться: 1) у Вопросика нет сотового телефона, и он не может послать SMS; 2) он не может воспользоваться и Интернет-почтой. Что же ему остается? Только написать письмо. И Черепаха достала из своей сумки лист бумаги и предложила Муравьишке написать письмо. “А как же письмо попадет к другу? Кто его доставит? Неужели письмо умеет путешествовать? Как?” Послушайте, что рассказала Черепаха.
С давних времен идет обмен известиями. Когда-то информацию передавали дымом костров, ударами в сигнальный барабан, звуками труб. Позже стали посылать гонцов с устными сообщениями. Потом начали писать письма, и, чтобы сохранить в тайне содержание письма, стали складывать бумагу особым образом: текстом внутрь и запечатывать. Затем письмо отправлялось к адресату. Письма доставлялись по суше, по воде и даже по воздуху. Существовала голубиная почта. Голуби не раз успешно справлялись с заданием, за что им был поставлен памятник (показ изображения почтового голубя, изображения памятника голубям).
- Ребята, вы, наверное, догадались, что нужно сделать, чтобы листок бумаги стал письмом?
- Да, его нужно положить в конверт и запечатать. Само слово “конверт” и обозначает обертывать, складывать текстом внутрь. Это “одежда” для письма. И вот, письмо запечатано, на конверте указан адрес. Пора отправлять письмо, теперь Муравьишка “отправитель”.
“Нетрудно письму
Увидеть свет:
Ему не нужен билет.
На медные деньги
Объедет мир
Заклеенный
Пассажир…”
- Как вы думаете, чем оплачивается “проезд” письма? Это марка. Маркой оплачивают путь письма от отправителя к адресату. Очень интересна история появления марки. Сейчас марок великое и разнообразное множество. Есть люди и взрослые, и дети, которые увлекаются собиранием, коллекционированием марок. Каждая марка – это интересная история (показ небольшой коллекции марок).
- Теперь письмо готово отправиться в путь. Давайте и мы совершим это путешествие.
4. Работа с учебником и карточками из приложения.
- Приготовьте вырезанные карточки и откройте учебник с.58. С чего же начинается путешествие письма?
“Письмо само
Никуда не пойдет,
Но в ящик его опусти –
Оно пробежит,
Пролетит,
Проплывет
Тысячи верст пути...”
-Правильно, с почтового ящика. Положите картинку с изображением почтового ящика в первое окошко. Подумайте, что произойдет дальше. Да, потом работники почты вынут из почтового ящика письма и поместят их в специальную сумку (карточка с изображением почтового мешка), доставят на почту, где поставят штамп с датой отправления и сортируют письма (карточка с изображением двух стопок писем). Помогает сортировке – написанный на конверте индекс-“указатель”. Затем письма отправляются в путь, их доставят и по воздуху, и по суше (дети выкладывают карточки с изображением поезда и самолета, самолета и багажа). Письмо прибыло по указанному на конверте адресу и снова оказалось в почтовом отделении, откуда почтальон разносит письма по домам (карточка с изображением сумки почтальона и последней кладется карточка с изображением почтовых ящиков).
“Вот так чудо в самом деле.
Погляди, письмо за мной
Облетело шар земной,
Мчалось по морю вдогонку,
Понеслось на Амазонку.
Вслед за мной его везли
Поезда и корабли.
По морям и горным склонам
Добрело оно ко мне…”
Но почта это не только письма. Посмотрите на с.59 (рисунок вверху), что еще пересылают по почте. Уже в старину с помощью почты стали перевозить различные грузы. Потом люди стали отправлять по почте посылки и бандероли, которые запечатывают особым клейким веществом – сургучом. Как вы думаете, что за предметы изображены на рисунке внизу? Зачем они нужны на почте? (ответы детей)
Физминутка.
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно, веселее
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише.Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись
И остановились.
4. Самостоятельная работа. Изготовление конверта с маркой.
Сейчас мы с вами попробуем изготовить конверт с маркой. Приготовьте бумагу, ножницы, клей. Перед вами лежит схема изготовления конверта (прил.1). Теперь, используя схему, приступаем к выполнению работы. (Дети работают самостоятельно, при необходимости оказывается индивидуальная помощь).
- Покажите, какие конверты получились.
5. Подведение итогов.
- Что нового вы узнали? Что интересного запомнили?
- Какие почтовые отправления можете назвать?
- Кого называют отправителем письма? А кого адресатом?
- Зачем нужен конверт? Марка?
- Смогли ответить на вопрос Муравьишки?
Молодцы. Урок закончен.