Урок математики "Деление многозначного числа на 10, 100, 1000 и т.д."

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • подвести учащихся к формулированию способа деления многозначного числа на 10, 100, 1000 и т.д.;
  • продолжать работу по решению логических задач, рассмотреть случаи их сходства;
  • совершенствовать умения решать задачи на движение; находить площадь прямоугольника, треугольника по формуле;
  • развивать пространственное воображение учащихся.

Оборудование: танграм, рисунки паровоза, вагончики с надписями этапов урока, карточки с частными, карточки для составления формул, маршрутные карты на каждого ученика (3 варианта), учебник математики И. И. Аргинской.

Технология развивающего обучения

Ход урока

1. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания. Дома дети на альбомных листах составляли фигуры из деталей танграма. Работы детей вывешиваются на доске, обсуждаются, оцениваются.

2. Целеполагание.

- Мы сегодня с вами отправимся в путешествие. Перед вами маршрутная карта, в которой вы будете выполнять все задания. (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3)

- Какой вид транспорта вам больше всего нравится?

- На каком из них мы отправимся, вы узнаете, составив из 7 деталей танграма данную фигуру. (Дети индивидуально, а 1 ученик из больших деталей составляет на доске паровоз)

- Прицепим вагоны и отправимся в путь. (На каждом вагоне надпись с этапом урока: “Разминка для ума”, “Задача”, “к:10”, “Уравнение”.)

- Определите следование этапов урока (Дети самостоятельно выстраивают структуру урока)

- На каждом этапе урока вы будете оценивать свою работу и работу класса в целом. Как вы оцените составление паровоза? Почему? (на 1 вагон: “танграм” – прикрепляется отметка “5”)

3. Арифметический диктант: (2 вагон: “Разминка для ума”)

(Двое учащихся работают у доски.)

- записать наименьшее четырехзначное число, используя разные цифры, кроме 0

- записать число, состоящее из 838 ед. 1-го класса

- записать следующее при счете за числом 2015

- записать число, у которого разрядные слагаемые 9 сот., 3 дес.,

2 ед.

- округлить эти числа с наименьшей погрешностью:

1 вариант (1 ученик) – до десятых; 2 вариант (2 ученик)– до сотых

1234, 838, 2015, 932

1230, 840, 2020 или 2010, 930

1200, 800, -, 900.

- Что значит округлить с наименьшей погрешностью?

Проверка: (Дети показывают “+”, если со всем согласны и “-”, если с чем – то не согласны, комментируют свое мнение)

- Предложите свои задания. (Найти значение суммы, найти среднее арифмитическое чисел, составить и решить уравнение и т. д.)

- Что значит найти среднее арифмитическое чисел? Найдите среднее арифметическое. (Дети находят в маршрутных картах, один ученик - у доски.)

(1234+2016+838+932): 4= 1050

Проверка: (Дети показывают “+”, если со всем согласны и “-”, если с чем-то не согласны, комментируют свое мнение)

- Чем похожи числа 1234, 2016, 838, 932? (четные, натуральные, многозначные, целые, положительные и т. д)

Рефлексия: оцените работу на этом этапе урока.

- Почему вы поставили такую отметку? (Ребята оценивают – на вагончик прикрепляется отметка “5”.)

4. Постановка проблемы. (3 вагон: “к:10”)

- Как называются числа, которые вы получили при округлении? (Круглые).

- Посмотрите верна ли запись на доске:

900 : 5 : 2 = 900 : (5 • 2) = 900 : 10 ? ( Запись верна)

- Объясните почему вы так считаете?

- Найдите значения равных выражений. (Значение равных выражений равно 90.)

900 : 5 : 2 = 180 : 2 = 90 900 : (5 • 2) = 900 : 10 = 90 900 : 10 = 90.

- Сравните делимые и значения частных. Что вы заметили? Чему будет равно 900:100?

(900:100=9.)

- Объясните.

- Найдите значения частных п. 5. №213. (4 ученика у доски - по одному выражению).

50000 : 10 = 5000, 50000 : 100 = 500, 50000 : 1000 = 50,

50000 : 10000 = 5.

- Запишите свои частные.

- Какое задание вы можете предложить?

Рефлексия.

- Как оцените работу на этом этапе? Объясните.

(На вагончике появляется отметка “5”.)

5. Физминутка: игра “Светофор”

6. Решение задачи. (4 вагон: “Задача”)

Устно решите задачу, в которой использованы круглые числа.

“В поезде ехало 50 пассажиров. Поезд двигался со скоростью 100 км/ч. С какой скоростью ехал каждый пассажир?” (100 км/ч)

На доске карточки в разброс: v, v.t, s, s:t, S:v, s, s, a.h, a.h:2

Распределите данные записи на группы.

Сколько групп? Какие?

1 гр. v, v.t, s, s:t, S:v

2 гр. s, a.h,

3 гр. s, a.h:2

- Составьте формулы нахождения расстояния, времени, скорости, площади прямоугольника и треугольника.

Ученики составляют: t = S:v, s= v.t, v= s:t, s= a.h, s= a.h:2

- Решите задачу, используя данные формулы.

1 уровень: “Найди площадь дачного участка шириной 10 м, длиной 60 м.”

2 уровень: “Найди площадь треугольной косынки, связанной бабушкой, если известно, что высота равна 70 см, а основание 1м 20 см”

3 уровень: “Из двух городов навстречу друг другу вышли два поезда. Один шел со скоростью 42 км/ч, другой – 52 км/ч. Через 6 часов поезда встретились. Найди расстояние между городами.

Сделай к задаче чертеж. Реши ее двумя способами. Составь обратные и сделай к ним чертеж”

(От каждой группы представитель у доски записывает решение и объясняет выполнение заданий.)

Проверка: (Дети показывают “+”, если со всем согласны и “-”, если с чем-то не согласны, комментируют свое мнение)

Рефлексия: как оцениваете работу над задачами? Объясните. (На вагончике вывешивается отметка “5”)

- Придумайте свои задачи, используя счетные единицы нашей системы счисления.

- Какие еще задания вы предложите со счетными единицами системы счисления?

(Из вариантов, предложенных детьми, выбирается составление уравнения.)

7. Решение уравнения: (5 вагон : “Уравнение”)

- Составьте уравнение, где нужно выполнить одно действие 2 ступени; 2 действия 1 и 2 ступени.

- Решите уравнение. (1 ученик у доски.)

Из суммы 25у и 75у вычесть 200, равно 1400

(25у+75у)-200=1400

- Что нужно сделать первоначально? (преобразовать)

- Какой закон вы примените для преобразования уравнения? (распределительный закон умножения относительно сложения)

Проверка: (Дети показывают “+”, если со всем согласны и “-”, если с чем – то не согласны, комментируют свое мнение)

Рефлексия: как оцениваете свою работу на данном этапе? Объясните.

(На вагончике появляется отметка “5”)

- Найдите среднее арифметическое нашего урока.

8. Итог:

- Что больше всего запомнилось из урока?

- Что нового узнали?

- Что хотелось бы еще узнать?

- Что хотели бы изменить, добавить?

- Поработали на “отлично”. (Прицепляется вагончик: “Ай да мы! Спасибо нам!”)

Дети читают вместе громко.