Принципы развивающего обучения на уроках технологии "Возбуждения и поддержание внимания и интереса на уроках кулинарии"

Разделы: Технология, Общепедагогические технологии


Стремительное развитие всех сторон жизнедеятельности человека и научно – технического прогресса требует от современного учителя ориентирования во всех сферах детальности, знания новых и нестандартных подходов в обучении и путей их решения.

Педагогическое мастерство – это профессиональное умение оптимизировать все виды учебно-воспитательной деятельности, целенаправлять их на разностороннее развитие и совершенствование личности; формирование её мировоззрения, способностей, потребностей в социально значимой деятельности. Современный ученик предъявляет к учителю новые требования для формирования и реализации своих личностно-ориентированных компетенций.

Концепция современного учителя предполагает, прежде всего, создание условий для развития творческих способностей будущих специалистов. Школьный урок – это и есть главный плацдарм педагогических идей и педагогического творчества. Именно на уроке реализуется одна из главных учительских потребностей – передать, отдать, обучить.

Урок, построенный по обычной методике, содержит в себе элементы схоластики и созерцательности. Ученику чаще всего предлагают “озвучить” текст учебника, а в лучшем случае “ответить своими словами”, именно такая методика не даёт ученику самостоятельно размышлять или, в ходе дискуссий, обсуждений, искать ответы на вопросы жизненных изменений, проявление инициативы, творчества, самостоятельного мышления.

Поэтому в обучении особую роль я отдаю нетрадиционным формам урока, использую новые педагогические средства, направленные на развитие лидерских качеств у учащихся.

Использую личностно ориентированный, гуманно- личностный подход в обучении, технологию сотрудничества.

На своих занятиях применяю типы нестандартных уроков, которые обеспечивают активность учащихся, сознательность учения, возможность самостоятельной работы. Такие уроки формируют у учащихся общеучебные и лидерские навыки, развивают интеллектуальные способности и логическое мышление:

  1. Деловая игра
  2. Бинарные уроки
  3. Урок-КВН
  4. Урок-театр
  5. Урок соревнование, конкурс
  6. Урок-концерт
  7. Урок-поиск истин
  8. Урок-практикум
  9. Пресс-конференции
  10. Урок-путешествие
  11. Урок-консультация
  12. Урок-диспут
  13. Защита творческих проектов
  14. Салон-уроки
  15. Уроки семинары и др.

В современном мире стремительного развития научно-технического прогресса и новых форм взаимоотношений нужно совершенствовать уже известные проверенные методы, стимулирующие лидерскую деятельность ученика:

  1. Открытого диалога – свободной мысли на уроке,
  2. Эвристического (поискового метода),
  3. Исследовательского метода,
  4. Метода проблемного обучения (изложения), импровизации, игры и метода театрализованности.

Учебные занятия строю таким образом, чтобы каждый ученик прошёл различные диапазоны ролей лидера:

  1. Разовый участник действий
  2. Проявил себя, как частная творческая роль
  3. Прошёл обязанности руководителя творческой группы, инструктора.

На занятиях применяю принципы развивающего обучения, которые обеспечивают активность учащихся на уроках, сознательность учения, возможность самостоятельной работы, решают задачу формирования общеучебных навыков, обеспечивают развитие интеллектуальных способностей и логического мышления.

1. Принцип проблемного обучения.

Раздел “Кулинария”.

Тема урока: “Сервировка стола. Складывание салфеток. Салфетка – как элемент декора!”

Примеры типов уроков: Групповая работа. Урок поиск истин. Урок-соревнование. Урок-конкурс.

На этапе создания будущей формы салфетки, возникают проблемы – “Хочу не как у всех!”:

  1. Необычной формы
  2. Не сложной конфигурации
  3. Временное ограничение.

Начинается процесс анализа – логика проектной деятельности – через основные разделы “что надо знать, что надо уметь”. Учащиеся, учитывая поставленные проблемы, вспоминают изученные виды и способы складывание салфеток.

На каком этапе будут непредвиденные затруднения?

Возникает несоответствие между известным и неизвестным. Вытекает необходимость введение новых способов действия, и на данном этапе я, как учитель, выступаю в роли консультанта, веду объяснение и знакомлю их с новыми видами складывания или оформления салфеток.

Учащиеся ищут варианты выполнения новых форм складывания салфеток, ведут обсуждения своих действий, т.е., проводится исследовательская работа, используют ранее полученные знания:

  • о свойствах ткани,
  • о размерах столового белья,
  • способов складывания салфеток.

В результате исследовательской работы приходят к выбору индивидуальных форм складывания салфеток.

В процессе обсуждения учащиеся приходят к решению, что для выполнения данного задания нужно:

  1. Выполнить технологическую карту складывания или декорирования салфетки.
  2. Определиться с элементами декора салфетки.
  3. Определиться с размерами салфетки и материалом, из которого будет изготовлена салфетка.

После выполнения практической работы обязательно проходит демонстрация работ, защита, обсуждение и анализ.

Итогом такого занятия и обучающим моментом является самореализация, развитие собственного вкуса и приобретение новых нетрадиционных навыков работы.

Принцип проблемного обучения включает в себя разные технологии обучения такие, как технологию сотворчества и сотрудничества.

Конспекты уроков к разделу “Кулинария” – 6, 7 кл. с использованием

Тема: “Первые блюда. Приготовление заправочных супов”

Для объяснения нового материала использую технические и мультимедийные средства – компьютерную презентацию: “Первые блюда”.

Презентация разработана учащимися 8 “а” класса, на уроках “Информатики” и “Технологии. Обслуживающий труд”, как проектная работа. Защита проектов проходила на школьном конкурсе проектов: “Возможности компьютерных технологий и их использование на современном уроке” Приложение № 1.

  1. Учитель приводит описание общих приёмов приготовления заправочных супов – на уровне восприятие.
  2. Учитель даёт обоснование и последовательность каждого приёма при приготовлении заправочного супа – на уровне осознание.
  3. Устный опрос учащихся с места – выясняет, степень усвоения материла, и закрепление его в памяти.

Итогом урока предполагается выполнение самостоятельной работы: предлагается определить последовательность закладки продуктов для заправочного супа – оценивается овладение навыками и опытом творческой деятельности.

Тема урока № 1-2: “Требования к качеству супов. Сроки и условия хранения супов”

Урок № 1

1. Организационный момент – 1 мин.

  • отметить присутствующих,
  • проверить наличие школьных принадлежностей и учебников.

2. Объявление темы урока:1 минута

“Требования к качеству супов. Сроки и условия хранения супов”

Цель: изучить требования и органолептические свойства, предъявляемые к качеству супов, срокам и условиям их хранения.

3. Опрос учащихся по ранее изученным темам – 20 мин.

При устном опросе учащихся использую компьютерную презентацию: “Первые блюда”.

Слайд №2. “Классификация супов”

I. Устный опрос или беседа с учащимися – 5 минут

Учитель: Кто желает нам рассказать о классификации супов?

При каждом правильном ответе учащегося учитель открывает на слайде №2 нужный элемент в схеме.

Если ученик ответил на вопрос не полностью – остались не открытыми элементы в схеме, то вопрос повторяется учителем для других желающих дополнить.

Возможен вариант самостоятельного воспроизведения учащимся схемы классификация супов в конспекте.

II. Письменный опрос – 15 мин.

Учитель: раздаёт тетради для практических работ, класс делится на 7 вариантов.

Приложение № 3

Задание: Запишите в тетради число, тему письменной работы – “Супы”.

Вариант № …..

Разделите тетрадный лист на две колонки:

  • правая колонка – нужно описать состав жидкой основы супа,
  • левая колонка – нужно перечислить состав продуктов входящих в гарнир супа.

Вариант № 1. Суп заправочный – рассольник, солянка.

Вариант № 2. Суп заправочный – щи, борщи.

Вариант № 3. Суп заправочный – супы из круп, макаронных изделий.

Вариант № 4. Суп-пюре овощной, рыбный.

Вариант № 5. Сладкие супы.

Вариант № 6. Молочные супы.

Вариант № 7. Холодные супы.

Учащиеся после выполнения задания, сдают тетради для практических работ на проверку учителю.

4. Подготовка к изучению темы следующего урока № 2:15 мин

Задание 1.

Учитель раздаёт образец таблицы, озвучивает критерии оценивание таблицы и задания: “Требования, предъявляемые к качеству первых блюд”.

№ п/п Вид супа Форма нарезки Консистенция Цвет Вкус, аромат Сроки и условия хранения
1            

Зарисуйте табличку к себе в тетрадь, рассчитывая на 15 строчек заполнения.

Заполнить табличку на втором часе занятий во время объяснения учителя нового материала, используя материал – Презентации “Первые блюда”.

Критерии оценивания таблицы:

“5” – самостоятельное, аккуратное и полное заполнение колонок таблицы.

“4” – самостоятельное, аккуратное и частичное заполнение колонок таблицы.

“3” – аккуратное и частичное заполнение колонок таблицы.

“2” – работа не выполнена

Подведение итогов урока.

Во время выполнения учащимися Задания 1. учитель проверяет письменные работы. Объявляет оценки полученные учащимися за устные ответы и за письменные работы

Урока № 1.

Урок № 2

1. Организационный момент 1 мин.

  • отметь присутствующих,
  • проверить Задания 1.

2. Объявление темы урока:

“Требования к качеству супов. Сроки и условия хранения супов” – 2 мин.

Цель: изучить требования, предъявляемые к качеству супов, сроки и условия их хранения и заполнить таблицу “Требования, предъявляемые к качеству первых блюд”.

Приложение № 2

3. Изучение темы урока: 25 мин.

При объяснении и изучении нового материала использую иллюстративный материал компьютерной презентации: “Первые блюда”:

  1. Слайд 1 “Классификация супов”
  2. Слайд 2 “Классификация супов” – гиперссылка “Заправочные супы”
  3. Слайд 3 “Заправочные супы. Щи из свежей капусты” – рассказ о требованиях предъявляемых к заправочным супам, демонстрация иллюстраций, характеристика щей из свежей капусты.
  4. Слайд 3 – Гиперссылка – “Ассортимент заправочных супов”
  5. Слайд 7 “Заправочные супы” – гиперссылка – “Щи из протёртой зелени”
  6. Слайд 4 “Щи из протёртой зелени” – рассказ о требованиях предъявляемых к заправочным супам, демонстрация иллюстраций, характеристика щей из протёртой зелени.
  7. Слайд 4 “Щи из протёртой зелени” – гиперссылка на Слайд 7 “Заправочные супы”
  8. Слайд 7 “Заправочные супы” – гиперссылка “Курник с домашней лапшой” – рассказ о требованиях предъявляемых к заправочным супам, демонстрация иллюстраций, характеристика супа.
  9. Слайд 5 “Курник с домашней лапшой” – гиперссылка “Курник с домашней лапшой” на Слайд 7“Заправочные супы”
  10. Слайд 7 “Заправочные супы” – гиперссылка “Суп овощной” Слайд 6 – рассказ о требованиях предъявляемых к заправочным супам, демонстрация иллюстраций, характеристика супа
  11. Слайд 6 “Суп овощной” – гиперссылка на Слайд 7 “Заправочные супы”
  12. Слайд 7 “Заправочные супы” гиперссылка на Слайд 2 “Классификация супов”
  13. Слайд 2 “Классификация супов” – гиперссылка “Суп – пюре”
  14. Слайд 8 “Чечевичный суп с гренками” – рассказ о требованиях предъявляемых к супам – пюре, демонстрация иллюстраций, характеристика супа.
  15. Слайд 8 “Чечевичный суп с гренками” – гиперссылка на Слайд 9 “Суп – пюре томатный с гренками” – рассказ о требованиях предъявляемых к супам – пюре, демонстрация иллюстраций, характеристика супа.
  16. Слайд 9 “Суп – пюре томатный с гренками” – гиперссылка на Слайд 8 “Чечевичный суп с гренками”.
  17. Слайд 8 “Чечевичный суп с гренками” – гиперссылка на Слайд 2 “Классификация супов”.
  18. Слайд 2 “Классификация супов” – гиперссылка “Холодные супы” Слайд 10- рассказ о требованиях предъявляемых к холодным супам, демонстрация иллюстраций, характеристика супа.
  19. Слайд 10 “Холодные супы” – гиперссылка на Слайд 2 “Классификация супов”.

4. Подведение итога урока: 10 мин

Вывод: Мы с Вами:

  • изучили требования, предъявляемые к качеству супов,
  • ознакомились со сроками и условиями хранения супов,
  • посмотрели и рассмотрели требования, предъявляемые к внешнему виду супов и к продуктам, которые для его приготовления используются: их нарезку, тепловую обработку.

Во время устного опроса учащихся по новой теме одновременно проверяется Задания № 1 (Урок № 1).

Оценка при ответе ученика складывается из: оценки за полный и правильный устный ответ и оценки за правильность заполнения таблицы.

5. Домашнее задание: 2 мин.

Подготовка к практической работе:

Подобрать иллюстрации приготовления супов.

Подобрать рецепты супов по классификации.

2. Принцип оптимального развития разных видов мыслительной деятельности и специального формирования алгоритмических и эвристических приёмов умственной деятельности.

Цель таких уроков – развитие у учащихся наглядного-действенного и наглядно-образного мышления. Разработала алгоритмические приёмы включения учащихся в самостоятельную деятельность с помощью инструкционных карт.

Урок-исследование.

Раздел “Кулинария”. “Сладкие блюда и напитки” – 6 кл.

Тема урока: “Техника налива основных напитков”.

На этапе изучения основных техник налива напитков возникает проблема ассоциации действительности при наливе в разные ёмкости. Возникают вопросы: почему бокалы, рюмки и стаканы имеют разные предназначения и разные объёмы?

При составлении инструкционных карт учитывала эвристические приёмы обучения: приём конкретизации.

Урок предполагает групповую форму обучения: 1 группа – экспертов, 2-е рабочие группы – исследователей.

Каждая группа получает инструкционную карту с заданием:

  • рассмотреть в группах образцы стеклянной посуды,
  • определить в чём сходство и различие стеклянной посуды,
  • определить какой объём имеет эта посуда.

В ходе обсуждений группы делают выводы и приводят аргументы.

На следующем этапе группы наблюдают и обсуждают вопросы:

  1. Что происходит при наливе одинаковых порций жидкости, но в разную по форме стеклянную посуду? Знакомятся с понятием объём посуды.
  2. Для подачи, каких напитков может использоваться эта стеклянная посуда? Докажите.

В результате исследовательской работы учащиеся приходят к выводу, что объёма посуды зависит от ширины и высоты. Во время таких занятий развивается наглядно-действенное мышление, расширяется кругозор в области традиций, культур, историей, межпредметной связи с математикой, физикой, химией и стереометрией, пробуждается фантазия и понимание элементов действительности.

Урок-эксперимент.

Раздел “Кулинария”. “Сладкие блюда и напитки” – 6, 7 кл.

Тема: “Технология приготовления слоистых коктейлей”

Цель урока: изучить и приобрести навыки техники самостоятельного приготовления, оформления и подачи слоистого коктейля и научиться отличать по внешним признакам жидкости их физические свойства: плотность, фактуру, через проведённый эксперимент.

Начинается процесс анализа – логика проектной деятельности – через основные разделы “что надо знать, что надо уметь”:

  1. Изучить виды и технологию приготовления слоистых коктейлей.
  2. Изучить оформления коктейлей.

На первом этапе я, как учитель, выступаю в роли консультант – применяю дистанционное обучение.

Дальнейшая работа проводиться самостоятельно по алгоритму задания лабораторно- практической работы.

В заданиях скрыт момент эксперимента. Задание для всех групп одно – приготовление слоистого коктейля. Весь эксперимент заложен в практическую часть задания: притом, что ингредиенты для приготовления коктейля у всех групп одинаковые, но разные (по плотности, по фактуре) у всех групп разная последовательность смешивания этих ингредиентов.

Выполнив практическую часть:

  1. Все группы демонстрируют свои коктейли.
  2. Проводят дегустацию своих коктейлей.
  3. Заполняют таблицы “Органолептических характеристик” – вкус, цвет, запах, консистенция напитка.
  4. При защите своих работ каждая группа должна ответить на вопрос, опираясь на промежуточные факты, которые они наблюдали и фиксировали во время проведения эксперимента: Почему жидкости в коктейле не смешиваются? И от чего это может зависеть?

Результат Урока-эксперимента:

  • знакомство с физическим понятием – плотность
  • знакомство с химическим процессом – диффузии.
  • знакомство с потребительскими характеристиками – органолептические характеристики блюд и напитков.

Вывод Урока-эксперимента:

При смешивании слоистого коктейля на внешний и конечный результат на очерёдности слоёв может влиять только её плотность и фактура жидкости.

Принципы социальной организации мнемонической деятельности.

Мнемоника (мнетехника) – это совокупность приёмов и способов, облегчающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Организация мнемонической деятельности обеспечивает осознанность и прочность усваиваемых знаний учащихся.

Урок по изучению сервировке стола.

Приём размерных признаков.

Так размеры столовой посуды, стекла, столовых приборов несут математическую и геометрическую смысловую нагрузку – запоминание происходит на геометрическую форму предмета, и это облегчает их запоминания и их расположения на столе.

Особенность и специфика предмета предполагает повышение уровня самообразования и собственного профессионального мастерства, поэтому акцент при построении своих уроков делаю на технологии сотрудничества и сотворчества, на принципы развивающего обучения, которые обеспечивают активность учащихся, сознательность учения, возможность самостоятельной работы, решают задачу формирования общеучебных навыков, обеспечивают развитие интеллектуальных способностей и логического мышления.

Литература:

  1. Ковалёв В.М., Могилевский Н.П – “Русская кухня: традиции и обычаи”, М. 1992 г.
  2. Т. Носенко, Т. Фомина, перевод Т. Григорьевой “Как накрыть стол”, М. “АСТ – ПРЕСС”, 2001 г.
  3. Лыба С. и А. “Приём гостей”, М. ТКО “АСТ”, 1994 г.
  4. Сальваторе Калабрезе “Коктейли для всех”, М. 2004 г.
  5. Маргарет Кейзелтон “Салфетки. Этикет и элегантность”, М. 2004 г.
  6. Андреев А. – “Русская обрядовая кухня”, СПб. 1992 г.
  7. Ананьева Е. “Кулинарные традиции мира”, М. “Авнта +”, 2003 г.
  8. Ридерз Дайджест – “Еда наш друг, еда наш враг”, Санкт-Петербург 2000 г.
  9. Поскрёбышева Г – “Современная православная кухня”, М. 2000 г.
  10. Ивашкевич Н.П. – “Пасхальный стол”, Л. 1996 г.
  11. Лагутина А.А., Лагутина С.В. – “Что приготовить в пост”, Р-на-Д 2004 г.
  12. Руцкий А.В. – “Домашние заготовки”, Минск 1993 г.