Задачи: познакомить учащихся с птицами Ханты – Мансийского автономного округа, занесёнными в Красную Книгу, воспитывать внимательное, сознательно – бережное отношение к животным и окружающей природе; развивать воображение, умение обобщать, делать выводы.
Оборудование: географическая карта округа; макет Красной книги, картинки и рисунки учащихся с изображением животных из Красной книги, картинки птиц, обитающих в Ханты – Мансийском автономном округе; выставка книг о животных.
Ход занятия.
- Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие по страницам Красной книги. Посмотрите на картинки. На них изображены прекрасные творения природы. Они радуют наш глаз, мы могли бы восхищаться их красотой. Но есть одно обстоятельство – все они занесены в Красную книгу. Это означает, что им всем угрожает исчезновение.
Красную книгу учредил Международный союз охраны природы в 1966 году. Храниться она в Швейцарии, в городе Морхе. В неё занесены данные о животных, которые нуждаются в охране. Недаром цвет этой книги красный, он сигнализирует: защити!
Многие страны составляют собственные книги. Такая книга есть и в нашей стране. Красная книга России была создана в 1974 году.
Начнём путешествовать по страницам Красной книги. Мы поговорим о птицах Ханты – Мансийского автономного округа, которые находятся под охраной.
На нашей выставке вы видите иллюстрации и рисунки некоторых птиц. Чтобы узнать, о какой птице пойдёт речь, нужно отгадать загадку.
Леса пустеют и поля,
вокруг осенняя земля,
Поднялись клином от земли
Сегодня утром…..(журавли).
- Правильно. Мы поговорим о журавлях.
Рассказ ученика.
Стерх, белый журавль, птица семейства журавлиных. Крупный, белый с чёрными концами крыльев, лоб и ноги красные, клюв коричневато-красный или красный, молодые — рыжие, позже — белые с рыжими пятнами. Сравнительно недавно птицы гнездились в районе бассейна Конды и Сосьвы. Известно о гнездовании в Кондинском, Советском и Берёзовском районах, в верховьях р. М. Сосьва, на болотах в бассейне р. Лямин в Сургутском районе. На территории округа встречается редко и по большей части во время миграций. К местам гнездовий прилетают в мае. Птицы активно охраняют свои гнездовые участки. В кладке, которую насиживает преимущественно самка, а самец сменяет её днем на короткое время, два яйца, реже — одно. Вскоре после подъёма молодых на крыло начинаются их постепенные кочёвки к югу.
<Рисунок1>
- Чтобы узнать, о какой птице дальше пойдёт речь, вам нужно, переставив буквы, отгадать слово: ОСКАП. Правильно. Мы поговорим о скопе.
Рассказ ученика.
Скопа, птица отряда соколообразных. Длина тела около 60 см, вес 1,3—1,9 кг. Окраска самцов и самок одинакова. Парящая птица держит крылья изогнутыми концами вниз, чем похожа на чаек. Снизу на сгибах крыльев тёмные пятна, на хвосте — нерезкие поперечные полосы. В округе гнездится близ водоёмов во всех районах, но повсеместно редка. Её гнездовья известны в бассейне Ваха, Б. и М. Югана, Б. Салыма, Тромъегана, Назыма, Казыма, М. и Северной Сосьвы, на некоторых горных ручьях и речках Северного Урала. Свои большие гнёзда из толстых сучьев строит на относительно высоких деревьях, иногда и на земле, используя их обычно долгое время. В кладке, которую насиживает самка при некотором участии самца, 2—3, реже 1 или 4 яйца. Основная пища — рыба средней величины. Добычу высматривает с воздуха и ловит, пикируя в воду и даже неглубоко ныряя с разгона. При её отсутствии кормится лягушками, изредка птицами. Перелётная птица.
<Рисунок2>
- А сейчас я вам расскажу о птице семейства утиных – краснозобой казарке.
Краснозобая казарка, мелкий по размеру гусь весом около 1 кг. Лоб, верхняя сторона головы и шеи, спина, хвост и крылья чёрные, пятна по бокам клюва, верхние и нижние кроющие хвоста и задняя часть брюха белые, по бокам головы — по большому рыжему пятну, ограниченному широкой белой каймой. Зоб и бока шеи каштаново-рыжие, отделённые от чёрного брюха белой полосой. Шея и клюв сравнительно короткие, ноги чёрные. В округе встречается главным образом в долине Оби, где располагаются места их остановок для отдыха и кормёжки, особенно в Ханты-Мансийском и Берёзовском районах. Основой питания служит травянистая растительность: зелёные части, побеги, всходы, луковицы, клубни, корневища и семена. Голос — отрывистый звонкий гогот или короткое резкое и несколько хриплое «чак – вой».
<Рисунок3>
Физминутка. Игра «Летает, не летает».Учитель называет слова, обозначающие предметы одушевлённые и неодушевлённые. Если предмет «летает», то дети выполняют махи руками, а если предмет «не летает», то дети замирают.
Ученик читает стихотворение.
Соседи, соседи: жуки и медведи,
Орлы и козявки, деревья м травки…
Прожить без соседей – увы! – невозможно.
Иных обойдёшь далеко, стороною,
Иными как раз хорошо закусить,
А с теми под крышей теплее прожить.
Иные годятся для дальней дороги,
Другие поднимут тебя по тревоге,
А эти соседи помогут в беде.
Соседи, соседи – всегда и везде.
- Сейчас пойдёт речь о представителях семейства ястребиных. Ребята расскажут об орлане и беркуте. Эти птицы тоже находятся под охраной.
Рассказ ученика.
ОРЛАНЫ, группа родов хищных птиц семейства ястребиных; включает три рода и 11 видов; в том числе белоплечий орлан, орлан-белохвост, белоголовый орлан, грифовый орлан. Длина тела орланов 75–100 см. По внешнему виду и биологии они ближе к коршунам, чем к орлам, от которых отличаются неоперенной плюсной лап и более массивным клювом. Орланы распространены широко на всех континентах, исключая Южную Америку. Они гнездятся по берегам морей, крупных рек и озер. Белоплечий орлан, орлан-белохвост и орлан-долгохвост охраняются.
<Рисунок4>
Рассказ ученика.
БЕРКУТ - хищная птица рода орлов семейства ястребиных; крупная птица с длинными и относительно узкими крыльями. Длина до 90 см; вес 3-6,5 кг. Самки заметно крупнее самцов. Окраска оперения беркутов темно-бурая, затылок и задняя сторона шеи рыжеватая. У молодых беркутов светлый хвост с темной вершинной полосой. На затылке узкие и заостренные перья. Лапы мощные, с сильными когтями и оперенной до пальцев цевкой.
Он ведет оседлый образ жизни, в то же время молодые птицы широко кочуют. Беркут гнездится в лесах. Он может долго парить; добычу хватает на земле. Беркут охотится на относительно крупных зверей (сусликов, зайцев, сурков, лисиц, куниц) и птиц; может кормиться падалью.
Птицы строят на деревьях или скалах огромные гнезда из сучьев на несколько лет. В марте-апреле самки откладывают по два яйца грязно-белого цвета с бурыми пестринами и крапинами. В возрасте 75-80 дней птенцы начинают летать, но обычно держатся вместе с родителями до следующей весны. Беркут используется как ловчая птица. В связи с резким сокращением численности птица повсюду строго охраняется.
<Рисунок5>
- А знаете ли вы, что название «Красная книга» предложил Питер Скотт – известный английский исследователь, учёный, орнитолог. В этой книге есть сведения об исчезающих видах животных. Например:
- тур (дикий бык) истреблён в Европе, Азии в 17 веке;
- тарпан(дикая лошадь) исчезла в 19 веке;
- японский волк, обитавший в Японии, исчез в 20 веке;
- и многие другие.
- О какой птице дальше пойдёт речь? Догадайтесь.
Водоплавающая птица с мягким густым оперением (часто белого цвета). Правильно. Это чайка.
Рассказ ученика.
ЧАЙКИ. Включают поморников, чаек, крачек и водорезов. Длина 20-80 см, масса от 40 г до 2,5 кг. 85 видов. В окраске (сильно меняющейся от возраста или сезона) преобладают белый, серый и черный тона. . Клюв прямой, острый или загнутый на вершине, с выступом на нижней челюсти. Крылья длинные (размах до 1,5 м), приспособленные к длительному маневренному полету. Ныряют лишь падая в воду за рыбой, могут хватать добычу на лету. Чайки и поморники благодаря относительно длинным, крепким ногам уверенно передвигаются по земле и хорошо плавают.
Чайки населяют морские побережья и внутренние водоемы всех материков гнездятся в северных тундрах и на побережье Антарктиды.
В кладке 2-3 яйца. Насиживают оба партнера 20-30 дней. Птенцы зрячие, густо опушенные, активно передвигаются уже через несколько часов. Корм родители носят вплоть до подъема птенцов на крыло (24-30 дня).
<Рисунок6>
- Закончилось наше путешествие по страницам Красной книги. Посмотрите на стенд. На нём изображены животные, которых вы не раз видели в лесу, в зоопарке. Они тоже нуждаются в нашем бережном отношении к ним.
Наверное у вас возник вопрос: а как же мы, дети, можем помочь природе? Давайте вместе составим правила поведения на природе. (На доске вывешиваются экологические знаки).
Учащиеся придумывают правила друзей природы:
- нельзя разорять птичьи гнёзда;
- нельзя рвать и бросать цветы, рвать большие букеты;
- нельзя ломать ветки деревьев, кустов;
- нельзя давить насекомых;
- нельзя шуметь в лесу;
- нельзя разводить костры без взрослых;
- нельзя оставлять мусор в лесу и водоёмах;
- нельзя убивать лесных жителей, брать их домой.
Ученик читает стихотворение Ювана Шесталова.
Земля, моя земля!
Тебя увижу я –
И новую струну
Нежданно шевельну.
И в дрожи той струны,
Как в глубине глубин,
Услышу шум волны
Разлившейся Оби.
И, солнца золотей,
Сверкнёт далёкий плес!
И лепет лебедей,
И звонкий смех берёз!
И этою струнойЗвенит весь край родной!...
Подводя итог, учитель знакомит учащихся с выставкой книг о животных.