Размышление учителя об уроке
Почему проект?
Проведение урока по жесткому плану предполагает обязательное достижение запланированного результата с той или иной степенью отклонения от цели урока, причем предполагается, что это отклонение случается в результате именно не доработок учителя, вызванных “сопротивлением материала”.
Вероятностный проект урока, а не жесткий пан действий должен обеспечить только наиболее вероятное достижение целей совместными усилиями всех его участников с помощью разных ресурсов (интеллектуальных, коммуникативных, технологических и др.). Особенности проекта по сравнению с первоначальным замыслом в зависимости от того или иного сценария его развертывания. А тот или иной сценарий возникает и реализуется как совместное творчество всех участников проекта – и учеников, и учителя. Проект предполагает создание интеллектуальных, мотивационных и других условий для педагогического со-бытия, в результат чего происходят личностные изменения. План же – осуществление мероприятий, результатом которых должно стать овладение учащимися нормативных знаний, умений и навыков. Проект имеет в основе внутреннею рефлексию и саморазвитие, а план лишь внешнее изменение. Поэтому проект урока принадлежит инструментовки личностно-ориентированного образования.
Проведение открытого урока
Урок второй по расписанию. Учащиеся пришли на урок не утомленные, время урока идеально: “жаворонки” еще не утомленны, “совы” уже проснулись. Установка контакта учителя с учениками. Распределение ролей, введение в игру. Очень важно для оптимизации образовательного общения знание учителем скорости реакции, темперамента и ведущего канала восприятия - визуального, аудиального и кинестетического. Визуалу и кинестетику не годятся долгие и эмоциональные повествования. Кинестетику и аудиалу бессмысленно предъявлять что-либо виде схем, опорных конспектов. Кинестетик наиболее адекватное понимание получает от работы с объемными материалами. Особое внимание на индивидуально психологические проблемы: память, внимание, тревожность, мелкая моторика, внушаемость, а также на данные социометрии, которые характеризуют самочувствие ученика в классе и соответствующим образом влияют на обучаемость, т.е. тревожным и депрессивным не создается ситуация стресса, агрессивных не провоцирует, невнимательным подбираются специальные средства фиксации внимания и.т.п. Данные социометрии используются при организации групповой работы, а так же при работе у доски. Групповая работа на уроке с переменным составом групп (трех разовая смена состава групп), основания: право-левополушарность, ведущие каналы информации, индивидуально-психологические проблемы, социометрия.
На уроке организуются ролевые ситуации
Идея. Ученик участвует в управлении обучением, выполняя некую роль.
Роли подразделяются на дидактические и организационные.
Дидактические: “Фома неверующий”- как только произносится при объяснении учителем или детьми нечто, что может вызвать сомнение: следует реплика: “А я не верю, докажите!”,“Спонсор знаний” - те к кому может обратиться любой ученик за помощью, “Почемучка” - подготовить и осуществить устный опрос, “Штурман” - разработать программу повторения пройденной темы, “Подводящий черту” - скажет какая мысль (вывод, результат) на уроке была, по его мнению, главная, “Дежурный по словарю” - повторяет со всеми правило, определение, которое было записано самостоятельно к уроку.
Организационные: “Связник” - организатор порядка и распорядитель , “Психолог” - в конце урока оценивает атмосферу урока, степень её дружественности. Он вправе сделать в тактичной форме замечание любому участнику урока, “Хранитель времени” - хронометраж урока.
Объект проектирования: урок “Решение задач на движение”
Предмет проектирования: динамика нормативных (обязательных для усвоения) и личностных результатов обучения, воспитания и развития учащихся
Цели:
- Педагогические (обучения, воспитания, развития учащихся)
- Образовательные – ввести типы задач на движение по одной прямой, научить распознавать эти типы, ввести общий способ решения задач на движение вдоль прямой, разобрать арифметический и геометрический способ способы решения задачи, продолжить формирование вычислительного навыка учащихся.
- Развивающие - через решения задач развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся. Интеллектуальные качества: способность к “видению” проблемы, оценочным действиям, обобщению, быстрому переключению, самостоятельности, гибкости мышления. Учить учащихся корректировать свою деятельность в ходе урока. Формировать умения четко и ясно излагать свои мысли, задавать вопросы. Развивать эмоции учащихся через создание на уроке ситуаций эмоциональных переживаний.
- Воспитательные – формирование элементов социально-личностной компетентности на основе умения проектировать и осуществлять алгоритмическую и эвристическую деятельность, проверять и оценивать результаты деятельности.
Развития образовательного процесса (диагностические, познавательные, исследовательские)
Диагностические – определение зоны ближайшего развития учащихся после выработки решения задач различных типов на движени
Познавательная – определение результативности и эффективности методических приемов личностно-ориентированного урока, ИКТ
Исследовательская – определение возможностей проектного подхода к конструированию урока как педагогического события, предназначенного для проживания его свместно учащимся и учителем: каковы плюсы и минусы проектно-сценарного варианта подготовки урока.
Профессионального и личностного саморазвития учителя: оттачивания принципиально новых средств, приемов и техник планирования и проведения уроков:
- Самостоятельность ученика в выборе “познавательных” ролей
- Право ученика на выбор темпа усвоения и способа понимания информации (простое повторение, логическая схема, решение поставленной проблемы, исследование, оценка, моделирование)
- Реальную возможность каждого ученика быть соавтором урока.
Конструктор урока
|
Содержание деятельности | Использова ние ИКТ (слайды) |
примечание | |||
Организационные формы | Время (мин) |
|||||
Начало урока (мотив, имя, цели) |
“Привлекательная цель”. Учащимся предлагается работа на “конвейере по сборке задач”. “Театрализация” - определение типов задачи. | Слайд №1 | Введение ролей: “командир, “связник”, “спонсор знаний”, “дежурный по словарю”, “хранитель времени”, “психолог”. | 2 | ||
Первичная актуализация | Учащиеся формулируют вопросы, на
которые должны дать ответ в ходе изучения этой
темы. Что хотели узнать сегодня на уроке, чему
научиться? Все проблемы, о которых говорят ученики, учитель кратко записывает на доске и обещает, что на все вопросы постараются вместе получить ответы на этом или последующих уроках. Проблемы:
|
Слайд №2 | Беседа, позволяющая выявить проблемы детей при решении задач на движение | 2 | ||
Системная актуализации | Повторение функциональной зависимости между величинами: расстояние, время, путь. Указания к задачам. | Слайд №2 | фронтальная | 2 | ||
Предъявление нового материала (построение в свободном общении алгоритмов решения задач) |
Рассматриваем на модели реальной действительности, математической модели типы задач, подходы к их решению | Слайд №3 Слайд №7 Слайд №11 | Построение беседы с элементами проблемных вопросов | 13 | ||
Повторение функциональ ной зависимости |
Проверка усвоения формул нахождения расстояния, скорости, времени | Слайд №15 Слайд №16 | Парная работа, работают при помощи
“Тренажера” (устный счёт в парах сменного состава) |
2 | ||
Переход к закреплению | Предъявление зада для решения группам детей | Распечатка слайдов группам детей №5, 9, 13 |
групповая | 2 | ||
Систематическое закрепление | Работа групп: 1гр. – выполняет чертеж по условию задачи 2гр. – данные задачи заносит в таблицу 3гр. – записывает решении, в общем виде 4гр. – выполняет арифметическое решение задачи |
Слайды №4, 5, 6 №8, 9, 10 № 12,13,14 |
групповая | 5 | ||
Содержательный итог урока | Выступление групп, комментарии учителя. После предъявления работы групп смотрим слайды презентации, сверяем с деятельностью групп. |
Слайды №4, 5, 6 №8, 9, 10 № 12,13,14 |
групповая | 5 | ||
Контроль | Итоговый тест Выполняют по одному заданию, или группой |
Тест Excel (распечатка) |
Индивидуальная, групповая | 7 | ||
Домашняя работа (мотив на завтра) |
Дифференцированное домашнее задание | Карточки с геометрической моделью задачи | индивидуальная | 1 | ||
Окончание урока (релаксация) |
Высказывается “психолог” о работе
класса на “конвейере” по сборке задачи; На листках с тестами дети рисуют “мордашки”, сигнализируют о своем эмоциональном состоянии. |
Слайд №17 | Групповая, индивидуальная | 2 |
Тест “Решение задач”
Решение задач на движение |
|||
№ | вопрос | Вариант ответа | Ответ учащегося |
№1 | Из двух пунктов одновременно | ||