Урок русского языка в 3-м классе ("Школа-2100")

Разделы: Начальная школа


Сегодня деятельность учителя направлена не на освоение учениками имеющейся информации, а на новую организацию сознания ребенка, которая связывается с освоением способов мышления, с выработкой собственного вхождения ученика в культуру на основе владения техникой рефлексии, понимания коммуникации.

Современная школа, выбрав столь сложный путь развития, требует использования новых образовательных технологий.Технология проблемного диалога стоит на трех китах: психология мышления и творчества, проблемном обучении и учебном диалоге.

Сначала учитель посредством диалога помогает сформулировать тему или вопрос для исследования, тем самым вызывая у учащихся интерес, а затем в диалоге организует открытие учениками нового знания добиваясь понимания материала, так как нельзя не понимать то, что открыл сам.

Задачи учителя при построении проблемного обучения заключается в следующем:

  • создать проблемную ситуацию для пробуждения интереса у учеников;
  • подвести учащихся к совместной постановке темы или вопроса для исследования;
  • организовать самоконтроль и самооценку учащихся.

Предлагаю вашему вниманию проблемный урок русского языка в 3 классе. (учебник Бунеевых Р.Н. и Е.В.)

Цель: развитие умения распознавать однокоренные слова; выделять в слове корень; подбирать однокоренные слова с чередующимися согласными.

Ход урока

Этап Действия учителя Действия учеников
1. Организационный момент.

Мы начинаем урок русского языка. Я хочу, чтобы каждый из вас по окончании урока мог сказать:

“Сегодня я искал , творил,

Знание новое открыл.

Научился применять,

Задания теперь легко мне выполнять”.

 
2. Постановка учебной задачи.

1.Актуализация знаний.

Словарная работа.

Учитель заранее записывает на доске буквенную цепочку, в которой спрятаны ключевые слова.( сапоги, сапожник , мороз, мороженое, огурец. огуречный, корень.)

Какая связь? Учитель подводит детей к совместной постановке темы урока.

Что такое корень слова?

Какие слова называются однокоренными?

Что такое чередование согласных звуков?

Почему появляются чередующиеся согласные в корне?

2.Формулировка проблемы.

Рассмотрите слова. В чем их особенность?

Всегда ли слова, в которых корни одинаково пишутся и произносятся, являются однокоренными?

Учебный диалог.

Запись.

Сапоги – сапожник.

Мороз – мороженое.

Огурец – огуречный.

Получились пары родственных слов с чередующимися согласными в корнях.

Работа в группах.

Учебный диалог между детьми.

3. Открытие учащимися нового знания.

Через коллективную работу дети приходят к выводу, что в каждой группе есть лишнее слово.

Сады, сажать, рассада, саженцы.(сажа)

Река, речка, речушка, реченька.(речь)

Рука, ручка, ручной, ручонка.(ручей)

Просит, попрошайка, прошу. (просо)

Вывод: Корни в словах могут произноситься и писаться одинаково, но при этом слова не будут однокоренными, так как значение, смысл, заключенный в корнях этих слов, будет совершенно разным.
4. Первичное закрепление.

1. Ученики выполняют упражнение 44.

Гусиным, гуськом, гусь, гусыня, гусята.

Шажком, шагает.

В каком корне есть чередующиеся согласные?

2. Разбор по составу слов: шаг, шажок.

Работа в парах.

Работа у доски.

5. Физминутка.

Кинезиологические упражнения.

 
6. Самостоятельная работа.

1 уровень.

ЗАДАНИЕ. Подбери и запиши однокоренные слова к данным словам. Выдели корень, подчеркни чередующиеся согласные.

Ухо, ушанка, уши.

Крик, кричу, крикун.

Сказ, скажи, сказочник.

2 уровень.

ЗАДАНИЕ. Дополни к 1 уровню. В этих словах есть орфограмма_ безударная гласная в корне? Обозначь эту орфограмму.

3 уровень.

ЗАДАНИЕ. Дополнить к 1 и 2 уровням. Составь предложения со словами третьей группы. Запиши.

Дети выбирают уровень и выполняют работу в тетрадях.
7. Итог урока. РЕФЛЕКСИЯ.

“Договори словечко”.

Послушай рифмовку. Во время паузы вы должны договорить слово с чередующимися согласными в корне.

Корни могут изменяться,

Но родными оставаться:

Бок - …(бочок), друг_ …(дружок), ухо - ..(уши), пух - …(пушок),пущу - …(пускать), лечу - …(летать).

Какими нам слова считать?

Их будем однокоренными звать.

Дети отвечают хором.
8. Домашнее задание.

Составьте предложения используя слова с чередующимися согласными звуками в корне.

Индивидуально.