Сегодня деятельность учителя направлена не на освоение учениками имеющейся информации, а на новую организацию сознания ребенка, которая связывается с освоением способов мышления, с выработкой собственного вхождения ученика в культуру на основе владения техникой рефлексии, понимания коммуникации.
Современная школа, выбрав столь сложный путь развития, требует использования новых образовательных технологий.Технология проблемного диалога стоит на трех китах: психология мышления и творчества, проблемном обучении и учебном диалоге.
Сначала учитель посредством диалога помогает сформулировать тему или вопрос для исследования, тем самым вызывая у учащихся интерес, а затем в диалоге организует открытие учениками нового знания добиваясь понимания материала, так как нельзя не понимать то, что открыл сам.
Задачи учителя при построении проблемного обучения заключается в следующем:
- создать проблемную ситуацию для пробуждения интереса у учеников;
- подвести учащихся к совместной постановке темы или вопроса для исследования;
- организовать самоконтроль и самооценку учащихся.
Предлагаю вашему вниманию проблемный урок русского языка в 3 классе. (учебник Бунеевых Р.Н. и Е.В.)
Цель: развитие умения распознавать однокоренные слова; выделять в слове корень; подбирать однокоренные слова с чередующимися согласными.
Ход урока
Этап | Действия учителя | Действия учеников |
1. | Организационный момент. Мы начинаем урок русского языка. Я хочу, чтобы каждый из вас по окончании урока мог сказать: “Сегодня я искал , творил, Знание новое открыл. Научился применять, Задания теперь легко мне выполнять”. |
|
2. | Постановка учебной задачи. 1.Актуализация знаний. Словарная работа. Учитель заранее записывает на доске буквенную цепочку, в которой спрятаны ключевые слова.( сапоги, сапожник , мороз, мороженое, огурец. огуречный, корень.) Какая связь? Учитель подводит детей к совместной постановке темы урока. Что такое корень слова? Какие слова называются однокоренными? Что такое чередование согласных звуков? Почему появляются чередующиеся согласные в корне? 2.Формулировка проблемы. Рассмотрите слова. В чем их особенность? Всегда ли слова, в которых корни одинаково пишутся и произносятся, являются однокоренными? |
Учебный диалог. Запись. Сапоги – сапожник. Мороз – мороженое. Огурец – огуречный. Получились пары родственных слов с чередующимися согласными в корнях. Работа в группах. Учебный диалог между детьми. |
3. | Открытие учащимися нового знания. Через коллективную работу дети приходят к выводу, что в каждой группе есть лишнее слово. Сады, сажать, рассада, саженцы.(сажа) Река, речка, речушка, реченька.(речь) Рука, ручка, ручной, ручонка.(ручей) Просит, попрошайка, прошу. (просо) |
Вывод: Корни в словах могут произноситься и писаться одинаково, но при этом слова не будут однокоренными, так как значение, смысл, заключенный в корнях этих слов, будет совершенно разным. |
4. | Первичное закрепление. 1. Ученики выполняют упражнение 44. Гусиным, гуськом, гусь, гусыня, гусята. Шажком, шагает. В каком корне есть чередующиеся согласные? 2. Разбор по составу слов: шаг, шажок. |
Работа в парах. Работа у доски. |
5. | Физминутка. Кинезиологические упражнения. |
|
6. | Самостоятельная работа. 1 уровень. ЗАДАНИЕ. Подбери и запиши однокоренные слова к данным словам. Выдели корень, подчеркни чередующиеся согласные. Ухо, ушанка, уши. Крик, кричу, крикун. Сказ, скажи, сказочник. 2 уровень. ЗАДАНИЕ. Дополни к 1 уровню. В этих словах есть орфограмма_ безударная гласная в корне? Обозначь эту орфограмму. 3 уровень. ЗАДАНИЕ. Дополнить к 1 и 2 уровням. Составь предложения со словами третьей группы. Запиши. |
Дети выбирают уровень и выполняют работу в тетрадях. |
7. | Итог урока. РЕФЛЕКСИЯ. “Договори словечко”. Послушай рифмовку. Во время паузы вы должны договорить слово с чередующимися согласными в корне. Корни могут изменяться, Но родными оставаться: Бок - …(бочок), друг_ …(дружок), ухо - ..(уши), пух - …(пушок),пущу - …(пускать), лечу - …(летать). Какими нам слова считать? Их будем однокоренными звать. |
Дети отвечают хором. |
8. | Домашнее задание. Составьте предложения используя слова с чередующимися согласными звуками в корне. |
Индивидуально. |