Цели:
- закрепить знания учащихся о правописании безударных личных окончаний глаголов;
- систематизировать существенные признаки при определении написания безударных гласных в окончании глаголов;
- развивать умения детей работать в парах, группах, устойчивость внимания, творческого воображения, оперативность мысли, речевые способности.
Ход урока
I. Организационный момент
- Прозвенел звонок и наш урок начинается. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне и гостям. А теперь – глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашние обиды и огорчения. Забудьте о них! Вдохните в себя свежесть осеннего утра и тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и удачи.
II. Вводная беседа
Послушайте эти строки
Сияет солнце, воды блещут
На всем улыбка – жизнь во всем
Деревья радостно трепещут
Купаясь в небе голубом!
Учитель: – О чем это я?
Дети: - О весне, о том, что с приходом весны все оживает и радуется всему
Учитель: - Как понимаете это: На всем улыбка – жизнь во всем…
Дети: - От яркого солнца весной все улыбается и люди и дома и небо, оживает природа.
III. Повторение изученного материала
На доске слова
Зацвет . ет, та . т, зеленее . т, сия . т, раду . мся, блест . т, трепещ . т, приласка . т, удивля . тесь.
Учитель: - Что объединяет эти слова?
Дети: - Эти глаголы обозначают действие, их можно отнести к весне.
Учитель - Какую бы классификацию вы осуществили с этой частью речи? Начните с того, что вы уже хорошо знаете. Как же можно классифицировать данные глаголы?
Дети: - Их можно классифицировать:
- по числам;
- по временам;
- по спряжениям;
- по окончаниям.
Учитель - Молодцы, назвали все грамматические признаки данных глаголов. Только забыли еще про (род.)?
- Какую вы видите трудность в написании безударных личных окончаний глаголов?
Дети: - При произношении не четко слышится окончание где безударные гласные е или и.
Учитель: - Тогда сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
Дети: - Правописание безударных личных окончаний глагола.
IV. Работа по теме урока
На доске знак е \ и ?
Учитель: - Вот эту проблему мы будем сегодня решать на уроке. На какой вопрос мы должны будем ответить в конце урока?
Дети: Почему в одних глаголах пишем гласную е, а в других, гласную и.
Ввожу новое слово премировать.
На доске и у детей на партах на листе бумаги слова.
Нападаете П Пресса Зарыдаете Р Отрежете Р Транспорт Разгорится О Зазвените Е Завернет В Столица Доставишь А Намаринуешь М Натает Т Высидишь И Печешь Ь
Учитель: - Согласные буквы нового слова находятся во вторых слогах I спряжения будущего времени. Гласные буквы – во вторых слогах II спряжения будущего времени. Последняя буква искомого слова не обозначает звука и находится в глаголе настоящего времени. Соедините последовательно буквы, напишите это слово внизу листа.
премировать.
Учитель: - Запишите его в тетрадь, рядом запишите слово синоним к этому слову. Выделите орфограммы. Какое слово записали?
наградить
- Что объединяет эти слова?
Дети: - Оба глагола в неопределенной форме, глаголы синонимы.
Учитель: - При поиске ответа на наш вопрос в конце урока, будем ли мы пользоваться глаголами неопределенной формы?
Дети: - Да по ним мы будем определять спряжение.
Учитель - А что же такое спряжение? Вернемся к нашему слову. Кого можно премировать и за что?
Дети: - За учебу, за спортивные достижения, за номера художественной самодеятельности и т.д.
Учитель: - А кого в нашем классе премировали за учебу?
Дети: - Аню Аристархову.
Учитель: - Составим и запишем предложение про Аню.
Аню Аристархову за отличную учебу премировал губернатор области.
- Разобрать по членам предложения и частям речи.
V. Физминутка
VI. Закрепление изучаемого материала
Работа в группах
На доске
платит долги | рисует картину |
месит тесто | ужинает дома |
готовит уроки | сеет овес |
носит воду |
переписывает задание
Учитель: - Причитайте словосочетания. В каком лице и числе стоят глаголы? Я закрываю левую часть словосочетаний, а вы заменяете глаголы 3-го лица, на глаголы 2-го лица ед. числа. Определите спряжение и правильно напишите окончание глаголов
Учитель - Что знаете о глаголах 2-го лица?
- Как определяем где пишем безударную е и и?
- Какая часть слова меняется при спряжении глаголов по лицам?
- Как определить лицо глаголов?
Проспрягайте глаголы лов . шь, дума . шь.
- Что нужно знать, чтобы правильно написать окончание глаголов?
VII Работа по теме (продолжение)
На доске таблица и предложения
№ предложения | I спряжение | II спряжение |
1) | 1 | 1 |
2) | 2 | - |
3) | - | 1 |
Выберите из группы предложений те предложения, которые будут соответствовать таблице
Скоро теплый ветер с юга все пробуд . т ото сна.
Скворец нас песнею разбуд . т и стукн . т клювиком в окно.
Хвойный запах убива . т бактерии, оздоравлива . т воздух.
Деревья радостно трепещут и машут ветками нам вслед
VIII Итог урока
Учитель: - Что помогло быстро справиться с работой?
- Ответили ли мы на вопрос, поставленный в начале урока?
- Запишите вывод в схеме с помощью стрелок. Как определить написание безударных гласных в окончании
Н. ф —>если – ить II спряжение —> и
3 л. Мн.ч. —> если – ат-ять II спряжение—> и
Н. ф —> если – ать и все остальные —> I спряжение —> е
3 л. Мн.ч. —> ут – ют —> I спряжение —> и
Тест
- Все три глагола имеют неопределенную форму гореть, лечить, учит
- В слова листа . шь – безударная гласная и?
- Все глаголы – исключения
Гнать, держать, писать, дышать. - Спряжение – это изменение глаголов по временам.
- Глагол встречаете – 1 лицо?
- Окончание глаголов 2 лица ед.ч. – ет – ит
- Безударные окончания глаголов мы должны проверять по неопределенной форме, или глаголами 3 лица, мн.ч.
- Во множественном числе глаголы 2 лица имеют окончание ут – ют.
- Все данные глаголы I спряжения
Мечтает, учит, стирает. - Лицо и число глаголов можно определить по местоимениям.
Учитель: - Какая из предложенных работ была самой интересной?
- А познавательной?
Домашнее задание
4 7 5 9 11 21 18 17 12 10 Я м а б о а о с а р д
11 19 16 14 13 20 8 15 2 3 А и п а н б г с в а
Запишите цифры в порядке увеличения, прочитайте пожелание.
Я вам благодарна, спасибо!