Правописание безударных личных окончаний глаголов. Урок русского языка в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепить знания учащихся о правописании безударных личных окончаний глаголов;
  • систематизировать существенные признаки при определении написания безударных гласных в окончании глаголов;
  • развивать умения детей работать в парах, группах, устойчивость внимания, творческого воображения, оперативность мысли, речевые способности.

Ход урока

I. Организационный момент

- Прозвенел звонок и наш урок начинается. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне и гостям. А теперь – глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашние обиды и огорчения. Забудьте о них! Вдохните в себя свежесть осеннего утра и тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и удачи.

II. Вводная беседа

Послушайте эти строки

Сияет солнце, воды блещут
На всем улыбка – жизнь во всем
Деревья радостно трепещут
Купаясь в небе голубом!

Учитель: – О чем это я?

Дети: - О весне, о том, что с приходом весны все оживает и радуется всему

Учитель: - Как понимаете это: На всем улыбка – жизнь во всем…

Дети: - От яркого солнца весной все улыбается и люди и дома и небо, оживает природа.

III. Повторение изученного материала

На доске слова

Зацвет . ет, та . т, зеленее . т, сия . т, раду . мся, блест . т, трепещ . т, приласка . т, удивля . тесь.

Учитель: - Что объединяет эти слова?

Дети: - Эти глаголы обозначают действие, их можно отнести к весне.

Учитель - Какую бы классификацию вы осуществили с этой частью речи? Начните с того, что вы уже хорошо знаете. Как же можно классифицировать данные глаголы?

Дети: - Их можно классифицировать:

  • по числам;
  • по временам;
  • по спряжениям;
  • по окончаниям.

Учитель - Молодцы, назвали все грамматические признаки данных глаголов. Только забыли еще про (род.)?

- Какую вы видите трудность в написании безударных личных окончаний глаголов?

Дети: - При произношении не четко слышится окончание где безударные гласные е или и.

Учитель: - Тогда сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

Дети: - Правописание безударных личных окончаний глагола.

IV. Работа по теме урока

На доске знак е \ и ?

Учитель: - Вот эту проблему мы будем сегодня решать на уроке. На какой вопрос мы должны будем ответить в конце урока?

Дети: Почему в одних глаголах пишем гласную е, а в других, гласную и.

Ввожу новое слово премировать.

На доске и у детей на партах на листе бумаги слова.

Нападаете П Пресса
Зарыдаете Р Отрежете Р
Транспорт Разгорится О
Зазвените Е Завернет В
Столица Доставишь А
Намаринуешь М Натает Т
Высидишь И Печешь Ь

Учитель: - Согласные буквы нового слова находятся во вторых слогах I спряжения будущего времени. Гласные буквы – во вторых слогах II спряжения будущего времени. Последняя буква искомого слова не обозначает звука и находится в глаголе настоящего времени. Соедините последовательно буквы, напишите это слово внизу листа.

премировать.

Учитель: - Запишите его в тетрадь, рядом запишите слово синоним к этому слову. Выделите орфограммы. Какое слово записали?

наградить

- Что объединяет эти слова?

Дети: - Оба глагола в неопределенной форме, глаголы синонимы.

Учитель: - При поиске ответа на наш вопрос в конце урока, будем ли мы пользоваться глаголами неопределенной формы?

Дети: - Да по ним мы будем определять спряжение.

Учитель - А что же такое спряжение? Вернемся к нашему слову. Кого можно премировать и за что?

Дети: - За учебу, за спортивные достижения, за номера художественной самодеятельности и т.д.

Учитель: - А кого в нашем классе премировали за учебу?

Дети: - Аню Аристархову.

Учитель: - Составим и запишем предложение про Аню.

Аню Аристархову за отличную учебу премировал губернатор области.

- Разобрать по членам предложения и частям речи.

V. Физминутка

VI. Закрепление изучаемого материала

Работа в группах

На доске

платит долги рисует картину
месит тесто ужинает дома
готовит уроки сеет овес
носит воду

переписывает задание

Учитель: - Причитайте словосочетания. В каком лице и числе стоят глаголы? Я закрываю левую часть словосочетаний, а вы заменяете глаголы 3-го лица, на глаголы 2-го лица ед. числа. Определите спряжение и правильно напишите окончание глаголов

Учитель - Что знаете о глаголах 2-го лица?

- Как определяем где пишем безударную е и и?

- Какая часть слова меняется при спряжении глаголов по лицам?

- Как определить лицо глаголов?

Проспрягайте глаголы лов . шь, дума . шь.

- Что нужно знать, чтобы правильно написать окончание глаголов?

VII Работа по теме (продолжение)

На доске таблица и предложения

№ предложения I спряжение II спряжение
1) 1 1
2) 2 -
3) - 1

Выберите из группы предложений те предложения, которые будут соответствовать таблице

Скоро теплый ветер с юга все пробуд . т ото сна.

Скворец нас песнею разбуд . т и стукн . т клювиком в окно.

Хвойный запах убива . т бактерии, оздоравлива . т воздух.

Деревья радостно трепещут и машут ветками нам вслед

VIII Итог урока

Учитель: - Что помогло быстро справиться с работой?

- Ответили ли мы на вопрос, поставленный в начале урока?

- Запишите вывод в схеме с помощью стрелок. Как определить написание безударных гласных в окончании

Н. ф —>если – ить II спряжение —> и

3 л. Мн.ч. —> если – ат-ять II спряжение—> и

Н. ф —> если – ать и все остальные —> I спряжение —> е

3 л. Мн.ч. —> ут – ют —> I спряжение —> и

Тест

  1. Все три глагола имеют неопределенную форму гореть, лечить, учит
  2. В слова листа . шь – безударная гласная и?
  3. Все глаголы – исключения
    Гнать, держать, писать, дышать.
  4. Спряжение – это изменение глаголов по временам.
  5. Глагол встречаете – 1 лицо?
  6. Окончание глаголов 2 лица ед.ч. – ет – ит
  7. Безударные окончания глаголов мы должны проверять по неопределенной форме, или глаголами 3 лица, мн.ч.
  8. Во множественном числе глаголы 2 лица имеют окончание ут – ют.
  9. Все данные глаголы I спряжения
    Мечтает, учит, стирает.
  10. Лицо и число глаголов можно определить по местоимениям.

Учитель: - Какая из предложенных работ была самой интересной?

- А познавательной?

Домашнее задание

4 7 5 9 11 21 18 17 12 10
Я м а б о а о с а р д
11 19 16 14 13 20 8 15 2 3
А и п а н б г с в а

Запишите цифры в порядке увеличения, прочитайте пожелание.

Я вам благодарна, спасибо!