Открытый урок "XIX век. Литературные сказки"

Разделы: Начальная школа


Хорошая книга – мой спутник, мой друг,
С тобой интересней бывает досуг,
Мы время отлично проводим вдвоём
И наш разговор потихоньку ведём.
С тобою дорога моя далека –
В любую страну, в любые века.
Ты мне говоришь про дела смельчаков,
Про злобных врагов и смешных чудаков.
Про тайны земли и движенье планет.
С тобой ничего непонятного нет.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу,
Без книги хорошей я жить не могу.

Н. Найдёнова.

Сегодня, в нашем современном мире, как никогда, важно сформировать в ребёнке духовно полноценную личность, подготовить квалифицированного читателя. Этому служат уроки литературного чтения.

В процессе работы с художественными произведениями развивается художественный вкус, происходит овладение умением работать с текстом, что способствует приобщению детей к чтению книг и на этой основе обогащение их знаниями об окружающем мире.

С помощью книги мы формируем людей культурных и образованных.

И наша задача, учителей начальных классов, особое внимание уделять урокам чтения, постараться их совершенствовать и находить новые эффективные формы и методы преподавания, чтобы процесс чтения был для ребёнка желанным и радостным.

Цели урока.

1) Обобщить и систематизировать знания детей по литературным сказкам XIX века, учить задавать вопросы по прочитанному и отвечать на них;

2) Развивать внимание, речь, вдумчивое отношение к чтению, воображение;

3) Воспитывать доброту, любовь к чтению, трудолюбие.

Оборудование:

  1. Учебник по чтению 4 класс (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.)
  2. Портреты А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, В.А.Жуковского.
  3. Ш.Перро, Братьев Гримм.
  4. Рисунки детей.
  5. Сообщения детей.
  6. Книги В.А.Жуковского, А.Погорельского, В.Ф.Одоевского, А.С.Пушкина,
  7. П.П.Ершова, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, С.Аксакова, Гаршина, Даля.
  8. Толковый словарь живого великорусского языка Даля.
  9. Отрывки из сказок писателей XIX века.
  10. Музыкальные треки: П.И.Чайковский. Вальс из балета “Спящая красавица”.
  11. Римский – Корсаков. “Полёт шмеля”.
  12. Карточки:
П.П. Ершов. Конёк-Горбунок.
А. Погорельский. Чёрная курица или подземные жители.
А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.
В.А. Жуковский. Спящая царевна.
С.А. Аксаков. Аленький цветочек.
В.М. Гаршин. Лягушка – путешественница.

ХОД УРОКА

1). Организационный момент.

2). Работа над пройденным материалом.

XIX век можно назвать “золотым веком” русской литературы.

Одарённая гением Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Жуковского, Крылова, Грибоедова, русская литература сделала в первую половину столетия поистине гигантский шаг вперёд. Это прежде всего объясняется необычайно быстрым развитием русского общества.

Ни в одной стране не возникло в столь короткий период времени такой могучей семьи гигантов, таких величайших мастеров художественного слова, такого ярчайшего созвездия блистательных имён, как в русской литературе XIX века.

В первой половине XIX века появились в русской детской литературе специально для детей написанные талантливые произведения:

– стихи для младшего возраста В. А. Жуковского;

– повесть “Чёрная курица или подземные жители” А. Погорельского;

– рассказы и сказки В. Ф. Одоевского;

– сказки А. С. Пушкина;

– сказка “Конёк – горбунок” П. П. Ершова;

– стихи М. Ю. Лермонтова;

– повести Н. В. Гоголя;

– сказки С. Аксакова, В.М.Гаршина, Вл. Даля.

Сегодня мы на машине времени отправляемся в XIX век.

Наш путь пролегает от народной сказки - к сказке литературной.

3). Работа над темой урока.

Не наяву и не во сне,
Без страха и без робости
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я,
Что есть она, что есть страна
Литературия.

П.И. Чайковский.(1889 г)

Вальс из балета “Спящая красавица”.

Какая связь между писателями, чьи портреты вы видите перед собой?

(У этих авторов есть сказки с похожим сюжетом: Принцесса Шиповничек, Спящая красавица, Спящая царевна.)

Ш.Перро – Братья Гримм – Жуковский.

Как вы понимаете фразу Вл. Даля: “Передний заднему мост”?

Передний заднему мост.

– Конкурс риторов.

(Дети читают подготовленные к уроку рефераты о писателях XIX века.)

– Из какого произведения отрывок?

(групповая – по рядам + защита)

( Группы получают отрывки из сказок и определяют название и автора.)

(на доске получается “ромашка”: автор + произведение).

– Поэтическое состязание “Играем в слово”.

Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке!
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в слово!

(День рифмы)

О каком поэтическом состязании XIX века вы можете рассказать?

(Состязание между А.С.Пушкиным и В.А.Жуковским)

Кто взялся судить мэтров литературы?

Каким оказался итог данного состязания?

– Пресс – конференция.

Сегодня на ваши вопросы отвечает магистр словесных наук, победитель поэтического состязания, знаток литературы XIX века.

(Дети задают “знатоку” вопросы по XIX веку).

– Круговые вопросы.

ФИЗМИНУТКА.(Кинезиологические упражнения)

– Блиц-турнир.

1) Переведи с русского на русский.

Верста – мера длины, больше 1 км.

Вершок – мера длины, 4,4 см.

Палица – тяжёлая дубина.

Пуд – мера веса, 16 кг.

Сусек – ларь с мукой.

Перст – палец.

Рушник – полотенце.

Хоромы – большой дом.

2) Крылатые фразы.

“Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона”

И.А. Крылов. “Слон и Моська”

“В некотором царстве, не в нашем государстве”.

Русские народные сказки.

“В синем небе звёзды блещут”.

А.С. Пушкин. “Сказка о царе Салтане…”

“Велика ведь бывает польза от ученья книжного”

Летописец.

“Ветер, ветер! Ты могуч.”

А.С. Пушкин. “Сказка о мёртвой царевне…”

“Сказка ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок.”

А.С. Пушкин. “Сказка о золотом петушке.”

“За морем житьё не худо.”

А.С. Пушкин. “Сказка о царе Салтане.”

“Не пропустите человека, не поприветствовав его.”

Поучение Владимира Мономаха.

3) Русские народные загадки В. Даля.

Земля беленькая, а птички на ней чёрненькие. (Бумага)

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)

Не на меру, не на вес,
А у всех людей есть. (Ум)

Одного отца, одной матери,
А ни тому, ни другому не сын? (Дочь)

Где вода столбом стоит, не проливается? (В стакане)

На что поп шляпу купил? (На деньги)

Ты да я да мы с тобой.
Много ли их стало? (Двое)

4) Народные пословицы и поговорки.

Но жена не рукавица.
С белой ручки не стряхнёшь
И за пояс не заткнёшь. (Сказка о царе Салтане)

Впредь тебе, невежа, наука,
Не садись не в свои сани! (Сказка о рыбаке и рыбке)

Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти? (Сказка о рыбаке и рыбке)

– Как вы понимаете пословицы?

Чтение – вот лучшее учение.

Будешь много читать, будешь много знать!

Учился читать да писать, а выучился петь да плясать.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Какая из них принадлежит А. С. Пушкину?

– Восстановить путь от народной к авторской сказке.

Народная сказка – Запись и обработка сказки – Авторская литературная сказка.

– Возвращение в XX век. ( Римский – Корсаков. “Полёт шмеля”.)

4). Итог урока.

Приведите примеры книг для детей, написанных в начале XIX века, которые читателя

– поучают,

– развлекают,

– информируют,

– образовывают,

– воспитывают.

Какие требования к читателю предъявляла детская литература?

(быть внимательным и вдумчивым читателем, не стесняться задавать вопросы, постоянно включать воображение, верить в чудо).

Важны ли эти качества для современного читателя?

Путь к знаниям сравнивают с лестницей, у которой есть первая ступенька и нет последней. Мы поднялись ещё на одну ступеньку в нашем знании литературы. Но лестница не кончается. И наши исследования тоже не заканчиваются. И наши путешествия по стране Литературия намерены продолжаться буквально на следующем уроке.

XIX век продолжается……..