Хорошая книга – мой спутник, мой друг,
С тобой интересней бывает досуг,
Мы время отлично проводим вдвоём
И наш разговор потихоньку ведём.
С тобою дорога моя далека –
В любую страну, в любые века.
Ты мне говоришь про дела смельчаков,
Про злобных врагов и смешных чудаков.
Про тайны земли и движенье планет.
С тобой ничего непонятного нет.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу,
Без книги хорошей я жить не могу.
Н. Найдёнова.
Сегодня, в нашем современном мире, как никогда, важно сформировать в ребёнке духовно полноценную личность, подготовить квалифицированного читателя. Этому служат уроки литературного чтения.
В процессе работы с художественными произведениями развивается художественный вкус, происходит овладение умением работать с текстом, что способствует приобщению детей к чтению книг и на этой основе обогащение их знаниями об окружающем мире.
С помощью книги мы формируем людей культурных и образованных.
И наша задача, учителей начальных классов, особое внимание уделять урокам чтения, постараться их совершенствовать и находить новые эффективные формы и методы преподавания, чтобы процесс чтения был для ребёнка желанным и радостным.
Цели урока.
1) Обобщить и систематизировать знания детей по литературным сказкам XIX века, учить задавать вопросы по прочитанному и отвечать на них;
2) Развивать внимание, речь, вдумчивое отношение к чтению, воображение;
3) Воспитывать доброту, любовь к чтению, трудолюбие.
Оборудование:
- Учебник по чтению 4 класс (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.)
- Портреты А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, В.А.Жуковского.
- Ш.Перро, Братьев Гримм.
- Рисунки детей.
- Сообщения детей.
- Книги В.А.Жуковского, А.Погорельского, В.Ф.Одоевского, А.С.Пушкина,
- П.П.Ершова, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, С.Аксакова, Гаршина, Даля.
- Толковый словарь живого великорусского языка Даля.
- Отрывки из сказок писателей XIX века.
- Музыкальные треки: П.И.Чайковский. Вальс из балета “Спящая красавица”.
- Римский – Корсаков. “Полёт шмеля”.
- Карточки:
П.П. Ершов. Конёк-Горбунок. А. Погорельский. Чёрная курица или подземные жители. А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. В.А. Жуковский. Спящая царевна. С.А. Аксаков. Аленький цветочек. В.М. Гаршин. Лягушка – путешественница.
ХОД УРОКА
1). Организационный момент.
2). Работа над пройденным материалом.
XIX век можно назвать “золотым веком” русской литературы.
Одарённая гением Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Жуковского, Крылова, Грибоедова, русская литература сделала в первую половину столетия поистине гигантский шаг вперёд. Это прежде всего объясняется необычайно быстрым развитием русского общества.
Ни в одной стране не возникло в столь короткий период времени такой могучей семьи гигантов, таких величайших мастеров художественного слова, такого ярчайшего созвездия блистательных имён, как в русской литературе XIX века.
В первой половине XIX века появились в русской детской литературе специально для детей написанные талантливые произведения:
– стихи для младшего возраста В. А. Жуковского;
– повесть “Чёрная курица или подземные жители” А. Погорельского;
– рассказы и сказки В. Ф. Одоевского;
– сказки А. С. Пушкина;
– сказка “Конёк – горбунок” П. П. Ершова;
– стихи М. Ю. Лермонтова;
– повести Н. В. Гоголя;
– сказки С. Аксакова, В.М.Гаршина, Вл. Даля.
Сегодня мы на машине времени отправляемся в XIX век.
Наш путь пролегает от народной сказки - к сказке литературной.
3). Работа над темой урока.
Не наяву и не во сне,
Без страха и без робости
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я,
Что есть она, что есть страна
Литературия.
П.И. Чайковский.(1889 г)
Вальс из балета “Спящая красавица”.
Какая связь между писателями, чьи портреты вы видите перед собой?
(У этих авторов есть сказки с похожим сюжетом: Принцесса Шиповничек, Спящая красавица, Спящая царевна.)
Ш.Перро – Братья Гримм – Жуковский.
Как вы понимаете фразу Вл. Даля: “Передний заднему мост”?
Передний заднему мост.
– Конкурс риторов.
(Дети читают подготовленные к уроку рефераты о писателях XIX века.)
– Из какого произведения отрывок?
(групповая – по рядам + защита)
( Группы получают отрывки из сказок и определяют название и автора.)
(на доске получается “ромашка”: автор + произведение).
– Поэтическое состязание “Играем в слово”.
Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке!
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в слово!
(День рифмы)
О каком поэтическом состязании XIX века вы можете рассказать?
(Состязание между А.С.Пушкиным и В.А.Жуковским)
Кто взялся судить мэтров литературы?
Каким оказался итог данного состязания?
– Пресс – конференция.
Сегодня на ваши вопросы отвечает магистр словесных наук, победитель поэтического состязания, знаток литературы XIX века.
(Дети задают “знатоку” вопросы по XIX веку).
– Круговые вопросы.
ФИЗМИНУТКА.(Кинезиологические упражнения)
– Блиц-турнир.
1) Переведи с русского на русский.
Верста – мера длины, больше 1 км.
Вершок – мера длины, 4,4 см.
Палица – тяжёлая дубина.
Пуд – мера веса, 16 кг.
Сусек – ларь с мукой.
Перст – палец.
Рушник – полотенце.
Хоромы – большой дом.
2) Крылатые фразы.
“Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона”
И.А. Крылов. “Слон и Моська”
“В некотором царстве, не в нашем государстве”.
Русские народные сказки.
“В синем небе звёзды блещут”.
А.С. Пушкин. “Сказка о царе Салтане…”
“Велика ведь бывает польза от ученья книжного”
Летописец.
“Ветер, ветер! Ты могуч.”
А.С. Пушкин. “Сказка о мёртвой царевне…”
“Сказка ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок.”
А.С. Пушкин. “Сказка о золотом петушке.”
“За морем житьё не худо.”
А.С. Пушкин. “Сказка о царе Салтане.”
“Не пропустите человека, не поприветствовав его.”
Поучение Владимира Мономаха.
3) Русские народные загадки В. Даля.
Земля беленькая, а птички на ней чёрненькие. (Бумага)
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)Не на меру, не на вес,
А у всех людей есть. (Ум)Одного отца, одной матери,
А ни тому, ни другому не сын? (Дочь)Где вода столбом стоит, не проливается? (В стакане)
На что поп шляпу купил? (На деньги)
Ты да я да мы с тобой.
Много ли их стало? (Двое)
4) Народные пословицы и поговорки.
Но жена не рукавица.
С белой ручки не стряхнёшь
И за пояс не заткнёшь. (Сказка о царе Салтане)Впредь тебе, невежа, наука,
Не садись не в свои сани! (Сказка о рыбаке и рыбке)Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти? (Сказка о рыбаке и рыбке)
– Как вы понимаете пословицы?
Чтение – вот лучшее учение.
Будешь много читать, будешь много знать!
Учился читать да писать, а выучился петь да плясать.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Какая из них принадлежит А. С. Пушкину?
– Восстановить путь от народной к авторской сказке.
Народная сказка – Запись и обработка сказки – Авторская литературная сказка.
– Возвращение в XX век. ( Римский – Корсаков. “Полёт шмеля”.)
4). Итог урока.
Приведите примеры книг для детей, написанных в начале XIX века, которые читателя
– поучают,
– развлекают,
– информируют,
– образовывают,
– воспитывают.
Какие требования к читателю предъявляла детская литература?
(быть внимательным и вдумчивым читателем, не стесняться задавать вопросы, постоянно включать воображение, верить в чудо).
Важны ли эти качества для современного читателя?
Путь к знаниям сравнивают с лестницей, у которой есть первая ступенька и нет последней. Мы поднялись ещё на одну ступеньку в нашем знании литературы. Но лестница не кончается. И наши исследования тоже не заканчиваются. И наши путешествия по стране Литературия намерены продолжаться буквально на следующем уроке.
XIX век продолжается……..