Цели:
- Обобщить знания учащихся о зиме
- Способствовать формированию эстетического отношения к действительности и в искусстве
- Формировать графические навыки и умения
- Развивать наблюдательность и воображение, осуществлять межпредметную связь
Материалы к уроку: иллюстрации зимних пейзажей, рисунки учащихся о зиме, аудиозапись “Зима” Вивальди.
Ход урока
1. Организационный урок
2. Введение в сюжет урока.
Входит Зима и предлагает детям отгадать загадки:
Он пушистый, серебристый
Белый, белый,
Чистый, чистый,
Ватой наземь лёг (снег)Что за звёздочки сквозные
На пальто и платке,
Все сквозные, вырезные
А возьмёшь – вода в руке? (снежинка)Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей (снеговик)И не снег и не лёд
А серебром деревья уберёт (иней)Какой это мастер
На стёкла нанёс
И листья, и травы,
И заросли роз? (мороз)Молоко над речкой плыло
Ничего не видно было,
Растворилось молоко –
Стало видно далеко (туман)В огне не горит,
И в воде не тонет. (лёд)Запорошила дорожки
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила (зима)
Зима беседует с детьми о признаках зимы:
- Какие ещё признаки зимы мы не назвали?
- Чем отличается наша якутская зима?
- Что происходит в зимнем лесу?
3. Выводы, устное описание зимы
4. Знакомство с народным календарём
Люди всегда наблюдали и изучали природу, чтобы легче было жить, и появились народные приметы (читаем с доски, проектора, плакатов и т.д.)
- Январь на порог – прибыло дня на воробьиный скок.
- Если январь сухой и морозный, то лето сухое и жаркое.
- Если в январе частые снегопады и метели, то в июле будут частые дожди.
- На Рождество иней – урожай на хлеб.
- Декабрь год кончает, а зиму начинает.
- Готовь сани летом, а телегу зимой.
5. Знакомство с литературными и музыкальными произведениями, живописью известных писателей, поэтов, художников, музыкантов (по выбору)
Литература
А творческие люди – писатели, поэты, музыканты, художники свои наблюдения за природой, своё настроение, переживания передавали в произведениях.
1. Отрывок – описание зимы из произведения К. Паустовского
2. Декламирование стихотворений А.С. Пушкина о зиме (дети заранее получили задание на опережение: выбрать любое стихотворение Пушкина, посвящённое зиме и выучить его наизусть)
- музыка
Прослушав отрывок из Вивальди, дети стараются словесно передать те ощущения и настроение, которое навевает музыка. Описывают картины, которые они представляют себе, когда звучит музыка.
- Живопись
Беседа и устное описание иллюстраций и (или) репродукций известных художников
6. Этап рисования (фоновая музыка Вивальди)
7. Этап социализации. Обсуждение рисунков (что понравилось, цветовое оформление и т.д.)
8. Подведение итогов урока