Тип урока: изучение нового материала, первичное закрепление знаний.
Общедидактическая цель:
- восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала
- осмысление связей и отношений в объекте изучения.
Триединая дидактическая цель:
1. Образовательная: познакомить с характерными особенностями Арктики, ее растительным и животным миром; установить зависимость живой природы от неживой (причинно-следственные связи).
2. Развивающая: научить отличать существенные признаки от несущественных; учить сравнивать, анализировать, обобщать, расширять кругозор детей.
3. Воспитательная: помочь детям задуматься о необходимости охраны природы.
Цели для детей:
- Узнать о растительном и животном мире Арктики
- Узнать, как связаны между собой, живая и неживая природа
- Найти пути решения экологической проблемы в Арктике
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная
- индивидуальная
- групповая
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный
- частично-поисковый
- проблемный
- моделирования
- эвристический
Приемы, соответствующие методам обучения:
- подробное резюмирование учителем каждого отдельно законченного этапа изложения
- демонстрация учащимся схем, с целью иллюстрирования отдельных выводов
- предъявление учащимся готового плана в ходе изложения
- предъявление учащимся переформулированных вопросов, заданий, облегчающих понимание их смысла
- инструктаж учащихся (по выполнению заданий)
Контроль: на уроке осуществлялся мягкий контроль, самоконтроль, словесно-стимулирующий.
Форма посадки детей: традиционная; в группах. Особенности подбора детей в группах:
- гетерогенный подбор – учащиеся с разным уровнем развития. Для чего? Чтобы дети учились друг у друга, т.к. ребенок учится у сверстников на 60% и только на 40% от учителя. Сильный ученик подтягивает слабого.
- гомогенный подбор – учащиеся одного уровня развития. Для чего? В ходе урока учащиеся меняются в группах, меняют свое привычное рабочее место, переходя на другое. Для быстрой адаптации в разных условиях работы, для развития умения общаться друг с другом, умения договариваться и совместно осуществлять деятельность. По-моему мнению, это легче сделать детям одинакового уровня развития.
Особенности темы: трудноусваиваемая для учащихся, так как мышление у детей младшего школьного возраста конкретно-образное, им трудно представить характерными особенностями Арктики.
Урок природоведения в 4 классе
Учитель Хитрина О.Г., высшая квалификационная категория, МОУ СОШ с УИОП № 61 г. Кирова
Тема: В Арктике
Цели:
- Образовательная: познакомить с характерными особенностями Арктики, ее растительным и животным миром; установить зависимость живой природы от неживой (причинно-следственные связи).
- Развивающая: научить отличать существенные признаки от несущественных; учить сравнивать, анализировать, обобщать, расширять кругозор детей.
- Воспитательная: помочь детям задуматься о необходимости охраны природы.
Оборудование: карта, картина “В Арктике”, предметные картинки, дидактический материал.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Актуализация знаний
- Вспомним основные термины, для этого разгадаем кроссворд. Если правильно ответим на все вопросы, то сможем прочесть ключевое слово.
- Модель планеты
- Участок суши, окруженный со всех водой
- Огромное водное пространство
- Участки суши, которые высоко поднимаются над океаном
- Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости
- Расстояние на местности, соответствующие каждому сантиметру на карте
- Материк, который омывается водами Индийского и Атлантического океанов
- Участок суши, который невысоко поднимаются над океаном
- Части океана, которые вдаются в сушу
- Какая наука изучает все эти понятия?
- А что изучает природоведение?
3. Проверка домашнего задания, выход на тему и цели урока:
- Какую тему мы изучаем? (природные зоны нашей страны)
- Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте слова. (На доске даны изображения различных природных зон и их названия)
- Сформулируйте задание. (соотнести иллюстрации и слова)
- Почему растительный и животный мир неодинаков в нашей стране? (монологический рассказ ученика)
- Представьте, что вы наблюдаете за Солнцем из разных природных зон нашей страны. В какой зоне и почему Солнце совсем низко поднимается над горизонтом?
- С какой зоны вы предлагаете начать наше знакомство?
- Значит, тема урока … (Арктика)
- Откройте тетради и запишите.
- Что бы вы хотели узнать про Арктику? (ответы детей)
- Я согласна с вами, значит цель нашего урока: (запись на доске)
1. Узнать о растительном и животном мире Арктики
2. Узнать, как связаны между собой живая и неживая природа
3. Найти пути решения экологической проблемы в Арктике
- Как вы их поняли?
4. Изучение нового материала
- Итак, отправляемся в путешествие на далекий Север. Я буду экскурсоводом, а вы прослушайте мой рассказ и письменно ответьте на эти вопросы:
- где находится ледяная зона?
- чем покрыты океан и острова?
- что такое полярный день, полярная ночь?
- какая температура зимой, летом?
- Представьте, что мы мысленно очутились там, в Арктике. Там среди льдов немало интересных животных. Там трудятся полярники.
Арктика – от этого слова, как бы веет холодом, недаром в переводе с греческого “Арктика” – значит, северный.
Арктика – это все огромное пространство Северного Ледовитого океана с морями и островами. На островах Арктики расположена ледяная зона.
Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности, совсем не нагревая ее. Здесь постоянное царство льда и снега. Океан, острова покрыты толстым ледяным панцирем. Лишь кое-где на островах нет льда, но и здесь суша промерзает намного метров в глубину. Поэтому почва здесь почти совсем не образуется.
Зимой в Арктике полярная ночь. Несколько месяцев подряд солнце не показывается, темнота. Только светит луна, мерцают звезды. Иногда возникает разноцветный мерцающий занавес в темном небе – полярное сияние. Зима – очень суровое время года. Дуют сильные ветры, бушует пурга, температура нередко понижается до – 600С.
Летом в Арктике – полярный день. несколько месяцев круглые сутки светло, но не тепло. Температура поднимается на несколько градусов выше 00С.
(В тетради дети должны записать):
- Океан, острова, моря
- Снега, льды
- Несколько месяцев в году светло
- Несколько месяцев в году – темнота, полярное сияние
- Зима – -600С, летом – -10С -00С
-Итак, (ответы на вопросы)
-Покажите на карте и прошепчите: где находится ледяная зона?
-Мы убедились, что Арктика – самая холодная природная зона. Но все же и в ледяной зоне есть живые существа.
5. Рассказ ранее подготовленных учеников
- О растениях (мхи, лишайники).
- Я расскажу о растениях, которые растут в Арктике, а вы запишите их названия. (монологический рассказ)
- О каких растениях вы узнали?
- О животных
(выходят несколько учащихся)
- Сейчас мы расскажем о животных, которые живут в Арктике, а вы прослушав рассказ, ответьте работая в группе, на вопрос: “Как животные приспособились у условиям обитания?”
- Птицы
- Тюлени
- Белые медведи
- Моржи
- Киты
(рассказы ранее подготовленных учащихся)
- Чтобы ответить на этот вопрос – вот вам “Помогалочка”
- Какая одежда?
- Какая окраска и почему?
- Какая форма тела и почему?
6. Работа в группах. (4-5 минут). Класс поделен на шесть групп:
- Белый медведь
- Тюлень
- Кайры
- Чайки
- Гагарки
- Киты
Ответы групп. (В ходе работы выбираю самого активного. Вновь из них создается группа исследователей, которой необходимо обобщить ответы всех групп – учащихся и выявить особенность всех животных, живущих в Арктике. Т.е. они готовят ответ на вопрос “Как животные приспособились к условиям проживания в Арктике?”.
7. Закрепление. Фронтальная работа с классом. Игра “Узнай по описанию”
- Отличный пловец. Большую часть времени проводит в воде, поэтому ноги превратились в ласты. (тюлень)
- Животное, которое похоже на тюленя, но крупнее его. Имеет мощные клыки. (морж)
- Морское животное, которое достигает в длину 15-18 м. (кит)
- Загадайте свой вопрос-загадку о животном, которое я не сказала. (о белом медведе)
8. Обобщение. Ответ группы-исследователей
- Итак, у всех животных длинная густая шерсть, оперение у птиц густое, много пуха. Белая окраска. Форма тела – обтекаемая, ластоногие. У медведя широкие лапы.
9. Создание цепей питания.
- Чем питаются белые медведи, когда вокруг льды?
а) ни чем (за счет своего жира)
б) ловят рыбу, тюленей
в) залегают в спячку
- А сейчас давайте посмотрим, чем питаются животные в Арктике. Для этого составим цепи питания. (За ранее учащимся были розданы фишки с номерками, для дифференцированной работы в группах).
- Займите свое место по номеру.
1 группа – рачки – рыбы – птицы
2 группа – рыба – тюлень – белые медведи
3 группа – водоросли – рачки – киты
4 группа – водоросли – рачки – … – белые медведи
5 группа – водоросли – … – рыбы – белые медведи
6 группа – водоросли – … – … – белые медведи
(Работа в группах – 3-4 минуты)
Ответы групп. Схемы на доску.
- Ребята, представьте, что вдруг рыбы исчезли. (Убрать в схемах). Что произойдет тогда?
- Сделайте вывод. (все взаимосвязано. Исчезнет один вид, будут исчезать и другие)
- Какими должны быть животные в Арктике?
- К суровым условиям Арктики приспособились немногие растения и животные.
(Дети занимают свои прежние места)
10. Работа по учебнику.
- Люди с давних пор осваивают этот край. Но к сожалению они наносят большой ущерб природе.
- Прочитай статью учебника и ответьте на вопросы. (Раздаю карточки с вопросами)
- Что дает Арктика людям?
- Почему некоторые животные и рыбы оказались на грани вымирания?
- Подумайте, что же делать?
Ответы на вопросы.
Предложения детей:
- Рыболовство запретить совсем нельзя, надо ограничить
- Охота – запретить, создать заповедники.
- Закрыть Северный путь невозможно. Ограничить перевозки, предупредить о загрязнении моря, чтобы люди не выбрасывали с борта корабля ненужные вещи.
- Все в природе взаимосвязано. Человек невидимая нить связи со всем живым. Охраняя природу, мы будем охранять и себя.
11. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке? Вернемся к нашим целям урока.
- Что у нас осталось не изученного?
- Что вынесем на следующий урок?
12. Домашнее задание.
- Какое бы домашнее задание себе задали?
- Хорошо. А советую прочитать стать учебника. А для любознательных, кто желает получить отметку выше, я даю задание найти и прочитать в энциклопедии о растительном и животном мире Арктики, а на следующем уроке вы письменно ответите на мои вопросы.
13. Рефлексия.