Урок природоведения в 4-м классе по теме "В Арктике"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: изучение нового материала, первичное закрепление знаний.

Общедидактическая цель:

  • восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала
  • осмысление связей и отношений в объекте изучения.

Триединая дидактическая цель:

1. Образовательная: познакомить с характерными особенностями Арктики, ее растительным и животным миром; установить зависимость живой природы от неживой (причинно-следственные связи).

2. Развивающая: научить отличать существенные признаки от несущественных; учить сравнивать, анализировать, обобщать, расширять кругозор детей.

3. Воспитательная: помочь детям задуматься о необходимости охраны природы.

Цели для детей:

  1. Узнать о растительном и животном мире Арктики
  2. Узнать, как связаны между собой, живая и неживая природа
  3. Найти пути решения экологической проблемы в Арктике

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная
  • индивидуальная
  • групповая

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный
  • частично-поисковый
  • проблемный
  • моделирования
  • эвристический

Приемы, соответствующие методам обучения:

  • подробное резюмирование учителем каждого отдельно законченного этапа изложения
  • демонстрация учащимся схем, с целью иллюстрирования отдельных выводов
  • предъявление учащимся готового плана в ходе изложения
  • предъявление учащимся переформулированных вопросов, заданий, облегчающих понимание их смысла
  • инструктаж учащихся (по выполнению заданий)

Контроль: на уроке осуществлялся мягкий контроль, самоконтроль, словесно-стимулирующий.

Форма посадки детей: традиционная; в группах. Особенности подбора детей в группах:

- гетерогенный подбор – учащиеся с разным уровнем развития. Для чего? Чтобы дети учились друг у друга, т.к. ребенок учится у сверстников на 60% и только на 40% от учителя. Сильный ученик подтягивает слабого.

- гомогенный подбор – учащиеся одного уровня развития. Для чего? В ходе урока учащиеся меняются в группах, меняют свое привычное рабочее место, переходя на другое. Для быстрой адаптации в разных условиях работы, для развития умения общаться друг с другом, умения договариваться и совместно осуществлять деятельность. По-моему мнению, это легче сделать детям одинакового уровня развития.

Особенности темы: трудноусваиваемая для учащихся, так как мышление у детей младшего школьного возраста конкретно-образное, им трудно представить характерными особенностями Арктики.

Урок природоведения в 4 классе

Учитель Хитрина О.Г., высшая квалификационная категория, МОУ СОШ с УИОП № 61 г. Кирова

Тема: В Арктике

Цели:

  1. Образовательная: познакомить с характерными особенностями Арктики, ее растительным и животным миром; установить зависимость живой природы от неживой (причинно-следственные связи).
  2. Развивающая: научить отличать существенные признаки от несущественных; учить сравнивать, анализировать, обобщать, расширять кругозор детей.
  3. Воспитательная: помочь детям задуматься о необходимости охраны природы.

Оборудование: карта, картина “В Арктике”, предметные картинки, дидактический материал.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Актуализация знаний

- Вспомним основные термины, для этого разгадаем кроссворд. Если правильно ответим на все вопросы, то сможем прочесть ключевое слово.

  1. Модель планеты
  2. Участок суши, окруженный со всех водой
  3. Огромное водное пространство
  4. Участки суши, которые высоко поднимаются над океаном
  5. Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости
  6. Расстояние на местности, соответствующие каждому сантиметру на карте
  7. Материк, который омывается водами Индийского и Атлантического океанов
  8. Участок суши, который невысоко поднимаются над океаном
  9. Части океана, которые вдаются в сушу

- Какая наука изучает все эти понятия?

- А что изучает природоведение?

3. Проверка домашнего задания, выход на тему и цели урока:

- Какую тему мы изучаем? (природные зоны нашей страны)

- Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте слова. (На доске даны изображения различных природных зон и их названия)

- Сформулируйте задание. (соотнести иллюстрации и слова)

- Почему растительный и животный мир неодинаков в нашей стране? (монологический рассказ ученика)

- Представьте, что вы наблюдаете за Солнцем из разных природных зон нашей страны. В какой зоне и почему Солнце совсем низко поднимается над горизонтом?

- С какой зоны вы предлагаете начать наше знакомство?

- Значит, тема урока … (Арктика)

- Откройте тетради и запишите.

- Что бы вы хотели узнать про Арктику? (ответы детей)

- Я согласна с вами, значит цель нашего урока: (запись на доске)

1. Узнать о растительном и животном мире Арктики

2. Узнать, как связаны между собой живая и неживая природа

3. Найти пути решения экологической проблемы в Арктике

- Как вы их поняли?

4. Изучение нового материала

- Итак, отправляемся в путешествие на далекий Север. Я буду экскурсоводом, а вы прослушайте мой рассказ и письменно ответьте на эти вопросы:

  • где находится ледяная зона?
  • чем покрыты океан и острова?
  • что такое полярный день, полярная ночь?
  • какая температура зимой, летом?

- Представьте, что мы мысленно очутились там, в Арктике. Там среди льдов немало интересных животных. Там трудятся полярники.

Арктика – от этого слова, как бы веет холодом, недаром в переводе с греческого “Арктика” – значит, северный.

Арктика – это все огромное пространство Северного Ледовитого океана с морями и островами. На островах Арктики расположена ледяная зона.

Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности, совсем не нагревая ее. Здесь постоянное царство льда и снега. Океан, острова покрыты толстым ледяным панцирем. Лишь кое-где на островах нет льда, но и здесь суша промерзает намного метров в глубину. Поэтому почва здесь почти совсем не образуется.

Зимой в Арктике полярная ночь. Несколько месяцев подряд солнце не показывается, темнота. Только светит луна, мерцают звезды. Иногда возникает разноцветный мерцающий занавес в темном небе – полярное сияние. Зима – очень суровое время года. Дуют сильные ветры, бушует пурга, температура нередко понижается до – 600С.

Летом в Арктике – полярный день. несколько месяцев круглые сутки светло, но не тепло. Температура поднимается на несколько градусов выше 00С.

(В тетради дети должны записать):

  1. Океан, острова, моря
  2. Снега, льды
  3. Несколько месяцев в году светло
  4. Несколько месяцев в году – темнота, полярное сияние
  5. Зима – -600С, летом – -10С -00С

-Итак, (ответы на вопросы)

-Покажите на карте и прошепчите: где находится ледяная зона?

-Мы убедились, что Арктика – самая холодная природная зона. Но все же и в ледяной зоне есть живые существа.

5. Рассказ ранее подготовленных учеников

  • О растениях (мхи, лишайники).

- Я расскажу о растениях, которые растут в Арктике, а вы запишите их названия. (монологический рассказ)

- О каких растениях вы узнали?

  • О животных

(выходят несколько учащихся)

- Сейчас мы расскажем о животных, которые живут в Арктике, а вы прослушав рассказ, ответьте работая в группе, на вопрос: “Как животные приспособились у условиям обитания?”

  • Птицы
  • Тюлени
  • Белые медведи
  • Моржи
  • Киты

(рассказы ранее подготовленных учащихся)

- Чтобы ответить на этот вопрос – вот вам “Помогалочка”

  1. Какая одежда?
  2. Какая окраска и почему?
  3. Какая форма тела и почему?

6. Работа в группах. (4-5 минут). Класс поделен на шесть групп:

  • Белый медведь
  • Тюлень
  • Кайры
  • Чайки
  • Гагарки
  • Киты

Ответы групп. (В ходе работы выбираю самого активного. Вновь из них создается группа исследователей, которой необходимо обобщить ответы всех групп – учащихся и выявить особенность всех животных, живущих в Арктике. Т.е. они готовят ответ на вопрос “Как животные приспособились к условиям проживания в Арктике?”.

7. Закрепление. Фронтальная работа с классом. Игра “Узнай по описанию”

- Отличный пловец. Большую часть времени проводит в воде, поэтому ноги превратились в ласты. (тюлень)

- Животное, которое похоже на тюленя, но крупнее его. Имеет мощные клыки. (морж)

- Морское животное, которое достигает в длину 15-18 м. (кит)

- Загадайте свой вопрос-загадку о животном, которое я не сказала. (о белом медведе)

8. Обобщение. Ответ группы-исследователей

- Итак, у всех животных длинная густая шерсть, оперение у птиц густое, много пуха. Белая окраска. Форма тела – обтекаемая, ластоногие. У медведя широкие лапы.

9. Создание цепей питания.

- Чем питаются белые медведи, когда вокруг льды?

а) ни чем (за счет своего жира)

б) ловят рыбу, тюленей

в) залегают в спячку

- А сейчас давайте посмотрим, чем питаются животные в Арктике. Для этого составим цепи питания. (За ранее учащимся были розданы фишки с номерками, для дифференцированной работы в группах).

- Займите свое место по номеру.

1 группа – рачки – рыбы – птицы

2 группа – рыба – тюлень – белые медведи

3 группа – водоросли – рачки – киты

4 группа – водоросли – рачки – … – белые медведи

5 группа – водоросли – … – рыбы – белые медведи

6 группа – водоросли – … – … – белые медведи

(Работа в группах – 3-4 минуты)

Ответы групп. Схемы на доску.

- Ребята, представьте, что вдруг рыбы исчезли. (Убрать в схемах). Что произойдет тогда?

- Сделайте вывод. (все взаимосвязано. Исчезнет один вид, будут исчезать и другие)

- Какими должны быть животные в Арктике?

- К суровым условиям Арктики приспособились немногие растения и животные.

(Дети занимают свои прежние места)

10. Работа по учебнику.

- Люди с давних пор осваивают этот край. Но к сожалению они наносят большой ущерб природе.

- Прочитай статью учебника и ответьте на вопросы. (Раздаю карточки с вопросами)

  1. Что дает Арктика людям?
  2. Почему некоторые животные и рыбы оказались на грани вымирания?
  3. Подумайте, что же делать?

Ответы на вопросы.

Предложения детей:

  1. Рыболовство запретить совсем нельзя, надо ограничить
  2. Охота – запретить, создать заповедники.
  3. Закрыть Северный путь невозможно. Ограничить перевозки, предупредить о загрязнении моря, чтобы люди не выбрасывали с борта корабля ненужные вещи.

- Все в природе взаимосвязано. Человек невидимая нить связи со всем живым. Охраняя природу, мы будем охранять и себя.

11. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке? Вернемся к нашим целям урока.

- Что у нас осталось не изученного?

- Что вынесем на следующий урок?

12. Домашнее задание.

- Какое бы домашнее задание себе задали?

- Хорошо. А советую прочитать стать учебника. А для любознательных, кто желает получить отметку выше, я даю задание найти и прочитать в энциклопедии о растительном и животном мире Арктики, а на следующем уроке вы письменно ответите на мои вопросы.

13. Рефлексия.