Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Обобщение знаний о частях речи" (2-й класc)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • развивать умение распознавать и осознанно употреблять прилагательные, существительные, глаголы в речи;
  • углубление знаний о частях речи при помощи практической работы;
  • воспитывать любовь к предмету, умение работать коллективно.

Оборудование:

  • компьютер,
  • проектор,
  • экран,
  • карточки для групповой работы.

Ход урока

Вступление.

Учитель: Русский язык! Сколько чудесного и таинственного прячется за этими словами. Язык, на котором мы говорим, очень богат. Русский язык изучают во многих странах мира, так как он очень красив и мелодичен. К.Г. Паустовский писал:”Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный свет”.

-А какие слова о русском языке нашли в своих сердцах наши ребята?

(Ученики читают стихи о русском языке).

II. Основная часть.

- Что нужно знать и уметь, чтобы почувствовать поэтичность языка, овладеть им в совершенстве?

(Чувствовать слово, любить русский язык, знать правила грамматики и орфографии).

- Проверим, как вы знаете и дружите с правилами русской грамматики.

- Найдите лишнее. (Слайд 1)

Глагол, имя существительное,
предлог, имя прилагательное,
приставка.

- Почему приставка лишняя?

(Приставка – часть слова)

- Прочитайте предложения и укажите знакомые части речи.

- Как вы отличаете части речи друг от друга? (Слайд 2)

(По вопросам и по грамматическому значению.)

Существительное – школа,

Просыпается – глагол…

С прилагательным веселый

Новый школьный день пришел.

Существительное – предмет,

Глагол – действие,

Прилагательное – признак предмета).

- В доказательство того, что вы поняли этот признак, надо выполнить задания.

1. Образуйте однокоренные слова разных частей речи. (Слайд 3)

1 вариант – бел-

2 вариант – син-

Проверка (Слайд 4)

1 вариант – бел- (белый, белеет, белизна).

2 вариант – син- (синий, синеет, синева).

- Как определили части речи? (По вопросу и окончанию).

2. Спишите отрывок из сказки Л. Кэррола “Алиса в Зазеркалье” и укажите, какими частями речи являются слова. (Слайд 5)

Варкалось, хливкие шарьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики, в мове.

(Ученики определяют части речи по вопросам).

- Если мы с правилами в дружбе, то по группам мы справимся и со следующим заданием.

Групповая работа. (Задание дается группам по 5 человека на карточках).

- Определите и докажите, к какой части относятся выделенные в предложении слова.

1.

Сорок сорок сидели на заборе,.
Весело трещали, весну встречали.

2.

Медведь в лесу, не зная правил,
Однажды мотоциклом правил.

3. В углу раздался детский плач,

И кто-то вдруг сказал: “Не плач”.

4. Снежное покрывало все поле покрывало.

5.

Стою на нашем берегу,
Покой границы берегу.

6. На то и печь, чтобы в ней хлеб печь.

- Какой интересный русский язык! Одно и то же слово имеет несколько значений.

Приведите примеры таких слов.

(Пила, столовая, больной и т. д.)

- При изучении русского языка нужна хорошая память и внимание. Написать слова по памяти. Выберите из слов те, что являются именами существительными:

Весна, весенний, весной.

Прилет, прилетел, полет,

Тепло, теплеет, теплый.

- Придумать и записать предложения с данными существительными, используя прилагательные и глаголы. Подчеркнуть главные члены предложения. Указать части речи.

- Распространите предложения, используя разные части речи. Озаглавить и дополнить своими предложениями. (Слайд 6)

Пришла --------- весна. Светит ------------солнышко. Зажурчали говорливые ---------.

Показалась ----------,--------- травка. Скоро из ------------- стран ---------- --------- птицы.

(Некоторые сочинения зачитываются вслух).

III. Итог урока.

Экспресс-опрос.

  1. Имя существительное, имя прилагательное и глагол - части речи.
  2. Имена существительные спрягаются, глаголы склоняются.
  3. Лес, лесистый, лесник, перелесок – однокоренные слова.
  4. Окончание – неизменяемая часть слова.
  5. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
  6. Имя прилагательное в том же роде, числе, что и существительное, с которым оно согласуется.
  7. Существительные ножницы, учебники во множественном числе.
  8. В слове русский – 7 букв, 6 звуков.
  9. Имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются.
  10. Слова, образованные от одного и того же корня, называются однокоренными.