Цели:
- развивать умение распознавать и осознанно употреблять прилагательные, существительные, глаголы в речи;
- углубление знаний о частях речи при помощи практической работы;
- воспитывать любовь к предмету, умение работать коллективно.
Оборудование:
- компьютер,
- проектор,
- экран,
- карточки для групповой работы.
Ход урока
Вступление.
Учитель: Русский язык! Сколько чудесного и таинственного прячется за этими словами. Язык, на котором мы говорим, очень богат. Русский язык изучают во многих странах мира, так как он очень красив и мелодичен. К.Г. Паустовский писал:”Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный свет”.
-А какие слова о русском языке нашли в своих сердцах наши ребята?
(Ученики читают стихи о русском языке).
II. Основная часть.
- Что нужно знать и уметь, чтобы почувствовать поэтичность языка, овладеть им в совершенстве?
(Чувствовать слово, любить русский язык, знать правила грамматики и орфографии).
- Проверим, как вы знаете и дружите с правилами русской грамматики.
- Найдите лишнее. (Слайд 1)
|
- Почему приставка лишняя?
(Приставка – часть слова)
- Прочитайте предложения и укажите знакомые части речи.
- Как вы отличаете части речи друг от друга? (Слайд 2)
(По вопросам и по грамматическому значению.)
Существительное – школа, Просыпается – глагол… С прилагательным веселый Новый школьный день пришел. |
Существительное – предмет,
Глагол – действие,
Прилагательное – признак предмета).
- В доказательство того, что вы поняли этот признак, надо выполнить задания.
1. Образуйте однокоренные слова разных частей речи. (Слайд 3)
1 вариант – бел- 2 вариант – син- |
Проверка (Слайд 4)
1 вариант – бел- (белый, белеет,
белизна). 2 вариант – син- (синий, синеет, синева). |
- Как определили части речи? (По вопросу и окончанию).
2. Спишите отрывок из сказки Л. Кэррола “Алиса в Зазеркалье” и укажите, какими частями речи являются слова. (Слайд 5)
Варкалось, хливкие шарьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики, в мове.
(Ученики определяют части речи по вопросам).
- Если мы с правилами в дружбе, то по группам мы справимся и со следующим заданием.
Групповая работа. (Задание дается группам по 5 человека на карточках).
- Определите и докажите, к какой части относятся выделенные в предложении слова.
1.
Сорок сорок сидели на заборе,.
Весело трещали, весну встречали.
2.
Медведь в лесу, не зная правил,
Однажды мотоциклом правил.
3. В углу раздался детский плач,
И кто-то вдруг сказал: “Не плач”.
4. Снежное покрывало все поле покрывало.
5.
Стою на нашем берегу,
Покой границы берегу.
6. На то и печь, чтобы в ней хлеб печь.
- Какой интересный русский язык! Одно и то же слово имеет несколько значений.
Приведите примеры таких слов.
(Пила, столовая, больной и т. д.)
- При изучении русского языка нужна хорошая память и внимание. Написать слова по памяти. Выберите из слов те, что являются именами существительными:
Весна, весенний, весной.
Прилет, прилетел, полет,
Тепло, теплеет, теплый.
- Придумать и записать предложения с данными существительными, используя прилагательные и глаголы. Подчеркнуть главные члены предложения. Указать части речи.
- Распространите предложения, используя разные части речи. Озаглавить и дополнить своими предложениями. (Слайд 6)
Пришла --------- весна. Светит
------------солнышко. Зажурчали говорливые ---------. Показалась ----------,--------- травка. Скоро из ------------- стран ---------- --------- птицы. |
(Некоторые сочинения зачитываются вслух).
III. Итог урока.
Экспресс-опрос.
- Имя существительное, имя прилагательное и глагол - части речи.
- Имена существительные спрягаются, глаголы склоняются.
- Лес, лесистый, лесник, перелесок – однокоренные слова.
- Окончание – неизменяемая часть слова.
- Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
- Имя прилагательное в том же роде, числе, что и существительное, с которым оно согласуется.
- Существительные ножницы, учебники во множественном числе.
- В слове русский – 7 букв, 6 звуков.
- Имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются.
- Слова, образованные от одного и того же корня, называются однокоренными.