В концепции модернизации образования предъявляются новые социальные требования к системе образования.
“Школа – в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности” [1]. Следовательно, ведущими технологиями в реализации образовательного процесса должны быть технологии развивающего и личностно-ориентированного образования.
Отсюда вытекают цели:
Учителя – создать условия для формирования ключевых компетенций: социальной, коммуникативной, учебно-познавательной, информационной, личностного самосовершенствования.
Ученика – принять ответственные решения.
Одним из приоритетных направлений модернизации российского образования на период до 2010 года является создание системы дифференцированного обучения (профильное обучение) в образовательном учреждении. Ученики нашей школы с 1995 года традиционно выбирают углубленное изучение таких предметов, как физика, математика, информатика. С 2004 года школа работает по информационно-технологическому профилю, что предполагает углубленное изучение этих предметов. Обычно выпускники 9-х классов охотно выбирают данный профиль, так как любят и умеют работать на компьютере, считая это достаточным для овладения информационными технологиями. Однако многие не очень хорошо представляют глубокую связь физики с информатикой и математикой, и в 15-16 лет не всегда объективно могут оценить свои способности в изучении этих предметов. Поэтому, создавая данный курс, я ставила целью помочь детям определить собственные возможности к обучению по физико-математическому профилю, а также дать им минимальную необходимую базу для успешного начала обучения по профилю. Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет благоприятную среду для применения современных педтехнологий, в первую очередь, информационных технологий. Однако не все дети хорошо владеют компьютерными технологиями для решения поставленных задач и представления результатов своей учебной деятельности. Поэтому на начальном этапе передо мной встал вопрос - как соединить несколько педтехнологий, применить оригинальные методические приемы, средства обучения для более эффективного усвоения материала, для раскрытия творческого потенциала ученика? Мною был разработан курс по выбору “Научные методы познания: теоретический и экспериментальный”. Приложение 1.
Содержание курса посвящено изучению методов познания природы как объекта изучения физики. Курс интегрирован с математикой и информатикой, что позволяет учащимся осуществить пробу своих сил в разных видах деятельности. В настоящее время создано большое количество курсов по выбору по различным предметам. В чем же “изюминка” данного курса? Хорошо известно, что наилучший результат достигается, когда ученик самостоятельно строит модель, соответствующую познавательной ситуации, самостоятельно ее преобразует и использует в своей учебной деятельности. Поэтому содержание программы курса предусматривает два основных этапа: теоретический, на котором учащиеся знакомятся с методами исследований (Приложение 2), понятием модели, технологией моделирования, и экспериментальный, где они применяют и развивают полученные знания к построению и использованию моделей, причем на самостоятельный эксперимент отводится большая часть времени курса. Причем, познакомившись с теорией моделирования, ученики смогут применять данную технологию не только при изучении физики, информатики или математики, но и при изучении других естественных наук (химии, биологии, экологии, географии, астрономии). Учащимся предлагается провести мысленный эксперимент, моделирование учебных задач (Приложение 3), компьютерное моделирование (работа с интерактивными компьютерными моделями), практические работы исследовательского характера по планированию и постановке эксперимента. Как известно, любая исследовательская работа состоит из нескольких обязательных этапов. Ученик должен определить, в чем он видит проблему. Затем – определение целей и постановка задач исследовательской работы. В этом ему помогает “листок наблюдений” и “листок планирования эксперимента” (Приложение 4). Наконец, сама работа и вывод о ее результатах. Видение перспектив работы в будущем. Использование компьютерных технологий целесообразно на всех этапах исследовательской работы. Результаты работы ученикам предлагается представить в виде презентации. Причем, презентации предполагаются не только в компьютерном варианте (Power Point), но и в виде создания газет, плакатов, выступления с докладом, театрализованного представления и др. Такое разнообразие форм позволяет учащимся успешно представить результаты своей деятельности в наиболее приемлемой для них форме.
Критерии оценивания на протяжении всего курса строятся по степени активности ученика в различных видах деятельности. Например, предлагаются цветные карточки: красная – активно работал в группе, участвовал в общей дискуссии, делал выводы; оранжевые - активно работал в группе, участвовал в общей дискуссии; желтые – активно работал в группе.
Ожидаемые результаты:
- объективная самооценка учащихся, проявляющаяся в выборе профиля, готовность к повышению своего образовательного уровня;
- сформированность умения оперировать математическими понятиями при решении физических задач;
- развитие умения планировать и проводить эксперимент, опираясь на построенные модели;
- развитие коммуникативной компетенции.
В заключении хотелось бы сказать, что в процессе изучения курса развиваются навыки групповой деятельности, личной творческой инициативы. Ценным является то, что ребята приходят к пониманию возможности решения некоторых задач только совместными усилиями, что способствует развитию коммуникативной компетенции. Также формируется умение оперировать математическими понятиями при решении физических задач; развивается умение планировать и проводить эксперимент, опираясь на построенные модели; а главное, проявляется объективная самооценка учащихся, способствующая выбору профиля, готовности к повышению своего образовательного уровня.
Литература
- Гульчевская В.Г. Педагогические основы современного образования. Ростов-на-Дону: изд-во РО ИПК и ПРО, 2006.
- Платон. Диалоги. Москва: изд-во “Мысль”, 1986.
- Шодиев Д. Мысленный эксперимент в преподавании физики. Москва: изд-во “Просвещение”, 1987.
- Материалы областной научно-практической конференции (2007 г.) “Вариативные модели профильного обучения в условиях регионального образования”.
- Мультимедийные энциклопедии.
- Осмоловская И.М. Методология науки. Москва: “Юнита 1”, 2002.