Проблемно-деятельностная игра является одной из оригинальных и эффективных форм методической работы в школе. Она позволяет создать ситуацию поиска и осмысления каждым участником педагогического процесса, сущности внутри школьных проблем и коллективной выработки путей разрешения противоречий, сдерживающие развитие школы. Она позволяет каждому игроку задуматься над самой проблемой и собственной ролью в ее решении, сформулировать и выразить собственные мысли о причинах возникновения противоречий и возможных способах их разрешения в практической деятельности, найти общее нестандартное решение. Таким образом обеспечивается личная причастность каждого члена коллектива к управлению педагогическим процессом в школе.
Проблемно-деятельностная игра формирует:
- индивидуальный стиль мышления ее участников;
- способность предвидеть последствия принимаемых решений;
- чувство личной и коллективной ответственности за школьные преобразования, их результаты.
Проблемно-деятельностная игра учит:
- педагогическому сотрудничеству;
- личностно-ориентированному подходу
Проблемно-деятельностная игра мотивирует педагогический поиск, стимулирует развитие инновационных процессов в школе
Игра как форма работы с педкадрами носит ярко выраженный личностно-ориентированный характер, т.к. способствует развитию личности педагога:
- учитывает интересы и потребности каждой личности;
- способствует включению каждого участника игры в активный процесс мыследеятельности;
- обеспечивает интеграцию индивидуальных идей и рождению на их основе коллективных творческих решений с личностной направленностью;
- создает каждому участнику необходимые условия для саморефлексии;
- способствует мотивации на преобразование собственной деятельности, развивает творческую личность.
Компонентами проблемно-деятельностной игры являются:
- цель
- содержание
- средства
- результат игры
Цель игры – это модель того результата, который должен быть получен после ее завершения.
Содержание игры характеризуется системой целенаправленных и заранее продуманными организаторами игры действий в сочетании с целенаправленной практической деятельностью его участников. Исходя из целевого отбора содержания игры, она может носить:
- исследовательский характер, ориентированный на выявление и постановку проблемы, установление факторов и причин ее возникновения, на поиск предпосылок возможного решения;
- производственный, направленный на поиск лучших педагогических технологий, на усовершенствование практической деятельности школьного коллектива и отдельных его членов, на рост качества их методической подготовки.
Средства игры – это инструмент воздействия на личность с целью включения ее в игровую ситуацию и поддержания ее эмоционально-волевого и интеллектуального состояния в режиме постоянного развития с начала до конца игры. К числу таких средств можно отнести:
- психологические (комфортность обстановки, психологическая совместимость членов команды, мотивация на роль игры и содержание деятельности по ее достижению, уважительное отношение к личности и ее идеям, поощрение действий личности, рефлексия и др.);
- организационные (четкость регламента, подготовленность игрового поля, конкретное распределение и соблюдение ролей, выбор темпа игры, адекватного возможностям игроков и др.);
- дидактические (компетентность игроков, наглядность результатов коллективной мыслительной деятельности).
Основой сценария являются содержание и средства проблемно-деятельностной игры, отобранные в соответствии с ее целью.
Результат игры – последний ее компонент – составляет то главное, ради чего следует ее проводить в школе, т.к. получение результата возможно при условии педагогического сотрудничества в ходе проблемной деятельности всех и каждого.
Таким образом использование проблемно-деятельностной игры предполагает:
- мотивацию ее участников на обновление собственной деятельности;
- организацию совместного поиска решения инновационных педагогических проблем школы;
- развитие творческой инициативы;
- сплочение педагогического коллектива.
Сценарий проблемно-деятельностной игры “Мой профессиональный коэффициент”
Цель игры: Используя критерии профессиональной компетентности, выявить ее предварительную оценку у учителей данного коллектива.
Ход игры
Коллектив разбивается на команды по пять–десять человек (временным проблемным группам). Для деления на группы предлагается тест “Потребность изучать дидактику”.
Цель теста: Определить свой уровень познавательного интереса к проблемам дидактики и педагогической психологии.
Инструкция к проведению теста.
Предлагается 28 вопросов – утверждений. Необходимо записать свое отношение к тому или другому утверждению, используя следующие символы:
- 05 – уверенно “да”
- 04 – больше “да”, чем “нет”
- 03 – не уверен, не знаю
- 02 – больше “нет”, чем “да”
- 01 – уверенно “нет”.
Свое отношение к тому или иному утверждению фиксируется в соответствующей клеточке таблицы. Каждому вопросу соответствует определенная клетка (порядковый номер вопроса).
Таблица
Ответы на вопросы | Сумма | ||||||
1 | 5 | 9 | 13 | 17 | 21 | 25 | |
2 | 6 | 10 | 14 | 18 | 22 | 26 | |
3 | 7 | 11 | 15 | 19 | 23 | 27 | |
4 | 8 | 12 | 16 | 20 | 24 | 28 |
Анкета (Знаете ли вы дидактику?)
Что побуждает вас посещать лекции по дидактике?
1. Требования администрации; требования, исходящие из учебных программ повышения квалификации.
2. Необходимость отчитаться по отдельным вопросам курса дидактики.
3. Интерес к отдельным проблемам этих курсов.
4. Знания по педагогике необходимы мне в профессиональной деятельности.
5. Стремление узнавать все новое одной из первых.
6. Я должна знать больше своих коллег.
7. Отдельные проблемы курса дидактики и педагогической психологии меня очень интересуют.
8. Теоретические положения дидактики и психологии – основа технологии управления школой и технологии преподавания.
Какие формы учебной деятельности вы предпочитаете при усвоении новых знаний по педагогике и психологии?
9. Вполне достаточно обзорных лекций, раскрывающих перспективные направления этих наук.
10. Предпочитаю семинарские занятия, обмен опытом, “круглые столы”, просмотр видеозаписей.
11. Целесообразно самостоятельное изучение первоисточников с последующим обменом опыта практической работы.
12. Больше всего мне нравятся ролевые игры, где теория сочетается с практикой.
Как вы относитесь к теории?
13. На лекциях не стоит рассматривать различные точки зрения ученых на решение одной и той же проблемы. Лучше раскрыть наиболее признанную точку зрения какого-либо известного ученого.
14. Как правило, лишь отдельные положения дидактики можно использовать в практической деятельности.
15. Изучение педагогики и психологии – весьма важный элемент общего развития учителя, да и любого специалиста, работающего в области народного образования.
16. Стремитесь ли вы найти решение той или иной проблемы, опираясь на теоретические положения дидактики и психологии. Ваше отношение к передовой практике.
17. Не считаете ли вы, что значение опыта новаторов сильно преувеличено пропагандистами передового опыта? Для практиков оно не так значимо, как пишут.
18. Передовой опыт учителей еще очень плохо пропагандируется нашей педагогической печатью.
19. Считаете ли вы, что вам необходимы знания по технологии преподавания новаторов.
20. Изучаете ли вы опыт работы учителей своей школы, района, города, области.
Ваше отношение к педагогике как к одной из основных наук, требующей вашего постоянного внимания.
21. Можно ли сказать, что вас не интересуют последние результаты исследований дидактов, поскольку все их выводы мало что дают практику.
22. Можно ли сказать, что изучение монографий дидактов и психологов, особенно современных, мало помогают практикам?
23. Можно ли сказать, что отдельно, “выборочно” вы все же читаете монографии современных дидактов?
24. Можно ли сказать, что вы серьезно изучаете все вновь выходящие работы известных дидактов и психологов.
25. Можно ли сказать, что проблемы дидактики вас не настолько волнуют, чтобы стать предметом вашего самообразования?
26. Можно ли сказать, что ваше самообразование всегда включает изучение статей, монографий известных дидактов и психологов?
27. Часто ли при подготовке своих выступлений вы используете журналы по педагогике, психологии.
28. Пишете ли вы статьи в журналы, которые занимаются обсуждением проблем педагогики и психологии?
Обработка результатов.
Не обращая внимания на “0” перед цифрой, сложите все числа в каждой из строк.
Подчеркните строку с наибольшей суммой, сумму сравните с данными психодиагностической шкалы.
Психодиагностическая шкала
Уровни развития познавательного интереса к проблемам дидактики и педагогической психологии | |||
Первая строка | Вторая строка | Третья строка | Четвертая строка |
Первый уровень | Второй уровень | Третий уровень | Четвертый уровень |
Консультация
Основные признаки, характеризующие уровень развития познавательного интереса учителя к проблемам дидактики и педагогической психологии.
Первый уровень характеризуется отсутствием положительного мотива к изучению проблем этих наук. Познавательный интерес аморфен, ситуативен и кратковременен.
Совет.
Начать свое самообразование с таких хорошо известных произведений как “Основы педагогического мастерства” (М., Просвещение, 1989г.), “Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей, выступая публично”, “Как перестать беспокоиться и начать жить” (Дейл Карнеги, М., Прогресс, 1989г.)
Второй уровень характеризуется некоторым положительным мотивом к изучению педагогических наук. Эти специалисты проявляют интерес к педагогической науке пари условии, что между наукой и практикой обнаруживаются явные взаимосвязи. Они видят в педнауке лишь ее “прикладную” сущность, ожидая от нее “ готовых рецептов деятельности” по тому конкретному случаю, который их волнует.
Совет.
Обратиться к произведениям С.Л.Рубинштейна, Н.А.Менчинской, Л.В.Занкова, В.В.Давыдова, Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина. Чтение работ известных психологов изменит ваше отношение к педагогической науке.
Третий уровень – это уровень профессионалов, которых характеризует стойкий интерес к новым работам известных ученых – педагогов. Они четко выделяют проблемы, которые им кажутся наиболее важными и интересными в настоящий период, осознают нужность знаний по педагогике и психологии и необходимость их практического преломления.
Четвертый уровень характеризуется многочисленностью положительных мотивов. Изучение проблем педагогики эти профессионалы уверенно связывают с необходимостью повышения уровня деловой квалификации. Они не только хотят, но и постоянно совершенствуют свои знания по этим наукам. В целом этот уровень свойственен специалисту, который и сам выступает в печати, отстаивая свои позиции по той или другой проблеме.
Коллеги, вышедшие на четвертый уровень становятся в данной игре КОНСУЛЬТАНТАМИ. Остальные игроки разбиваются на творческие группы. Можно использовать деление по методическим объединениям. Важно, чтобы количество членов команд было одинаковое.
Далее командам выдаются вопрос – задания:
1. Ведете ли вы учет особенностей учащихся при индивидуализации учебной работы с ними и как именно?
2. Какие приемы мотивации учения школьников вы используете в своей практической деятельности? В чем причина эффективности этих приемов?
3. Уроки каких типов вам удаются лучше всего? Почему?
4. Как вы организуете педагогическое сотрудничество с учащимися на уроке?
5. В чем вы видите преимущество вашего стиля работы с учащимися?
Если игроки не знают ответа, они могут обратиться к литературе или за помощью к соседней команде теряя при этом баллы.
Через определенное время (определяют участники игры) от каждой команды выступит докладчик. Он представит ответы на вопросы – задания.
Доклад оценивают все члены игры демонстрируя цветовые сигналы:
- Красный – 10 баллов
- Зеленый – 8 баллов
- Желтый – 5 баллов
Команда своего докладчика не оценивает.
Сводная таблица для подведения итогов
Ф.И.О. членов команды | Количество баллов за тест “Дидактика” | Поощрение за скорость работы | Штраф за “покупку” информации у соседней команды или обращение к литературе | Итоговое количество баллов. Призовое место |
1. 2. …. |
Сводную таблицу составляет экспертная группа.
Игра позволяет сделать всех членов педагогического совета соучастниками его решения. Каждый учитель может не только увидеть пути и способы решения проблемы, но и определить свое место и роль в их реализации.
Предложенные формы организации научно-методической работы с учителями способствует развитию их компетентности в реализации личностно-ориентированной педагогической деятельности.
Вывод заключается в понимании необходимости и большой значимости личностно ориентированного подхода к работе именно с самим учителем, что позволяет включит его в поисково-исследовательскую и экспериментальную работу, направленную на осознание учителем необходимости освоения личностно-ориентированной педагогической деятельности.