Цели и задачи
I. Образовательно-развивающая
1.1. Обобщение, систематизация знаний по теме: Горные породы и минералы.
1.2. Применение опорных понятий: горные породы, магматические, осадочные, метаморфические горные породы.
1.3. Развитие умений оперировать понятиями: определение понятий, обобщение и деление, формирование умения выводить умозаключения.
1.4. Овладение умением определять горные породы и соотносить их с видом по происхождению.
II. Воспитательная
Формирование научного мировоззрения на основе категорий: единство – многообразие, общее – особенное – единичное.
Оформление на доске
1. Тема урока.
2. Схема:
Рисунок 1
3. Заявка на оценку:
15 -16 баллов – «5»
11 – 14 баллов – «4»
6 – 10 баллов – «3»
Раздаточный материал
1. Образцы горных пород (пемза, гранит, обсидиан, лабрадорит, гипс, боксит, песок, галька, торф, ракушечник).
2. Индивидуальный лист с заданием для работы на уроке (приложение №1).
3. Таблица: «Определитель горных пород» (приложение №2).
4. Краткое описание образцов горных пород (приложение №3).
5. Карточка №6 – умозаключение (приложение №4).
Ход урока
Деятельность учителя |
Время, |
Деятельность ученика |
|
I. Организационный момент |
1 минута |
I. Проверяет готовность к уроку |
|
II. Актуализация 2.1. Задание № 1: индивидуально заполнить «немую» схему, представленную на доске (Рисунок 1), восстановить недостающие в ней понятия. После заполнения обсудить в группе. Группа, быстрее всех выполнившая задание, заполняет схему на доске и дает определение этим понятиям. |
5 минут |
II. Предполагаемый вариант выполнения задания см. ниже (Рисунок 2): Рисунок 2 |
|
|
|
2.1. Горные породы - это природные тела, состоящие из одного или нескольких минералов. Магматические г.п. – г.п., образовавшиеся в результате остывания магмы (на глубине – глубинные, на поверхности - излившиеся). Метаморфические г.п. – г.п., изменившие свой состав и структуру в глубинах Земли. Осадочные г.п. – г.п., образовавшиеся в поверхностной части земной коры, в результате внешних процессов. Бывают: Обломочные – г.п., образовавшиеся в результате выветривания. Химические – г.п., образовавшиеся при испарении древних морей. Органические – г.п., образованные остатками организмов (животных и растений). |
|
2.2. Задание № 2: ответить на вопросы-суждения: 1) Чем объяснить, что горные породы делятся на магматические, осадочные и метаморфические? |
6 минут |
2.2. Предполагаемые ответы: 1) Объяснить это можно тем, что все горные породы разные по своему происхождению. |
|
III. Определение г.п. осадочного и магматического происхождения Каждой группе выдается набор г.п.: |
12 минут на исследование |
III. Исследуют предложенные образцы г.п. |
|
3.1. Задание №1: исследовать свойства предложенных горных пород, результаты исследования записать в таблицу. Первую г.п. (торф) учитель определяет вместе с учениками: структура – землистая; текстура – волокнистая, слоистая; твердость – мягкая; особые свойства – рыхлая г.п., видны остатки растительности. Найти название этой г.п. и записать. Все остальные г.п. исследуют самостоятельно. |
9 минут |
3.1. Рассматривают торф, записывают его свойства в таблицу. Исследуют оставшиеся образцы самостоятельно, результаты заносят в таблицу. |
|
3.2. Просит найти место, исследованных горных пород, в логической схеме и вписать их названия. Обсудить правильность выбора в группе и заполнить схему на доске. |
|
3.2. Выполняют задание индивидуально, обсуждают в группе, один представитель выходит к доске заполняет схему. |
|
3.3. Предлагает доказать правильность выборов, используя карточку умозаключения. Первое умозаключение выводят вместе с учителем, отвечая на вопрос: |
|
3.3. Работая с карточкой № 6 (приложение №4) составляют умозаключение вместе с учителем. |
|
Как доказать, что торф является органической осадочной г.п.? |
|
Предполагаемый ответ: Если осадочные органические г.п. характеризуются такими свойствами как мягкость, слоистость, имеют остатки древних организмов, а торф обладает этими свойствами, следовательно, торф является осадочной органической г.п. Каждая группа составляет по одному умозаключению, работая с карточкой № 6. |
|
Вопрос к каждой группе: 1. Как доказать, что ракушечник является органической осадочной г.п.? |
|
Предполагаемые ответы: 1. Если осадочные органические г.п. характеризуются такими свойствами как мягкость, слоистость, имеют остатки древних организмов, а ракушечник обладает этими свойствами, следовательно, ракушечник является осадочной органической г.п. |
|
2. Как доказать, что обсидиан является излившейся магматической г.п.? |
|
2. Если излившиеся магматические г.п. характеризуются такими свойствами как твердость, мелкозернистость, массивность, а обсидиан обладает этими свойствами, следовательно, обсидиан является излившейся магматической г.п. |
|
3. Как доказать, что гранит является глубинной магматической г.п.? |
|
3. Если глубинные магматические г.п. характеризуются такими свойствами как твердость, крупнозернистость, массивность, а гранит обладает этими свойствами, следовательно, гранит является глубинной магматической г.п. |
|
4. Как доказать, что галька является обломочной осадочной г.п.? |
|
4. Если у обломочных осадочных г.п. можно выделить следующие свойства: нет текстуры, обломки разных видов и размеров, сыпучие, а галька обладает этими свойствами, следовательно, галька является обломочной осадочной г.п. |
|
IV. Заключение 4.1. Сегодня мы работали с г.п., которые отражены в единичных понятиях, а в схеме имеются еще особенные и общие. |
3 минуты |
IV. Работают со схемой. 4.1. Рассматривая схему, определяют единичное – особенное – общее. |
|
Предположите, какие понятия в схеме, являются единичными, особенными и общими. Используя схему, обобщите единичное понятие до общего. 4.2. Сегодня мы столкнулись лишь с несколькими г.п. из всего их многообразия. И возможно, кто-то из вас вырастет, и будет исследовать г.п. уже профессионально, свяжет свою жизнь с геологией. |
|
Предполагаемые ответы: |
|
V. Подвести итоги. Собрать листы индивидуальных работ. |
1-2 минуты |
V. Записывают баллы на листах индивидуальных работ, арбитры подсчитывают баллы за работу и производят самооценку в соответствии с заявкой, сдают работы. |
|
VI. Домашнее задание 6.1. В дополнительной литературе найти, где применяют г.п., которые мы исследовали на уроке. Выразить в виде умозаключения связь применения г.п. с их свойствами. 6.2. Составить 3 цепочки «третий лишний» изученных г.п. 6.3. По желанию. Представить, что горная порода превратилась в человека, необходимо отразить все наблюдения, полученные при изучении г.п. в рисунке или стихах «Человек из г.п.». |
3 минуты |
VI. Записывают домашнее задание. |