Практическая работа "Определение горных пород"

Разделы: География


Цели и задачи

I. Образовательно-развивающая

1.1. Обобщение, систематизация знаний по теме: Горные породы и минералы.
1.2. Применение опорных понятий: горные породы, магматические, осадочные, метаморфические горные породы.
1.3. Развитие умений оперировать понятиями: определение понятий, обобщение и деление, формирование умения выводить умозаключения.
1.4. Овладение умением определять горные породы и соотносить их с видом по происхождению.

II. Воспитательная

Формирование научного мировоззрения на основе категорий: единство – многообразие, общее – особенное – единичное.

Оформление на доске

1. Тема урока.
2. Схема:

Рисунок 1

3. Заявка на оценку:

15 -16 баллов – «5»
11 – 14 баллов – «4»
6 – 10 баллов – «3»

Раздаточный материал

1. Образцы горных пород (пемза, гранит, обсидиан, лабрадорит, гипс, боксит, песок, галька, торф, ракушечник).
2. Индивидуальный лист с заданием для работы на уроке (приложение №1).
3. Таблица: «Определитель горных пород» (приложение №2).
4. Краткое описание образцов горных пород (приложение №3).
5. Карточка №6 – умозаключение (приложение №4).

Ход урока

Деятельность учителя

Время,
кол-во баллов

Деятельность ученика

I. Организационный момент

1 минута

I. Проверяет готовность к уроку

II. Актуализация

2.1. Задание № 1: индивидуально заполнить «немую» схему, представленную на доске (Рисунок 1), восстановить недостающие в ней понятия. После заполнения обсудить в группе. Группа, быстрее всех выполнившая задание, заполняет схему на доске и дает определение этим понятиям.

5 минут
5 баллов

II. Предполагаемый вариант выполнения задания см. ниже (Рисунок 2):

Рисунок 2

 

 

2.1. Горные породы - это природные тела, состоящие из одного или нескольких минералов.

Магматические г.п. – г.п., образовавшиеся в результате остывания магмы (на глубине – глубинные, на поверхности - излившиеся).

Метаморфические г.п. – г.п., изменившие свой состав и структуру в глубинах Земли.

Осадочные г.п. – г.п., образовавшиеся в поверхностной части земной коры, в результате внешних процессов. Бывают: Обломочные – г.п., образовавшиеся в результате выветривания. Химические – г.п., образовавшиеся при испарении древних морей. Органические – г.п., образованные остатками организмов (животных и растений).

2.2. Задание № 2: ответить на вопросы-суждения:

1) Чем объяснить, что горные породы делятся на магматические, осадочные и метаморфические?
2) В каком случае магматическая г.п. является глубинной, а когда излившейся?
3) Каким образом неорганические г.п. отличаются от органических?
4) Вследствие чего неорганические г.п. делятся на химические и обломочные?
5) Почему магматические и осадочные г.п. превращаются в метаморфические?
6) Чем объяснить, что люди изучают г.п.?
7) Почему человек использует разнообразные г.п.?
8) Чем объяснить, что в практической работе мы будем определять только осадочные и магматические г.п.?

6 минут
по 1 баллу за правильный ответ

2.2. Предполагаемые ответы:

1) Объяснить это можно тем, что все горные породы разные по своему происхождению.
2) В том случае, когда магма застывает в земной коре г.п. считается глубинной, а когда магма изливается на поверхность и застывает – излившейся.
3) В отличие от неорганических в органических г.п. наблюдаются остатки древних организмов.
4) Вследствие того, что они имеют разный способ образования.
5) Потому что и осадочные и магматические г.п. попадая в другие условия, могут претерпевать изменения в результате различных процессов выветривания и движения земной коры.
6) Это можно объяснить тем, что человек использует г.п. в своей хозяйственной деятельности.
7) Потому что человеку для хозяйственной деятельности необходимы г.п. с различными свойствами.
8) Объяснить можно тем, что метаморфические г.п. наследуют некоторые признаки исходных магматических или осадочных г.п. Для их определения необходимы специальные знания, умения.

III. Определение г.п. осадочного и магматического происхождения

Каждой группе выдается набор г.п.:
1. пемза, гипс, ракушечник, лабрадорит, торф;
2. гранит, боксит, обсидиан, песок, торф;
3. обсидиан, боксит, гранит, ракушечник, торф;
4. лабрадорит, галька, пемза, гипс, торф.

12 минут на исследование
6 баллов

III. Исследуют предложенные образцы г.п.

3.1. Задание №1: исследовать свойства предложенных горных пород, результаты исследования записать в таблицу.

Первую г.п. (торф) учитель определяет вместе с учениками: структура – землистая; текстура – волокнистая, слоистая; твердость – мягкая; особые свойства – рыхлая г.п., видны остатки растительности. Найти название этой г.п. и записать. Все остальные г.п. исследуют самостоятельно.

9 минут
1-2 балла

3.1. Рассматривают торф, записывают его свойства в таблицу.

Исследуют оставшиеся образцы самостоятельно, результаты заносят в таблицу.

 3.2. Просит найти место, исследованных горных пород, в логической схеме и вписать их названия. Обсудить правильность выбора в группе и заполнить схему на доске.

 

3.2. Выполняют задание индивидуально, обсуждают в группе, один представитель выходит к доске заполняет схему.

3.3. Предлагает доказать правильность выборов, используя карточку умозаключения. Первое умозаключение выводят вместе с учителем, отвечая на вопрос:

 

3.3. Работая с карточкой № 6 (приложение №4) составляют умозаключение вместе с учителем.

Как доказать, что торф является органической осадочной г.п.?

 

Предполагаемый ответ:

Если осадочные органические г.п. характеризуются такими свойствами как мягкость, слоистость, имеют остатки древних организмов, а торф обладает этими свойствами, следовательно, торф является осадочной органической г.п. Каждая группа составляет по одному умозаключению, работая с карточкой № 6.

Вопрос к каждой группе:

1. Как доказать, что ракушечник является органической осадочной г.п.?

 

Предполагаемые ответы:

1. Если осадочные органические г.п. характеризуются такими свойствами как мягкость, слоистость, имеют остатки древних организмов, а ракушечник обладает этими свойствами, следовательно, ракушечник является осадочной органической г.п.

2. Как доказать, что обсидиан является излившейся магматической г.п.?

 

2. Если излившиеся магматические г.п. характеризуются такими свойствами как твердость, мелкозернистость, массивность, а обсидиан обладает этими свойствами, следовательно, обсидиан является излившейся магматической г.п.

3. Как доказать, что гранит является глубинной магматической г.п.?

 

3. Если глубинные магматические г.п. характеризуются такими свойствами как твердость, крупнозернистость, массивность, а гранит обладает этими свойствами, следовательно, гранит является глубинной магматической г.п.

4. Как доказать, что галька является обломочной осадочной г.п.?

 

4. Если у обломочных осадочных г.п. можно выделить следующие свойства: нет текстуры, обломки разных видов и размеров, сыпучие, а галька обладает этими свойствами, следовательно, галька является обломочной осадочной г.п.

IV. Заключение

4.1. Сегодня мы работали с г.п., которые отражены в единичных понятиях, а в схеме имеются еще особенные и общие.

3 минуты
по 1 баллу за категории

IV. Работают со схемой.

4.1. Рассматривая схему, определяют единичное – особенное – общее.

Предположите, какие понятия в схеме, являются единичными, особенными и общими. Используя схему, обобщите единичное понятие до общего.

4.2. Сегодня мы столкнулись лишь с несколькими г.п. из всего их многообразия. И возможно, кто-то из вас вырастет, и будет исследовать г.п. уже профессионально, свяжет свою жизнь с геологией.

 

Предполагаемые ответы:
Торф – органическая осадочная – г.п.
Обсидиан – излившаяся магматическая – г.п.

V. Подвести итоги. Собрать листы индивидуальных работ.

1-2 минуты

V. Записывают баллы на листах индивидуальных работ, арбитры подсчитывают баллы за работу и производят самооценку в соответствии с заявкой, сдают работы.

VI. Домашнее задание

6.1. В дополнительной литературе найти, где применяют г.п., которые мы исследовали на уроке. Выразить в виде умозаключения связь применения г.п. с их свойствами.

6.2. Составить 3 цепочки «третий лишний» изученных г.п.

6.3. По желанию. Представить, что горная порода превратилась в человека, необходимо отразить все наблюдения, полученные при изучении г.п. в рисунке или стихах «Человек из г.п.».

3 минуты

VI. Записывают домашнее задание.