Существенной поддержкой для педагога в плане технологического построения образовательного процесса и оценки продуктивности собственной деятельности может стать педагогический мониторинг, как одно из важнейших, относительно самостоятельных звеньев в цикле управления.
В последнее время большое значение приобрело педагогическое управление образовательным процессом. Важно отметить переход от единичного использования педагогом в управлении этапа контроля к цикличности управления образовательным процессом.
Система управления заключается в том, что педагог управляет педагогическим процессом на основе конкретных данных, следовательно, важным звеном становится сбор и стандартизация полученной информации. Это способствует индивидуализации и вариативности процесса образования.
Чем полнее полученная информация, тем больше возможностей реализации индивидуального подхода в обучении и воспитании учащихся, которая является основным направлением работы образовательного учреждения. Сбор информации необходим для определения динамики развития учащихся, уровня образованности, социальной адаптации школьников и возможности коррекции задач, технологии и средств обучения с учетом полученных результатов.
Структура педагогического мониторинга выстраивается на системе критериальных оценок, при разработке которых мы руководствовались содержанием системы государственных стандартов с целью соблюдения единства образовательного пространства страны, региона, образовательного учреждения.
Предметом исследования педагогического мониторинга в плане определения качества образования являются, в первую очередь, такие показатели, как образованность, динамика развития и социальная адаптация.
Для оценивания образованности целесообразно введение уровней достижения Государственного стандарта, что обусловлено его содержанием, представляющим собой общественные цели.
Мы выбрали уровни, определяемые в системе индивидуального образовательного "ментального опыта" Е.А. Климова, В. Н. Дружинина, М.А. Холодной:
- базовый уровень (допустимый) – актуализация "ментального опыта";
- повышенный уровень (оптимальный) – реорганизация "ментального опыта";
- повышенный уровень (расширенный) – обогащение "ментального опыта".
Уровни характеризуются определенными параметрами, критериями.
Основными параметрами при данном подходе являются следующие:
1 параметр индивидуальный "образовательный (ментальный) опыт", оценивающийся через критерии:
- система отношений к себе, другим, действительности, деятельности;
- уровень интеллектуальных притязаний;
- широта способов деятельности (стилей учения).
2 параметр "уровень общих познавательных способностей, определяющих путь развития индивидуального, образовательного ментального опыта".
3 Обучаемость – как общая способность к обучению, интегративное личностное качество, связанное с проявлением конвергентных способностей человека в познавательной сфере.
Интеллект – как специфическая форма организации индивидуального ментального опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия, понимания и интерпретации происходящего.
Креативность – общая способность, базирующаяся на дивергентных способностях, основным признаком которых является создание продуктов деятельности, доступных к наблюдению.
На основе данных параметров и критериев разработана диагностическая модель с возможностью перехода от заявленных критериев оценки к уровням стандарта, системе рейтингового оценивания и традиционной пятибалльной шкале, которая представлена в Таблице (см. Приложение 1).
Информация в педагогический мониторинг поступает из различных видов аттестации учащихся: входной, текущий, промежуточный, рубежный, итоговый, основными средствами которых является педагогическая диагностика.
Возникает необходимость систематизации средств и методов педагогической диагностики в плане оптимизации исследуемых критериев с учетом их влияния на качество образования возрастной вариабельности и задач образовательного учреждения. Именно здесь, существенное значение приобретает единая форма накопления и обработки информации из всех видов диагностики – педагогического мониторинга.
Мониторинг позволяет реализовать идеи индивидуализации образования, отраженные в концепции школы, что позволяет развивать вариативность образовательной системы, как основного условия обеспечения прав граждан на образование.
Разрабатываемый педагогический мониторинг построен на критериях "образовательного ментального опыта" М.А. Холодной, Е.А. Климова, В.Н. Дружинина. По нашему мнению он должен включать 4 блока.
I блок – "образованность" включает данные о соответствии ее уровня Государственному стандарту, позволяет проследить динамику развития учащегося в соответствии с его возможностями, а так же оценить результат образования в плане способа его достижения.
II блок – "социально-психологические условия развития учащихся". Включает информацию о семейном воспитании, физическом развитии, социальном статусе ребенка в группе, его психофизиологическом развитии, мотивационных особенностях, характерных общих и специальных способностях, социально одобряемых привычках.
III блок – "социальная адаптация"
Это универсальная критериальная оценка результата образования учащегося, информацию, о которой можно получить через такие параметры, как:
- удовлетворенность субъектов образования услугами, получаемыми путем сравнения достигнутого результата образования с образовательными потребностями учащегося и родителей;
- социально-адаптивное поведение учащегося, показывающее степень соответствия достигнутого результата проявляющегося в соответствии общественно-правовым нормам;
- степень адаптации на следующей образовательной ступени, характеризующая способность учащегося к адаптации в изменяющихся условиях, ее стабильность;
- результат творческой деятельности.
Подход к социальной адаптации, как способности к решению противоречий предполагает, что их решение требует овладения творческой деятельностью.
Критериями оценки являются: новизна, полезность, адаптивность, валидность и преемственность.
IV блок – "аналитический"
Соотнеся содержание 3-х блоков, делаются выводы по степени влияния изменений социально-психологических факторов на уровне образованности и степень социальной адаптации, степень влияния изменения уровня образованности на степень социальной адаптации, выделяются зоны наиболее интенсивного развития и зоны "затишья и регресса", обозначаются зоны ближайшего развития учащихся и задачи, подлежащие решению. Даются рекомендации. Заполнение данного блока проводится педагогом не реже 1 раза в год. Универсальная форма педагогического мониторинга позволяет субъектам образовательного процесса: учащимся, родителям, педагогам получать объективную, научно-обоснованную информацию в необходимом для каждого участника педагогического процесса объеме, соблюдая при этом правила педагогической этики – основного принципа мониторинга.
Таким образом, ценность педагогического мониторинга заключается в следующем:
- собранная полная, достоверная информация о достижения учащегося позволяет сделать оценку его деятельности более объективной, а сам учащийся при этом становится полноправным субъектом образовательного процесса;
- осуществление педагогического мониторинга создает реальную базу для внедрения личностно-ориентированных технологий;
- внедренный педагогический мониторинг личностных достижений учащегося позволяет педагогам и образовательному учреждению систематизировать процесс сбора информации и продуктивности собственной деятельности, облегчает оценивание этого показателя и обеспечивает своевременность ее коррекции.