Урок-откровение "Диалог времен — И.С. Бах и современность"

Разделы: Музыка


Тип урока: урок комплексного применения знаний (погружение в тему).

Жанр урока: урок-откровение.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Главная дидактическая цель урока:

  • знать особенности драматургического развития мессы как жанра духовной музыки;
  • уметь соотносить музыкальный язык композиторов разных времен;
  • понимать роль и влияние мастерства композитора на духовную культуру последующих поколений.

Образовательная задача: познакомить детей с духовной музыкой композиторов разных времен и эпох на примере месс И.С. Баха и О.В. Буровой.

Развивающая задача: применять деятельностный подход в процессе усвоения нового материала на уроке.

Воспитывающая задача: формирование общечеловеческих ценностей и воспитание потребности духовно-нравственного роста у учащихся через духовную музыку; формирование устойчивого интереса к музыкальной культуре родного края.

Оборудование урока: CD с музыкой месс И.С. Баха и О.В. Буровой; видео-фильмы “И.С. Бах”, “Концерт камерного хора “Cantus Firmus” под управлением А.Н. Додосова”; раздаточный дидактический материал для творческой работы.

Зрительный ряд: портрет Баха, древнее масличное дерево в Гефсиманском саду, наружный вид и интерьер церкви Гроба Господня, Калвариум в Иерусалиме, “Распятие Изенгеймского алтаря” М. Грюневальда.

Эпиграф: “Нет ничего более прекрасного как приближаться к божественному и распространять его лучи на человечество” (Бетховен).

Модель урока.

I. В исполнении вокальной группы звучит песня “Отворите окна”.

Муз. О. Юдахиной
Сл. В.Степанова

1. В окно открытое ко мне
Влетела птица в тишине.
Был чист и бел её наряд,
Как белый яблоневый сад.
Коснулась я её крыла,
И ночь за горизонт ушла…
Но это был лишь только сон,-
При свете дня растаял он.
Припев: Отворите окна, отворите!
Белых птиц в сердца свои впустите,
Белых птиц в сердца свои впустите
И слова любви для них найдите.

2. Кто ощутил тепло крыла,
Уже не сможет сделать зла,
И в час любой, и в миг любой
Своей чужая станет боль…
Пусть не во сне, а наяву,
Окинув неба синеву,
В пути не ведая преград,
К нам птицы белые летят.

Припев.

  • Почему летящие стаи птиц рождают в людях радостные и светлые чувства?
  • Что означает образ птицы в священных писаниях?
  • Почему поэты и музыканты часто обращаются к образу души человека?
  • Что происходит в душе под воздействием музыки? Поёт ли ваша душа?
  • Хотели бы вы жить в мире, где поют души всех людей?
  • Чем привлекает людей духовная музыка?
  • Почему музыка – непременный атрибут в богослужении?

“Богослужение – это такой удивительный праздник жизни, на котором людям служит сам бог. Он дарит им свою любовь, свою радость, лечит душевные и телесные болячки, чтобы выйдя из храма, мы могли понести его свет и тепло другим. Но душа человека не стазу может принять эти дары. И музыка призвана дать им нужный настрой. Чем глубже и искреннее она будет, тем легче человек раскроется навстречу Христу”. (Бах – Моцарту)

II.

Для И. С. Баха Христос – высшая ценность, основа бытия, морали, самой жизни. Будучи верующим человеком (протестантом), он посвятил себя и свой гений лучшему из кого – либо живших на свете, символу духовности и жертвенности – Иисусу Христу.

Озвучиваю эпиграф урока: “Нет ничего более прекрасного как приближаться к божественному и распространять его лучи на человечество” (Бетховен).

Через искусство можно заглянуть в свою душу и ответить на многие вопросы, которые называются вечными не потому, что они неразрешимы, а потому, что мы вынуждены к ним постоянно возвращаться. Эти вопросы не только одной нации и не одного поколения. Мы сами задаем их себе…

  • Попробуйте сами сформулировать проблему урока.

III.

Словно желая выразить всю свою любовь к Христу, преклоняясь перед его святостью и страданиями, Бах превращает историю гибели Христа в религиозную поэму, главным героем которой становится верующая душа, исполненная сочувствия к Сыну Божьему. Этот безымянный христианин повсюду сопровождает Иисуса, переживая с ним вместе все этапы его крестного пути.

“Слово” Баха обращено к сердцу человека, музыка посвящена поиску Добра и истины. Искренности переживания у композитора всегда сопутствует Разум, контролирующий все внешние проявления страстей, силу которых мы можем только угадывать.

Обратимся к одному из самых великих творений мировой музыкальной культуры – Мессе h-moll Баха, названной Высокой, над которой он работал с 1733 г. до конца жизни, хотя партитура была закончена в 1738 году. Это огромное по глубине и силе музыкальное полотно, в котором отражён необъятный мир чувств и настроений.

  • Что представляет собой месса как музыкальный жанр?
  • Сообщение учеников о мессе как жанре духовной музыки, ее строении и Высокой мессе h-moll И.С. Баха (дети используют информацию из самостоятельно проработанных источников).

На доску проецируются определения и составные части мессы

Месса – цикл песнопений, предназначенных для исполнения во время дневного богослужения в католической церкви.

1. Слово мольбы и просьбы о прощении: Kyrie eiesion – Господи, помилуй;

2. Слово радости и восторга: Gloria – Слава;

3. Слово убежденности и твердости духа: Credo – Верую;

4. Слово торжества и силы: Sanctus – Свят;

5. Слово благодарности и милости: Agnus Dei – Агнец Божий.

Несмотря на то, что И. С. Бах был связан религиозным текстом и традиционной культовой формой, назвать мессу произведением церковным невозможно. Целиком во время богослужения она не исполнялась.

  • Месса состоит из пяти крупных частей, однако Бах, свободно разбивая слова молитв, создаёт произведение из 24 номеров: 15 хоров, 6 арий, 3 дуэтов. О чем это говорит?

IV.

Музыка И.С. Баха – это музыка барокко. Она грандиозна и величественна, трагична и светла, наполнена контрастами и чудесами полифонической изобретательности. Сейчас мы убедимся в этом.

Хор № 16 “Сrucifixus” (“Был распят”) – трагическая вершина мессы, воплощение человеческих страданий, мученической смерти, людского горя. “Сrucifixus” создан Бахом в духе типичной итальянской “арии-жалобы”, что ещё более сгущает трагические краски.

  • В процессе слушания предлагаю записать свои впечатления в тетрадь. Возможно использование словаря эстетических эмоций, которые существуют в музыке как признак характера звучания.

Слушание хора “Crucifixus” из раздела “Credo” Высокой мессы h-moll И.С. Баха.

(Приложение № 1).

Дети выполняют индивидуальную работу в тетрадях.

С первыми звуками музыки перед детьми проходит следующий зрительный ряд: портрет Баха, древнее масличное дерево в Гефсиманском саду, наружный вид и интерьер церкви Гроба Господня, Калвариум в Иерусалиме, “Распятие Изенгеймского алтаря” М. Грюневальда.

V. Музыка Баха не только предельно выразительна, но и изобразительна.

  • Каждое поколение, каждая эпоха находит в музыке великого композитора что-то своё. Ян Экер назвал Баха романтиком. Почему? (В музыке явно звучит проникновенная нота личных переживаний).

Это объясняется внутренним состоянием: дом, так часто покрытый трауром: 8 детей умирают один за другим.

  • В хоре 13 раз повторяется четырёхтакт. Почему?
  • Что символизирует тема и её 12 вариаций на basso ostinato?

В каждой вариации – обновление гармоний.

В своём неприкрашенном реализме “живописание” Бахом некоторых ситуаций часто приближается к натурализму. Например, басовая фраза почти осязаемо воссоздаёт звук опадающего пригвождённого тела, судорожное усилие подняться и снова – безвольное повисание.

Здесь прослеживается глубокая связь Баха с тогдашней, особенно предшествующей немецкой живописью.

Демонстрирую музыкальный пример.

  • “Венские классики” вели речь о “симфоничности” мессы Баха. Попробуйте пояснить, почему?

Поразительный факт: Бах не оставил школы, но при этом оказал огромное влияние на весь музыкальный мир.

VI.

Веймарский – самый счастливый 9-летний период его жизни. Ему хорошо пишется здесь. Вдобавок ко всему у него счастливая семья – жена Мария-Барбара и четверо детей, вместе с которыми он совершает воскресные прогулки, забираясь на заросшую лесом гору Эттерсберг.

А в его токкатах и фугах – вскрики боли и жажда покоя. Баху мало обычных регистров – и однажды орган оглушает добропорядочных бюргеров лавиной неслыханных звуков и колокольным набатом. Прихожане взволнованы: колокол с давних времён – символ тревоги и бедствия.

  • Что случилось с мастером Бахом, воскресные мессы которого и так далеки от церковных канонов? Что видит он в дали грядущего?

Прочтите следующий текст на раздаточных карточках № 1:

“Спустя два столетия здесь, в окрестностях Веймара был построен фашистский лагерь Бухенвальд.

Бах писал свои воспоминания о будущем.

Во времена Баха людей на крестах уже не распинали. Распинали двумя столетиями раньше – в эпоху мрачного средневековья и двумя столетиями позже – в цивилизованный 20-й век. Бухенвальд предназначался для уничтожения людей физическим трудом. Тех, кто выказывал малейшие признаки сопротивления, подвешивали в лесу на столбах, напоминавших распятия. “…Лес наполнялся стонами, криками и воплями заключённых. Замученные до безумия, они кричали, прося воды, призывая жену и детей, умоляя застрелить их, чтобы мучения окончились” (Из воспоминаний бывшего узника лагеря смерти Вилли Апеля).

Остаётся только гадать, как услышал их сам Иоганн – Себастьян Бах, жизненный путь которого, если верить биографам, был подобен однообразной и довольно – таки скучноватой дороге. Бах не видел, как распинали людей на крестах, но он хорошо знал, что в начале любого пути на Голгофу лежит предательство. Предательство самого себя, своих близких, предательство человеческого в человеке.”

Работа в творческих группах с последующим обменом мнениями.

  • Музыка Баха трагична, но вот что закономерно: к эпилогу она проясняется и звучит торжествующим гимном во славу жизни. Почему? Подтвердите на примере текста.

Карточка № 2

“За 10 дней до своей смерти, по воспоминаниям родственников, Бах неожиданно прозрел. Привстав на постели, он жадно вглядывался в раскрытое окно, а потом подавленно опустился на подушку, так и не произнеся ни слова. Что он увидел? Неужели это? “Поистине проклятым местом в страшном лагере смерти было так называемое паталого – анатомическое отделение, в котором эсесовские врачи проводили “эксперименты” над живыми людьми. Фабрика смерти работала без обходов. Поистине такое не снилось даже средневековым инквизиторам… А в подвале под “паталогоанатомическим отделением”, считавшимся в лагере самым глухим местом, куда старались не заглядывать даже эсесовцы, квартет их 4-х заключённых на самодельных инструментах исполнял по ночам Баха. И эта музыка помогала им снова обрести волю к жизни и веру в человека…”

Работа в группах с последующим обсуждением.

История развивается по спирали. Времена повторяются. И средневековье ещё может возникнуть на новом зловещем витке… И поэтому Бах снова настраивает свой орган…

Он ещё не всё досказал нам, своим современникам.

VII.

Слушание “Et resurrexit” (“Воскрес”) из Высокой мессы Баха. (Приложение № 2).

Продолжаем индивидуальную работу в тетрадях.

VIII.

Перед звучанием хора “Crucifixus” и “Sanctus” из раздела “Credo” мессы № 2 О.В. Буровой (приложение № 3, 4) задаю вопрос:

  • Композитор, написавший музыку, современник Баха или наш современник?

В процессе слушания продолжаем индивидуальную работу в тетрадях, записывая свои впечатления от звучащей музыки.

Слушаем и смотрим видео-записть филармонического концерта, где месса буровой прозвучала впервые в исполнении камерного хора “Cantus Firmus” под руководством А.Н. Додосова, органист А.Н. Титов. (Приложение № 5).

Информация детей о композиторе-земляке: Ольга Владимировна Бурова родилась в Ульяновске в семье музыканта. Училась в Казани: сначала в специальной музыкальной школе – десятилетке, затем в консерватории – как пианистка и как композитор. Является членом Союза композиторов России. В списке её сочинений – произведения для самых разнообразных исполнительских составов: для симфонического оркестра и отдельных инструментов, для хора, органа, для фортепиано – от концертов до детских пьес школьного репертуара. Преподаватель по классу фортепиано и композиции в Ульяновском музыкальном училище.

  • Накладывает ли время свой отпечаток на музыку?
  • Сравните ваши записи-впечатления, сделанные в процессе урока.
  • Много ли общего, сходного в музыке композиторов разных времен?
  • В чем различия?

Обмен мнениями.

Сделайте вывод.

Еще раз обращаю внимание на эпиграф урока: “Нет ничего более прекрасного как приближаться к божественному и распространять его лучи на человечество” (Бетховен).

Во все времена человек дышит, мыслит и чувствует одинаково, продолжает мучиться одинаковыми вопросами, задавая их себе из века в век. Если духовная музыка создается композиторами в наши дни, значит вопросы поиска Истины, Добра, Любви, Красоты, Веры остаются открытыми. И распахнута душа для сокровенного…

О, Боже, научи меня любить
Холодным сердцем музыку Вселенной,-
Позволь из чаши Вечности испить
Её печали голос сокровенный.

Дай силы мне постигнуть суть вещей
И сквозь души прозрачные одежды
Пролей в сердца нам огненный ручей
Величественной музыки надежды.
(Николай Марянин. “Молитва Баха”, 2005 г.)

IX. Рефлексия.

  • 1.Какие впечатления произвела музыка, звучавшая на уроке? Какими чувствами наполнилась душа?
  • Какие качества в себе нужно воспитывать, чтобы уметь заглянуть в свою душу и подумать: а чем она заполнена?
  • Определите и сформулируйте главный нравственный вопрос, стоящий перед человечеством? Чем надлежит быть Вселенной: зверинцем или храмом? (по Е. Трубецкому)
  • Если погибнут все материальные ценности, человечество не погибнет, а оно начнет создавать все сначала, а вот если погибнут духовные начала, человечество обречено. Согласны ли вы с этим?
  • Чем вам заполнился урок?
  • Что на ваш взгляд было особенно ценным на уроке?

X. Домашнее задание разноуровнего характера.

Написать сочинение-миниатюру, стихотворение, эссе (на выбор) по теме: “Мой голос в диалоге времен”. Подобрать стихотворение поэтов на тему: “Духовная музыка – мир красоты и гармонии”.

Используемая литература

  1. Розеншильд К. История зарубежной музыки. Вып. 1. – М., Музыка, 1978.
  2. Журнал “Музыка в школе”. – № 4, 1990.
  3. Кутузов Б.А. Уроки творчества в курсе мировой художественной культуры. – Смоленск, 2002.
  4. Хубов Г. Себастьян Бах. – М., Музгиз, 1953.
  5. Ивашкевич Я. Иоганн Себастьян Бах. – Музыкальные очерки, 1983.

Литература, рекомендованная детям.

  1. Музыкальная энциклопедия
  2. Кирнарская Д. Классическая музыка для всех. – М., Слово, 1997.
  3. Курцман А. Иоганн Себастьян Бах. Маленькая документальная повесть. – М., Музыка, 1999.
  4. Галацкая В. И.С. Бах. – М., Музыка, 1966.
  5. Верно Р. Серия “Жизни великих композиторов”. – ТОО “ПОМАТУР”, М., 1996.