Тип урока: урок комплексного применения знаний (погружение в тему).
Жанр урока: урок-откровение.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Главная дидактическая цель урока:
- знать особенности драматургического развития мессы как жанра духовной музыки;
- уметь соотносить музыкальный язык композиторов разных времен;
- понимать роль и влияние мастерства композитора на духовную культуру последующих поколений.
Образовательная задача: познакомить детей с духовной музыкой композиторов разных времен и эпох на примере месс И.С. Баха и О.В. Буровой.
Развивающая задача: применять деятельностный подход в процессе усвоения нового материала на уроке.
Воспитывающая задача: формирование общечеловеческих ценностей и воспитание потребности духовно-нравственного роста у учащихся через духовную музыку; формирование устойчивого интереса к музыкальной культуре родного края.
Оборудование урока: CD с музыкой месс И.С. Баха и О.В. Буровой; видео-фильмы “И.С. Бах”, “Концерт камерного хора “Cantus Firmus” под управлением А.Н. Додосова”; раздаточный дидактический материал для творческой работы.
Зрительный ряд: портрет Баха, древнее масличное дерево в Гефсиманском саду, наружный вид и интерьер церкви Гроба Господня, Калвариум в Иерусалиме, “Распятие Изенгеймского алтаря” М. Грюневальда.
Эпиграф: “Нет ничего более прекрасного как приближаться к божественному и распространять его лучи на человечество” (Бетховен).
Модель урока.
I. В исполнении вокальной группы звучит песня “Отворите окна”.
Муз. О. Юдахиной
Сл. В.Степанова
1. В окно открытое ко мне
Влетела птица в тишине.
Был чист и бел её наряд,
Как белый яблоневый сад.
Коснулась я её крыла,
И ночь за горизонт ушла…
Но это был лишь только сон,-
При свете дня растаял он.
Припев: Отворите окна, отворите!
Белых птиц в сердца свои впустите,
Белых птиц в сердца свои впустите
И слова любви для них найдите.2. Кто ощутил тепло крыла,
Уже не сможет сделать зла,
И в час любой, и в миг любой
Своей чужая станет боль…
Пусть не во сне, а наяву,
Окинув неба синеву,
В пути не ведая преград,
К нам птицы белые летят.
Припев.
- Почему летящие стаи птиц рождают в людях радостные и светлые чувства?
- Что означает образ птицы в священных писаниях?
- Почему поэты и музыканты часто обращаются к образу души человека?
- Что происходит в душе под воздействием музыки? Поёт ли ваша душа?
- Хотели бы вы жить в мире, где поют души всех людей?
- Чем привлекает людей духовная музыка?
- Почему музыка – непременный атрибут в богослужении?
“Богослужение – это такой удивительный праздник жизни, на котором людям служит сам бог. Он дарит им свою любовь, свою радость, лечит душевные и телесные болячки, чтобы выйдя из храма, мы могли понести его свет и тепло другим. Но душа человека не стазу может принять эти дары. И музыка призвана дать им нужный настрой. Чем глубже и искреннее она будет, тем легче человек раскроется навстречу Христу”. (Бах – Моцарту)
II.
Для И. С. Баха Христос – высшая ценность, основа бытия, морали, самой жизни. Будучи верующим человеком (протестантом), он посвятил себя и свой гений лучшему из кого – либо живших на свете, символу духовности и жертвенности – Иисусу Христу.
Озвучиваю эпиграф урока: “Нет ничего более прекрасного как приближаться к божественному и распространять его лучи на человечество” (Бетховен).
Через искусство можно заглянуть в свою душу и ответить на многие вопросы, которые называются вечными не потому, что они неразрешимы, а потому, что мы вынуждены к ним постоянно возвращаться. Эти вопросы не только одной нации и не одного поколения. Мы сами задаем их себе…
- Попробуйте сами сформулировать проблему урока.
III.
Словно желая выразить всю свою любовь к Христу, преклоняясь перед его святостью и страданиями, Бах превращает историю гибели Христа в религиозную поэму, главным героем которой становится верующая душа, исполненная сочувствия к Сыну Божьему. Этот безымянный христианин повсюду сопровождает Иисуса, переживая с ним вместе все этапы его крестного пути.
“Слово” Баха обращено к сердцу человека, музыка посвящена поиску Добра и истины. Искренности переживания у композитора всегда сопутствует Разум, контролирующий все внешние проявления страстей, силу которых мы можем только угадывать.
Обратимся к одному из самых великих творений мировой музыкальной культуры – Мессе h-moll Баха, названной Высокой, над которой он работал с 1733 г. до конца жизни, хотя партитура была закончена в 1738 году. Это огромное по глубине и силе музыкальное полотно, в котором отражён необъятный мир чувств и настроений.
- Что представляет собой месса как музыкальный жанр?
- Сообщение учеников о мессе как жанре духовной музыки, ее строении и Высокой мессе h-moll И.С. Баха (дети используют информацию из самостоятельно проработанных источников).
На доску проецируются определения и составные части мессы
Месса – цикл песнопений, предназначенных для исполнения во время дневного богослужения в католической церкви.
1. Слово мольбы и просьбы о прощении: Kyrie eiesion – Господи, помилуй;
2. Слово радости и восторга: Gloria – Слава;
3. Слово убежденности и твердости духа: Credo – Верую;
4. Слово торжества и силы: Sanctus – Свят;
5. Слово благодарности и милости: Agnus Dei – Агнец Божий.
Несмотря на то, что И. С. Бах был связан религиозным текстом и традиционной культовой формой, назвать мессу произведением церковным невозможно. Целиком во время богослужения она не исполнялась.
- Месса состоит из пяти крупных частей, однако Бах, свободно разбивая слова молитв, создаёт произведение из 24 номеров: 15 хоров, 6 арий, 3 дуэтов. О чем это говорит?
IV.
Музыка И.С. Баха – это музыка барокко. Она грандиозна и величественна, трагична и светла, наполнена контрастами и чудесами полифонической изобретательности. Сейчас мы убедимся в этом.
Хор № 16 “Сrucifixus” (“Был распят”) – трагическая вершина мессы, воплощение человеческих страданий, мученической смерти, людского горя. “Сrucifixus” создан Бахом в духе типичной итальянской “арии-жалобы”, что ещё более сгущает трагические краски.
- В процессе слушания предлагаю записать свои впечатления в тетрадь. Возможно использование словаря эстетических эмоций, которые существуют в музыке как признак характера звучания.
Слушание хора “Crucifixus” из раздела “Credo” Высокой мессы h-moll И.С. Баха.
Дети выполняют индивидуальную работу в тетрадях.
С первыми звуками музыки перед детьми проходит следующий зрительный ряд: портрет Баха, древнее масличное дерево в Гефсиманском саду, наружный вид и интерьер церкви Гроба Господня, Калвариум в Иерусалиме, “Распятие Изенгеймского алтаря” М. Грюневальда.
V. Музыка Баха не только предельно выразительна, но и изобразительна.
Это объясняется внутренним состоянием: дом, так часто покрытый трауром: 8 детей умирают один за другим.
- В хоре 13 раз повторяется четырёхтакт. Почему?
- Что символизирует тема и её 12 вариаций на basso ostinato?
В каждой вариации – обновление гармоний.
В своём неприкрашенном реализме “живописание” Бахом некоторых ситуаций часто приближается к натурализму. Например, басовая фраза почти осязаемо воссоздаёт звук опадающего пригвождённого тела, судорожное усилие подняться и снова – безвольное повисание.
Здесь прослеживается глубокая связь Баха с тогдашней, особенно предшествующей немецкой живописью.
Демонстрирую музыкальный пример.
- “Венские классики” вели речь о “симфоничности” мессы Баха. Попробуйте пояснить, почему?
Поразительный факт: Бах не оставил школы, но при этом оказал огромное влияние на весь музыкальный мир.
VI.
Веймарский – самый счастливый 9-летний период его жизни. Ему хорошо пишется здесь. Вдобавок ко всему у него счастливая семья – жена Мария-Барбара и четверо детей, вместе с которыми он совершает воскресные прогулки, забираясь на заросшую лесом гору Эттерсберг.
А в его токкатах и фугах – вскрики боли и жажда покоя. Баху мало обычных регистров – и однажды орган оглушает добропорядочных бюргеров лавиной неслыханных звуков и колокольным набатом. Прихожане взволнованы: колокол с давних времён – символ тревоги и бедствия.
- Что случилось с мастером Бахом, воскресные мессы которого и так далеки от церковных канонов? Что видит он в дали грядущего?
Прочтите следующий текст на раздаточных карточках № 1:
“Спустя два столетия здесь, в окрестностях Веймара был построен фашистский лагерь Бухенвальд.
Бах писал свои воспоминания о будущем.
Во времена Баха людей на крестах уже не распинали. Распинали двумя столетиями раньше – в эпоху мрачного средневековья и двумя столетиями позже – в цивилизованный 20-й век. Бухенвальд предназначался для уничтожения людей физическим трудом. Тех, кто выказывал малейшие признаки сопротивления, подвешивали в лесу на столбах, напоминавших распятия. “…Лес наполнялся стонами, криками и воплями заключённых. Замученные до безумия, они кричали, прося воды, призывая жену и детей, умоляя застрелить их, чтобы мучения окончились” (Из воспоминаний бывшего узника лагеря смерти Вилли Апеля).
Остаётся только гадать, как услышал их сам Иоганн – Себастьян Бах, жизненный путь которого, если верить биографам, был подобен однообразной и довольно – таки скучноватой дороге. Бах не видел, как распинали людей на крестах, но он хорошо знал, что в начале любого пути на Голгофу лежит предательство. Предательство самого себя, своих близких, предательство человеческого в человеке.”
Работа в творческих группах с последующим обменом мнениями.
- Музыка Баха трагична, но вот что закономерно: к эпилогу она проясняется и звучит торжествующим гимном во славу жизни. Почему? Подтвердите на примере текста.
Карточка № 2
“За 10 дней до своей смерти, по воспоминаниям родственников, Бах неожиданно прозрел. Привстав на постели, он жадно вглядывался в раскрытое окно, а потом подавленно опустился на подушку, так и не произнеся ни слова. Что он увидел? Неужели это? “Поистине проклятым местом в страшном лагере смерти было так называемое паталого – анатомическое отделение, в котором эсесовские врачи проводили “эксперименты” над живыми людьми. Фабрика смерти работала без обходов. Поистине такое не снилось даже средневековым инквизиторам… А в подвале под “паталогоанатомическим отделением”, считавшимся в лагере самым глухим местом, куда старались не заглядывать даже эсесовцы, квартет их 4-х заключённых на самодельных инструментах исполнял по ночам Баха. И эта музыка помогала им снова обрести волю к жизни и веру в человека…”
Работа в группах с последующим обсуждением.
История развивается по спирали. Времена повторяются. И средневековье ещё может возникнуть на новом зловещем витке… И поэтому Бах снова настраивает свой орган…
Он ещё не всё досказал нам, своим современникам.
VII.
Слушание “Et resurrexit” (“Воскрес”) из Высокой мессы Баха. (Приложение № 2).
Продолжаем индивидуальную работу в тетрадях.
VIII.
Перед звучанием хора “Crucifixus” и “Sanctus” из раздела “Credo” мессы № 2 О.В. Буровой (приложение № 3, 4) задаю вопрос:
- Композитор, написавший музыку, современник Баха или наш современник?
В процессе слушания продолжаем индивидуальную работу в тетрадях, записывая свои впечатления от звучащей музыки.
Слушаем и смотрим видео-записть филармонического концерта, где месса буровой прозвучала впервые в исполнении камерного хора “Cantus Firmus” под руководством А.Н. Додосова, органист А.Н. Титов. (Приложение № 5).
Информация детей о композиторе-земляке: Ольга Владимировна Бурова родилась в Ульяновске в семье музыканта. Училась в Казани: сначала в специальной музыкальной школе – десятилетке, затем в консерватории – как пианистка и как композитор. Является членом Союза композиторов России. В списке её сочинений – произведения для самых разнообразных исполнительских составов: для симфонического оркестра и отдельных инструментов, для хора, органа, для фортепиано – от концертов до детских пьес школьного репертуара. Преподаватель по классу фортепиано и композиции в Ульяновском музыкальном училище.
- Накладывает ли время свой отпечаток на музыку?
- Сравните ваши записи-впечатления, сделанные в процессе урока.
- Много ли общего, сходного в музыке композиторов разных времен?
- В чем различия?
Обмен мнениями.
Сделайте вывод.
Еще раз обращаю внимание на эпиграф урока: “Нет ничего более прекрасного как приближаться к божественному и распространять его лучи на человечество” (Бетховен).
Во все времена человек дышит, мыслит и чувствует одинаково, продолжает мучиться одинаковыми вопросами, задавая их себе из века в век. Если духовная музыка создается композиторами в наши дни, значит вопросы поиска Истины, Добра, Любви, Красоты, Веры остаются открытыми. И распахнута душа для сокровенного…
О, Боже, научи меня любить
Холодным сердцем музыку Вселенной,-
Позволь из чаши Вечности испить
Её печали голос сокровенный.
Дай силы мне постигнуть суть вещей
И сквозь души прозрачные одежды
Пролей в сердца нам огненный ручей
Величественной музыки надежды.
(Николай Марянин. “Молитва Баха”, 2005 г.)
IX. Рефлексия.
X. Домашнее задание разноуровнего характера.
Написать сочинение-миниатюру, стихотворение, эссе (на выбор) по теме: “Мой голос в диалоге времен”. Подобрать стихотворение поэтов на тему: “Духовная музыка – мир красоты и гармонии”.
Используемая литература
- Розеншильд К. История зарубежной музыки. Вып. 1. – М., Музыка, 1978.
- Журнал “Музыка в школе”. – № 4, 1990.
- Кутузов Б.А. Уроки творчества в курсе мировой художественной культуры. – Смоленск, 2002.
- Хубов Г. Себастьян Бах. – М., Музгиз, 1953.
- Ивашкевич Я. Иоганн Себастьян Бах. – Музыкальные очерки, 1983.
Литература, рекомендованная детям.
- Музыкальная энциклопедия
- Кирнарская Д. Классическая музыка для всех. – М., Слово, 1997.
- Курцман А. Иоганн Себастьян Бах. Маленькая документальная повесть. – М., Музыка, 1999.
- Галацкая В. И.С. Бах. – М., Музыка, 1966.
- Верно Р. Серия “Жизни великих композиторов”. – ТОО “ПОМАТУР”, М., 1996.