Обобщающий урок по теме "Тепловые явления"

Разделы: Физика


Цели урока:

Образовательные:

Углубление и систематизация знаний, полученных при изучении темы; закрепление у учащихся навыков решения расчетных, качественных, экспериментальных.

Развивающие:

Развитие умений применять теоретические знания для решения практических задач, навыки логического мышления и умений работать с компьютером.

Воспитательные:

Формирование навыков коллективной работы в сочетании самостоятельной деятельностью учащихся, формирование интереса и позитивного отношения исследовательской деятельности, познанию законов природы.

Организационный момент.

Добрый день! Садитесь.

Сегодня мы проводим заключительный урок по теме “Тепловые явления”.

Представим, что класс – это научно-исследовательская лаборатория, а все ее сотрудники.

Наша лаборатория “Физики агрегатных состояний” в течении длительного периода изучала вопросы, связанные с темой “тепловые явления”.

А сегодня у нас будет возможность показать результаты нашей работы и выполнить последние исследования.

В НИЛ будут работать 4 группы, а по каким конкретно проблемам, все узнают, когда, будут заданы ребусы, в которых и заключено главное слово тематики их работы.

Группа №1 научный руководитель. (Учитель называет фамилию и Имя ученика). После того как будет разгадан ребус, (его готовят сами учащиеся) объявляется тема “Нагревание (охлаждение). Изменение внутренней энергии”.

Группа №2 научный руководитель. Тема “Плавление. Сущность и особенности процесса”.

Группа №3 научный руководитель. Тема “Кипение. Температура кипения различных веществ”.

Группа №4 научный руководитель. Тема “Испарение. Факторы, влияющие на испарение”.

Группам предлагается задание №1.

Задание №1 (на выполнение 5 мин.)
(решают всей группой, отвечает ученик по решению команды.)

  1. Внимательно прочитать условие задачи. (смотрите дальше задача)
  2. Исследуйте предложенные графики тепловых процессов. <Рисунок 1>.
  3. Выберите тот, который, по вашему мнению, соответствуют условию задачи.
  4. Опишите его по следующим параметрам (выбрать соответствующие):
  1. Процесс происходит при определенной температуре.
  2. Процесс происходит при любой температуре.
  3. Процесс сопровождается повышением температуры тела.
  4. Процесс, при котором энергия поглощается, а температура не меняется.
  5. Процесс сопровождается понижением температуры тела.
  6. Процесс превращения жидкости в пар.
  7. Процесс не требует наличия внешнего источника энергии и происходит при любой температуре.
  8. Процесс прекращается без подвода к телу энергии.
  9. Процесс, при котором температура тела не меняется, а энергия выделяется.
  10. Процесс превращения из твердого состояния в жидкое.

Задача

Струя водяного пара от кипящей воды t1 = 1000С направлена на кусок льда массой m1, находящейся при температуре t2 = -200С. Определите температуру смеси после того, как лед растает, если масса пара m2.

Задание №2 (на выполнение 3 мин.)

(Решают всей группой, отвечает ученик по решению команды.)

  1. Из написанных обозначений физических величин требуется составить и записать как можно больше формул заданного вам теплового процесса.
  2. А затем основную формулу записать на общем графике на доске и пояснить ее.

Проверка выполнения домашнего задания.

Группам за неделю до урока были предложены исследовательские задачи, решение которых необходимо была представить в форме видеоотчета.

Группа №1. Как охладить воду в бутылке?

Группа №2. Как разделить ледяной цилиндр на две равные части?

Группа №3. Ответ на вопрос: “Удается ли вскипятить воду в пробирке, опустив ее в сосуд с кипящей водой?”.

Группа №4. Как ускорить высыхание сырой тряпки.

А сейчас вашему вниманию предлагается видеоотчет о проделанной работе (7 минут). <Приложение 1>.

Приложение 1a

Приложение 1b

Приложение 1c

Приложение 1d

Задание №3

Решение экспериментальных задач

(Пока команда работает над заданием, один или два ученика из каждой команды готовят эксперимент).

Задание группе №1
(на подготовку – 5 минут)

На столе стоят два стакана с одинаковым количеством воды, имеющей комнатную температуру. В сосуде с горячей водой находятся два тела одинаковой массы (алюминиевое и железное). Переложите их в стаканы с водой и по показаниям термометров определите в какой стакан какое тело положено.

Задание группе №2
(на подготовку – 5 минут)

Если в алюминиевый стакан положить снег и насыпать поваренной соли, а затем поставить на бумагу, смоченную водой, то через некоторое время бумага примерзнет. Почему?

Задание группе №3
(на подготовку – 5 минут)

Почему кипящее молоко как бы разбухает, увеличивается в объеме и “убегает”, переливаясь через край кастрюли.

Задание группе №4
(на подготовку – 5 минут)

После последнего задания подводятся итоги. Руководители групп выставляют оценки своим сотрудникам с учетом творческих заданий (заранее было предложено составить кроссворд по теме “Тепловые явления”, “Тепловые явления в картинках и сказках”).

Организация домашней работы учащихся: каждый учащийся, проанализировать свою деятельность на уроке должен оценить степень усвоения изученного материала и решить, какие вопросы по данной теме ему необходимо повторить при подготовке к контрольной работ.

В заключении предлагается посмотреть две Презентации по теме “Тепловые явления”. <Приложение 2>.

Заключительное слово учителя.

В качестве исследовательских задач были предложены Изобретательские задачи И.А. Зырянова Вят ГГУ, г. Кирова, из приложения “Физика”.

Технологическая карта урока

Этап

Дидактическая задача

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методическое обеспечение

1. Организационно-мотивирующий

Подготовить учащихся к работе на уроке. Определить тему, цели урока.

Создает условия для положительной мотивации учащихся.

Слушают, разгадывают ребусы и определяют тему работы.

Ребусы “Плавление”, “Нагревание”, “Кипение”, “Испарение”.

2. Самостоятельная работа в группе: решение графических задач.

Углубление и систематиза-ция знание, закрепление навыка решения графических задач, формирование навыков коллективной ра-боты.

Выдает задания группам, объясняет суть задания, порядок его выполнения.

Слушают, самостоятельно работают в группе над заданием, отвечают.

Карточки с заданием №1

3. Самостоятельная работа в группе с формулами.

Углубление и систематизация знаний формул физических процессов. Формирование навыков коллективной работы.

Выдает задание группам, объясняет суть задания, порядок его выполнения.

Слушают, самостоятельно работают в группе над заданием, отвечают.

Карточки с заданием №2

4. Актуализация опорных знаний.

Углубление знаний, зак-репление навыков решения экспериментально-исследовательских задач. Форми-рование навыков коллективной самостоятельной работы, формирование интереса и позитивного отношения к исследовательской деятельности, познанию законов природы.

Объявляет тему и суть домашнего исследования, выполняемого группой.

Смотрят видеоотчет о проделанной работе.

Видеоотчет, записанный на диске.

   

Заключительное слово учителя.

   

5. Самостоятельная работа в группе: решение экспериментальных задач.

Углубление и систематизации знаний закрепление навыков решение экспери-ментальных задач, навыков логического мышления, развитие умений применять теоретические знания для решения экспериментальных задач.

Организует работу учащихся в группах и экспериментаторов.

Самостоятельно работают в группах, экспериментаторы готовят демонстрационный эксперимент.

Карточки с заданием №3 (индивидуально для каждой группы).

6. Рефлексия.

Проанализировать и оценить успешность достиже-ния цели, формирование интереса к предмету.

Анализирует работу класса на уроке; творческие задания (кроссворды, рисунки, сочинения).

Руководители групп оценивают работу каждого учащегося в группе.

Кроссворды, рисунки.

7. Организация домашней работы учащихся.

Закрепить полученные знания.

Объясняет содержание домашнего зада-ния.

Записывают домашнее задание в дневники.

Индивидуальное повторение материала.

8. Закрепление материала

Закрепить полученные знания, систематизировать их, развитие умений самостоятельной работы с компьютером.

Предлагает посмотреть две презентации по теме.

Смотрят и слушают текст Презентации.

Материал Презентаций, записанных на диске.