Цели урока:
Образовательные:
Углубление и систематизация знаний, полученных при изучении темы; закрепление у учащихся навыков решения расчетных, качественных, экспериментальных.
Развивающие:
Развитие умений применять теоретические знания для решения практических задач, навыки логического мышления и умений работать с компьютером.
Воспитательные:
Формирование навыков коллективной работы в сочетании самостоятельной деятельностью учащихся, формирование интереса и позитивного отношения исследовательской деятельности, познанию законов природы.
Организационный момент.
Добрый день! Садитесь.
Сегодня мы проводим заключительный урок по теме “Тепловые явления”.
Представим, что класс – это научно-исследовательская лаборатория, а все ее сотрудники.
Наша лаборатория “Физики агрегатных состояний” в течении длительного периода изучала вопросы, связанные с темой “тепловые явления”.
А сегодня у нас будет возможность показать результаты нашей работы и выполнить последние исследования.
В НИЛ будут работать 4 группы, а по каким конкретно проблемам, все узнают, когда, будут заданы ребусы, в которых и заключено главное слово тематики их работы.
Группа №1 научный руководитель. (Учитель называет фамилию и Имя ученика). После того как будет разгадан ребус, (его готовят сами учащиеся) объявляется тема “Нагревание (охлаждение). Изменение внутренней энергии”.
Группа №2 научный руководитель. Тема “Плавление. Сущность и особенности процесса”.
Группа №3 научный руководитель. Тема “Кипение. Температура кипения различных веществ”.
Группа №4 научный руководитель. Тема “Испарение. Факторы, влияющие на испарение”.
Группам предлагается задание №1.
Задание №1 (на выполнение 5 мин.)
(решают всей группой, отвечает ученик по решению
команды.)
- Внимательно прочитать условие задачи. (смотрите дальше задача)
- Исследуйте предложенные графики тепловых процессов. <Рисунок 1>.
- Выберите тот, который, по вашему мнению, соответствуют условию задачи.
- Опишите его по следующим параметрам (выбрать соответствующие):
- Процесс происходит при определенной температуре.
- Процесс происходит при любой температуре.
- Процесс сопровождается повышением температуры тела.
- Процесс, при котором энергия поглощается, а температура не меняется.
- Процесс сопровождается понижением температуры тела.
- Процесс превращения жидкости в пар.
- Процесс не требует наличия внешнего источника энергии и происходит при любой температуре.
- Процесс прекращается без подвода к телу энергии.
- Процесс, при котором температура тела не меняется, а энергия выделяется.
- Процесс превращения из твердого состояния в жидкое.
Задача
Струя водяного пара от кипящей воды t1 = 1000С направлена на кусок льда массой m1, находящейся при температуре t2 = -200С. Определите температуру смеси после того, как лед растает, если масса пара m2.
Задание №2 (на выполнение 3 мин.)
(Решают всей группой, отвечает ученик по решению команды.)
- Из написанных обозначений физических величин требуется составить и записать как можно больше формул заданного вам теплового процесса.
- А затем основную формулу записать на общем графике на доске и пояснить ее.
Проверка выполнения домашнего задания.
Группам за неделю до урока были предложены исследовательские задачи, решение которых необходимо была представить в форме видеоотчета.
Группа №1. Как охладить воду в бутылке?
Группа №2. Как разделить ледяной цилиндр на две равные части?
Группа №3. Ответ на вопрос: “Удается ли вскипятить воду в пробирке, опустив ее в сосуд с кипящей водой?”.
Группа №4. Как ускорить высыхание сырой тряпки.
А сейчас вашему вниманию предлагается видеоотчет о проделанной работе (7 минут). <Приложение 1>.
Задание №3
Решение экспериментальных задач
(Пока команда работает над заданием, один или два ученика из каждой команды готовят эксперимент).
Задание группе №1
(на подготовку – 5 минут)
На столе стоят два стакана с одинаковым количеством воды, имеющей комнатную температуру. В сосуде с горячей водой находятся два тела одинаковой массы (алюминиевое и железное). Переложите их в стаканы с водой и по показаниям термометров определите в какой стакан какое тело положено.
Задание группе №2
(на подготовку – 5 минут)
Если в алюминиевый стакан положить снег и насыпать поваренной соли, а затем поставить на бумагу, смоченную водой, то через некоторое время бумага примерзнет. Почему?
Задание группе №3
(на подготовку – 5 минут)
Почему кипящее молоко как бы разбухает, увеличивается в объеме и “убегает”, переливаясь через край кастрюли.
Задание группе №4
(на подготовку – 5 минут)
После последнего задания подводятся итоги. Руководители групп выставляют оценки своим сотрудникам с учетом творческих заданий (заранее было предложено составить кроссворд по теме “Тепловые явления”, “Тепловые явления в картинках и сказках”).
Организация домашней работы учащихся: каждый учащийся, проанализировать свою деятельность на уроке должен оценить степень усвоения изученного материала и решить, какие вопросы по данной теме ему необходимо повторить при подготовке к контрольной работ.
В заключении предлагается посмотреть две Презентации по теме “Тепловые явления”. <Приложение 2>.
Заключительное слово учителя.
В качестве исследовательских задач были предложены Изобретательские задачи И.А. Зырянова Вят ГГУ, г. Кирова, из приложения “Физика”.
Технологическая карта урока
Этап |
Дидактическая задача |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Методическое обеспечение |
1. Организационно-мотивирующий |
Подготовить учащихся к работе на уроке. Определить тему, цели урока. |
Создает условия для положительной мотивации учащихся. |
Слушают, разгадывают ребусы и определяют тему работы. |
Ребусы “Плавление”, “Нагревание”, “Кипение”, “Испарение”. |
2. Самостоятельная работа в группе: решение графических задач. |
Углубление и систематиза-ция знание, закрепление навыка решения графических задач, формирование навыков коллективной ра-боты. |
Выдает задания группам, объясняет суть задания, порядок его выполнения. |
Слушают, самостоятельно работают в группе над заданием, отвечают. |
Карточки с заданием №1 |
3. Самостоятельная работа в группе с формулами. |
Углубление и систематизация знаний формул физических процессов. Формирование навыков коллективной работы. |
Выдает задание группам, объясняет суть задания, порядок его выполнения. |
Слушают, самостоятельно работают в группе над заданием, отвечают. |
Карточки с заданием №2 |
4. Актуализация опорных знаний. |
Углубление знаний, зак-репление навыков решения экспериментально-исследовательских задач. Форми-рование навыков коллективной самостоятельной работы, формирование интереса и позитивного отношения к исследовательской деятельности, познанию законов природы. |
Объявляет тему и суть домашнего исследования, выполняемого группой. |
Смотрят видеоотчет о проделанной работе. |
Видеоотчет, записанный на диске. |
Заключительное слово учителя. |
||||
5. Самостоятельная работа в группе: решение экспериментальных задач. |
Углубление и систематизации знаний закрепление навыков решение экспери-ментальных задач, навыков логического мышления, развитие умений применять теоретические знания для решения экспериментальных задач. |
Организует работу учащихся в группах и экспериментаторов. |
Самостоятельно работают в группах, экспериментаторы готовят демонстрационный эксперимент. |
Карточки с заданием №3 (индивидуально для каждой группы). |
6. Рефлексия. |
Проанализировать и оценить успешность достиже-ния цели, формирование интереса к предмету. |
Анализирует работу класса на уроке; творческие задания (кроссворды, рисунки, сочинения). |
Руководители групп оценивают работу каждого учащегося в группе. |
Кроссворды, рисунки. |
7. Организация домашней работы учащихся. |
Закрепить полученные знания. |
Объясняет содержание домашнего зада-ния. |
Записывают домашнее задание в дневники. |
Индивидуальное повторение материала. |
8. Закрепление материала |
Закрепить полученные знания, систематизировать их, развитие умений самостоятельной работы с компьютером. |
Предлагает посмотреть две презентации по теме. |
Смотрят и слушают текст Презентации. |
Материал Презентаций, записанных на диске. |