Тип урока: Обобщение по теме.
Цели урока:
- Систематизировать знания учащихся по теме.
- Формировать навыки работы в группе, совершенствовать умение работать с географической картой. Развивать познавательную активность.
- Через творчество северных поэтов воспитывать у учащихся интерес и любовь к родному северному краю.
Оборудование:
- Стенд “Ямал”.
- Картинные словари “Хомаку”.
- Хрестоматии “Северные родники.
- Портреты северных поэтов Р.Ругина, Л. Лапцуя.
- Карточки с заданиями для учащихся.
- Аудиокассета “Зов. Музыка Севера”.
Ход урока
:1. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель: Сегодня мы, заканчивая изучение темы “Имя на карте”, совершим литературно-географическое путешествие по картам ЯНАО и Пуровского района. На уроке вы покажете свои знания, попробуете свои силы в роли переводчиков, корреспондентов, знатоков северной литературы. Работать на уроке вы будете в группах и, чтобы успешно справиться с предложенными заданиями, вы должны будете помогать друг другу.
2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
а) Повторение изученного материала.
Учитель: Путешествие мы совершим по карте ЯНАО. Расшифруйте, пожалуйста, это загадочное название.
Ученики: Ямало-Ненецкий автономный округ.
Учитель: Откройте картинный словарь “Хомаку” на с. 13 и вчитайтесь в названия населенных пунктов, рек. Звучат они необычно, порой непонятно, но красиво. Многие из этих названий взяты из языков северных народов: ненецкого, хантыйского, селькупского, коми. Сейчас я предложу вам карточки (карточки перевёрнуты), вы выберете любую из них, переведёте слово на русский язык и подробнее расскажете о выбранном географическом объекте. Для выполнения задания вам надо распределить так же роли: переводчики, корреспонденты, чтецы.
(Ученики дома самостоятельно собирали сведения о населённых пунктах, реках, озерах ЯНАО).
(Дети выбирают карточки, на которых написано: “Я”, “МАЛ”, “САЛИ”, “ГАРД”, “ОБЬ”,
“ДОР”, составляют из них слова).
(Звучит музыка. Ученики подбирают к словам на карточках русский перевод и готовятся к сообщению дополнительных сведений. На выполнение задания дается 2-3 минуты).
б) Проверка выполнения задания, оценивание работы.
Ученики: Наш округ расположен на полуострове Ямал. “Ямал”- ненецкое слово, “я” – “земля”, “мал” – “край”.
Салехард – столица Ямало-Ненецкого национального округа. Это единственный город, который расположен на Полярном круге. “Салехард” – ненецкое слово, “сали” – “мыс”, “гард” – “дом”.
Раньше Салехард называли Обдорск. “Обдорск” – слово народа коми, “Обь” – название реки, “дор” – “селение”.
3. Систематизация знаний и их применение для выполнения практического задания.
а) Повторение сведений о северных поэтах.
Учитель: Вспомните, пожалуйста, кто помогал нам совершать литературное путешествие по карте?
Ученики: Северные поэты.
Учитель: Послушайте отрывки из стихотворений северных поэтов:
1. “Был я назван именем Вэсака,
Что по-русски значит “Старец мудрый”.
Очень я гордился – ведь не всякий
Получает это имя в тундре...”
Учитель: О ком эти строки? Как назвали мальчика? Почему он гордился своим именем?
Ученики: Этими строками рассказывает о себе Леонид Васильевич Лапцуй. Дав мальчику такое необычное имя, родители хотели, чтобы вырос сын умным, дальновидным человеком, к которому пойдут за советом.
2. “Я родился в рыбацком
Хантыйском селенье,
Где играют у берега волны Оби
И толчки моей крови,
И сердцебиенье
Говорят: "Не забудь!"
Говорят мне: "Люби!"
Учитель: Как зовут этого поэта?
Ученики: Это строки северного поэта Романа Прокопьевича Ругина о своём посёлке Питляр.
(Когда учащиеся называют имена северных поэтов, на доску вывешиваются портреты Л.Лапцуя и Р.Ругина).
б) Повторение сведений о северных населённых пунктах.
Учитель: А теперь, я предлагаю группам выбрать карточку.
(Карточки перевёрнуты, на обратной стороне записан их номер. Учащиеся называют номер выбранной ими карточки. Учитель зачитывает отрывки из стихотворений, дети отвечают на вопросы и показывают населенный пункт на карте ЯНАО).
1. “Еле-еле на карте достанешь рукой:
Возле северной кромки страны,
У Ангальского мыса, Шайтанкой – рекой
Разделённый на две стороны”.
Учитель: О каком городе идет речь? Кто автор строк? Как называется стихотворение?
Ученики: Это отрывок из стихотворения Романа Ругина “Салехард”.
(После ответов детей им даётся карточка со следующим заданием:
– Продолжи чтение этого стихотворения (хрестоматия “Северные родники”, с.314)).
2. “У врат ветров, – сказал геолог, встанет
Гранитный город”. Дни былой поры
Ушли, как волки, растворясь в тумане,
А город – вот он, занял склон горы!
Учитель: О каком населённом пункте эти строки? Назовите их автора.
Ученики: Речь идёт о посёлке Мыс Каменный. Стихотворение Л.Лапцуя “Далёкое селение”.
(Дети получают свою карточку с заданием:
- Продолжи чтение последнего куплета (хрестоматия “Северные родники”, с.310)).
3. “Здесь пролегла шестьдесят шестая
Северная параллель тайгою.
Пуровская земля дремала
Сотни веков, ледяные брови
Изредка поднимая….”
Учитель: Скажите, о каком населённом пункте идет речь в этом стихотворении. Назовите автора.
Ученики: Это строки из стихотворения Леонида Лапцуя “Уренгой”.
(Дети получают карточку с заданием:
-Дочитайте это стихотворение (хрестоматия “Северные родники”, с.311)).
(Каждая группа выполняет предложенные на карточках задания, распределив роли чтецов.)
Учитель: А кроме городов и посёлков, какие ещё географические объекты описывают поэты?
Ученики: Ещё поэты воспевают реки: Обь, Питляр, Шум, озеро Ярото.
в) Проверка выполнения задания, оценивание работы.
4. Физминутка.
Учитель: Сейчас мы отдохнём, и потанцуем сидя под музыку “Тэтэль – вэтэль”, что переводится на русский язык с ненецкого “Милый – малый” (на доске закрепляется карточка с названием песни и её перевод).
5. Усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов.
Учитель: ЯНАО был образован в декабре 1930 года. Центром округа стал город Обдорск. Переведите, пожалуйста, это слово на русский язык.
Ученики: Город на Оби.
Учитель: А как сейчас называется этот город?
Ученики: Салехард.
Учитель: В состав ЯНАО входит семь районов. Назовите их.
Ученики: Красноселькупский, Надымский, Приуральский, Пуровский, Тазовский, Шурышкарский, Ямальский.
(На доске столбиком расположены карточки с названиями районов в алфавитном порядке, карточки перевёрнуты. По мере называния районов учитель переворачивает карточки).
Учитель: В одном из них мы и живём. Назовите его.
Ученики: Мы живём в Пуровском районе.
Учитель: У каждого человека есть день рождения. Есть и у нашего района год рождения, а так же своя история названия его центра, в прошлом посёлка, а в настоящее время уже получившего статус города.
Сейчас мы совершим экскурсию в прошлое и познакомимся с историей рождения нашего района. Я буду вам рассказывать, а вы проследите путь экспедиции, открывавшей район, по карте округа (“Хомаку”, с. 13).
Учитель: “Более 100 оленьих упряжек двинулись из окружного центра Обдорска. Двигались медленно: погода с каждым днем была теплее, появилась в низинах вода, потекли ручьи. Пришлось экспедиции разделиться: часть вернулась в Обдорск, а другая часть осталась ждать открытия навигации, чтобы продолжить путь по реке. В конце июля экспедиция, погрузившись на баржу, отправляется на далекую реку Пур. По Обской губе доплывают до поселка Новый Порт, достигают устья Тазовской губы. Здесь в поселке Тазовский выделяют им небольшой деревянный катерок и в конце сентября 1932 года
30 человек подплывают к устью реки Пур. Двигались по реке очень медленно, так как была она своенравная: в некоторых местах быстрая и очень мелкая. Резко холодает, по реке уже плывут льдинки. Экспедиция принимает решение: высадиться на берег. В ноябре повстречали местных жителей – ненцев, которые объяснили, что эта местность называется Уренгой.
В конце декабря 1932 года решили доехать до слияния Айваседо и Пякопур, где будет располагаться районный центр – посёлок. Наняли несколько оленьих упряжек, обследовали местность вверх по течению обеих рек. Местность понравилась: высокая, ровная. Решили строить здесь посёлок. Название подсказали ненцы – “Тарко-Сале” “развилка на мысу” или “между двух рек”. Так началась жизнь Пуровского района”.
Учитель: А теперь познакомьтесь с картой нашего района (“Хомаку”, с.14).
(Ученики рассматривают карту района)
Учитель: Назовите центр Пуровского района.
Ученики: Тарко-Сале.
-Почему его так наименовали?
(После ответа учеников учитель закрепляет карточки с названием районного центра и его русским переводом на доске: “Тарко-Сале” – “между двух рек”).
Учитель: Назовите города и посёлки нашего района.
(Ученики, ориентируясь по карте, называют населённые пункты Пуровского района)
Учитель: Как называется главная река района?
Ученики: Река называется Пур.
Учитель: Вспомните, как описывают участники экспедиции реку Пур.
Ученики: Река показалась участникам экспедиции своенравной, потому что была очень мелкая в некоторых местах и с быстрым течением.
Учитель: А теперь прочтите, как Леонид Лапцуй описал реку Пур в своём стихотворении (хрестоматия “Северные родники”, с.307). Есть ли сходство во впечатлениях?
Учитель: Назовите речные порты нашего района, аэропорты.
Ученики: Речные порты расположены в городе Тарко-Сале, в посёлках Уренгой и Тазовск. А аэропорты – в городах Ноябрьск, Новый Уренгой, Тарко-Сале.
6. Итог урока.
Учитель: Итак, наше литературно – географическое путешествие завершено.
Было ли оно для вас интересным? Познавательным? Что вам запомнилось больше всего?
7. Задание для учащихся.
Учитель: Вспомните историю рождения нашего района, расскажите её родителям.
Можно проиллюстрировать рассказ участников экспедиции.