Урок литературного краеведения "Имя на карте". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: Обобщение по теме.

Цели урока:

  1. Систематизировать знания учащихся по теме.
  2. Формировать навыки работы в группе, совершенствовать умение работать с географической картой. Развивать познавательную активность.
  3. Через творчество северных поэтов воспитывать у учащихся интерес и любовь к родному северному краю.

Оборудование:

  1. Стенд “Ямал”.
  2. Картинные словари “Хомаку”.
  3. Хрестоматии “Северные родники.
  4. Портреты северных поэтов Р.Ругина, Л. Лапцуя.
  5. Карточки с заданиями для учащихся.
  6. Аудиокассета “Зов. Музыка Севера”.

Ход урока:

1. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель: Сегодня мы, заканчивая изучение темы “Имя на карте”, совершим литературно-географическое путешествие по картам ЯНАО и Пуровского района. На уроке вы покажете свои знания, попробуете свои силы в роли переводчиков, корреспондентов, знатоков северной литературы. Работать на уроке вы будете в группах и, чтобы успешно справиться с предложенными заданиями, вы должны будете помогать друг другу.

2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

а) Повторение изученного материала.

Учитель: Путешествие мы совершим по карте ЯНАО. Расшифруйте, пожалуйста, это загадочное название.

Ученики: Ямало-Ненецкий автономный округ.

Учитель: Откройте картинный словарь “Хомаку” на с. 13 и вчитайтесь в названия населенных пунктов, рек. Звучат они необычно, порой непонятно, но красиво. Многие из этих названий взяты из языков северных народов: ненецкого, хантыйского, селькупского, коми. Сейчас я предложу вам карточки (карточки перевёрнуты), вы выберете любую из них, переведёте слово на русский язык и подробнее расскажете о выбранном географическом объекте. Для выполнения задания вам надо распределить так же роли: переводчики, корреспонденты, чтецы.

(Ученики дома самостоятельно собирали сведения о населённых пунктах, реках, озерах ЯНАО).

(Дети выбирают карточки, на которых написано: “Я”, “МАЛ”, “САЛИ”, “ГАРД”, “ОБЬ”,

“ДОР”, составляют из них слова).

(Звучит музыка. Ученики подбирают к словам на карточках русский перевод и готовятся к сообщению дополнительных сведений. На выполнение задания дается 2-3 минуты).

б) Проверка выполнения задания, оценивание работы.

Ученики: Наш округ расположен на полуострове Ямал. “Ямал”- ненецкое слово, “я” – “земля”, “мал” – “край”.

Салехард – столица Ямало-Ненецкого национального округа. Это единственный город, который расположен на Полярном круге. “Салехард” – ненецкое слово, “сали” – “мыс”, “гард” – “дом”.

Раньше Салехард называли Обдорск. “Обдорск” – слово народа коми, “Обь” – название реки, “дор” – “селение”.

3. Систематизация знаний и их применение для выполнения практического задания.

а) Повторение сведений о северных поэтах.

Учитель: Вспомните, пожалуйста, кто помогал нам совершать литературное путешествие по карте?

Ученики: Северные поэты.

Учитель: Послушайте отрывки из стихотворений северных поэтов:

1. “Был я назван именем Вэсака,
Что по-русски значит “Старец мудрый”.
Очень я гордился – ведь не всякий
Получает это имя в тундре...”

Учитель: О ком эти строки? Как назвали мальчика? Почему он гордился своим именем?

Ученики: Этими строками рассказывает о себе Леонид Васильевич Лапцуй. Дав мальчику такое необычное имя, родители хотели, чтобы вырос сын умным, дальновидным человеком, к которому пойдут за советом.

2. “Я родился в рыбацком
Хантыйском селенье,
Где играют у берега волны Оби
И толчки моей крови,
И сердцебиенье
Говорят: "Не забудь!"
Говорят мне: "Люби!"

Учитель: Как зовут этого поэта?

Ученики: Это строки северного поэта Романа Прокопьевича Ругина о своём посёлке Питляр.

(Когда учащиеся называют имена северных поэтов, на доску вывешиваются портреты Л.Лапцуя и Р.Ругина).

б) Повторение сведений о северных населённых пунктах.

Учитель: А теперь, я предлагаю группам выбрать карточку.

(Карточки перевёрнуты, на обратной стороне записан их номер. Учащиеся называют номер выбранной ими карточки. Учитель зачитывает отрывки из стихотворений, дети отвечают на вопросы и показывают населенный пункт на карте ЯНАО).

1. “Еле-еле на карте достанешь рукой:
Возле северной кромки страны,
У Ангальского мыса, Шайтанкой – рекой
Разделённый на две стороны”.

Учитель: О каком городе идет речь? Кто автор строк? Как называется стихотворение?

Ученики: Это отрывок из стихотворения Романа Ругина “Салехард”.

(После ответов детей им даётся карточка со следующим заданием:

– Продолжи чтение этого стихотворения (хрестоматия “Северные родники”, с.314)).

2. “У врат ветров, – сказал геолог, встанет
Гранитный город”. Дни былой поры
Ушли, как волки, растворясь в тумане,
А город – вот он, занял склон горы!

Учитель: О каком населённом пункте эти строки? Назовите их автора.

Ученики: Речь идёт о посёлке Мыс Каменный. Стихотворение Л.Лапцуя “Далёкое селение”.

(Дети получают свою карточку с заданием:

- Продолжи чтение последнего куплета (хрестоматия “Северные родники”, с.310)).

3. “Здесь пролегла шестьдесят шестая
Северная параллель тайгою.
Пуровская земля дремала
Сотни веков, ледяные брови
Изредка поднимая….”

Учитель: Скажите, о каком населённом пункте идет речь в этом стихотворении. Назовите автора.

Ученики: Это строки из стихотворения Леонида Лапцуя “Уренгой”.

(Дети получают карточку с заданием:

-Дочитайте это стихотворение (хрестоматия “Северные родники”, с.311)).

(Каждая группа выполняет предложенные на карточках задания, распределив роли чтецов.)

Учитель: А кроме городов и посёлков, какие ещё географические объекты описывают поэты?

Ученики: Ещё поэты воспевают реки: Обь, Питляр, Шум, озеро Ярото.

в) Проверка выполнения задания, оценивание работы.

4. Физминутка.

Учитель: Сейчас мы отдохнём, и потанцуем сидя под музыку “Тэтэль – вэтэль”, что переводится на русский язык с ненецкого “Милый – малый” (на доске закрепляется карточка с названием песни и её перевод).

5. Усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов.

Учитель: ЯНАО был образован в декабре 1930 года. Центром округа стал город Обдорск. Переведите, пожалуйста, это слово на русский язык.

Ученики: Город на Оби.

Учитель: А как сейчас называется этот город?

Ученики: Салехард.

Учитель: В состав ЯНАО входит семь районов. Назовите их.

Ученики: Красноселькупский, Надымский, Приуральский, Пуровский, Тазовский, Шурышкарский, Ямальский.

(На доске столбиком расположены карточки с названиями районов в алфавитном порядке, карточки перевёрнуты. По мере называния районов учитель переворачивает карточки).

Учитель: В одном из них мы и живём. Назовите его.

Ученики: Мы живём в Пуровском районе.

Учитель: У каждого человека есть день рождения. Есть и у нашего района год рождения, а так же своя история названия его центра, в прошлом посёлка, а в настоящее время уже получившего статус города.

Сейчас мы совершим экскурсию в прошлое и познакомимся с историей рождения нашего района. Я буду вам рассказывать, а вы проследите путь экспедиции, открывавшей район, по карте округа (“Хомаку”, с. 13).

Учитель: “Более 100 оленьих упряжек двинулись из окружного центра Обдорска. Двигались медленно: погода с каждым днем была теплее, появилась в низинах вода, потекли ручьи. Пришлось экспедиции разделиться: часть вернулась в Обдорск, а другая часть осталась ждать открытия навигации, чтобы продолжить путь по реке. В конце июля экспедиция, погрузившись на баржу, отправляется на далекую реку Пур. По Обской губе доплывают до поселка Новый Порт, достигают устья Тазовской губы. Здесь в поселке Тазовский выделяют им небольшой деревянный катерок и в конце сентября 1932 года

30 человек подплывают к устью реки Пур. Двигались по реке очень медленно, так как была она своенравная: в некоторых местах быстрая и очень мелкая. Резко холодает, по реке уже плывут льдинки. Экспедиция принимает решение: высадиться на берег. В ноябре повстречали местных жителей – ненцев, которые объяснили, что эта местность называется Уренгой.

В конце декабря 1932 года решили доехать до слияния Айваседо и Пякопур, где будет располагаться районный центр – посёлок. Наняли несколько оленьих упряжек, обследовали местность вверх по течению обеих рек. Местность понравилась: высокая, ровная. Решили строить здесь посёлок. Название подсказали ненцы – “Тарко-Сале” “развилка на мысу” или “между двух рек”. Так началась жизнь Пуровского района”.

Учитель: А теперь познакомьтесь с картой нашего района (“Хомаку”, с.14).

(Ученики рассматривают карту района)

Учитель: Назовите центр Пуровского района.

Ученики: Тарко-Сале.

-Почему его так наименовали?

(После ответа учеников учитель закрепляет карточки с названием районного центра и его русским переводом на доске: “Тарко-Сале” – “между двух рек”).

Учитель: Назовите города и посёлки нашего района.

(Ученики, ориентируясь по карте, называют населённые пункты Пуровского района)

Учитель: Как называется главная река района?

Ученики: Река называется Пур.

Учитель: Вспомните, как описывают участники экспедиции реку Пур.

Ученики: Река показалась участникам экспедиции своенравной, потому что была очень мелкая в некоторых местах и с быстрым течением.

Учитель: А теперь прочтите, как Леонид Лапцуй описал реку Пур в своём стихотворении (хрестоматия “Северные родники”, с.307). Есть ли сходство во впечатлениях?

Учитель: Назовите речные порты нашего района, аэропорты.

Ученики: Речные порты расположены в городе Тарко-Сале, в посёлках Уренгой и Тазовск. А аэропорты – в городах Ноябрьск, Новый Уренгой, Тарко-Сале.

6. Итог урока.

Учитель: Итак, наше литературно – географическое путешествие завершено.

Было ли оно для вас интересным? Познавательным? Что вам запомнилось больше всего?

7. Задание для учащихся.

Учитель: Вспомните историю рождения нашего района, расскажите её родителям.

Можно проиллюстрировать рассказ участников экспедиции.