Развитие творческого подхода к школьному обучению один из самых разработанных теоретически и самый неразработанный практически вопрос. Трудно найти педагога, который не стремился бы развить в своих учениках не только определенные знания, умения и навыки, но и способность самостоятельно учится, добывая эти знания и на их основе решать творческие задачи, которые поставит жизнь. Учёные, педагоги, психологи и социологи в школе у нас и за рубежом пришли к выводу о том, что ослабевает интерес учащихся к процессу обучения в целом и в частности к урокам технологии. Перед учителями стоит задача поиска средств и способов преодоления этого негативного процесса. Я считаю, что решению этой задачи способствует увеличение количества игровых и нетрадиционных форм уроков. Такие уроки повышают у детей активность, осмысленность предлагаемого материала, активизируют мыслительную деятельность учащихся. На уроках удается создать ситуацию, при которой на разных этапах урока ребята могут обмениваться друг с другом информацией, советоваться, спорить, помогать друг другу и оценивать один другого. В процессе общения учащиеся быстрее и лучше разбираются в учебном материале, вместе устраняют ошибки. Это позволяет всем двигаться вперёд своим темпом, подтягивать слабых и не сдерживать сильных учеников.
“Ум, сердце и руки - вот что нужно развивать в детях, как единое целое!” - говорил Л. В. Занков. Система обучения и воспитания должна помочь раскрыться духовным силам, зреющим в ребенке, создать благоприятные условия для их созревания. В системе Л. В. Занкова нет главных и второстепенных предметов. Каждый из них несет свою незаменимую функцию.
Находясь в постоянном поиске, стараясь подходить творчески к учебному процессу, я, как учитель, мечтаю увидеть в каждом своём ученике, прежде всего доброго, отзывчивого, любящего всё прекрасное вокруг человека. Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – порыв к добру и красоте, а еще чувство тайны, которую очень хочется разгадать. “Тайна возбуждает творчество” – сказал А. Эйнштейн. Творчество всегда самодеятельно, успех достигается на основе увлечённости. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и учителю, и ученику.
Одна из главных целей в моей работе с детьми - это научить учащихся мыслить. Дети всегда должны находиться в поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое. В творческой обстановке всегда рождаются новые идеи, замыслы, возникает атмосфера сотрудничества, которая в свою очередь рождает вкус к творчеству, делает его привлекательным для всех. Каждый урок - это исследование, это поиск. Дети учатся анализировать, рассуждать, отстаивать свою точку зрения. Выполняется основная задача начальной школы – разбудить мысль каждого ученика. В каждый урок включаю элементы проблемности, задания, активизирующие эмоциональный фактор, требующие самостоятельного поиска. Для расширения визуального ряда учащихся на уроке использую компьютерные презентации (приложение 1), составленные по материалам урока.
К каждому уроку трудового обучения ставлю задачи:
- развивать у детей творческое воображение, умение в обычном видеть необычное;
- пробуждать интерес к современным инструментам творческих задач.
Уроки направлены на развитие творческих способностей, воображения, фантазии учащихся. Подбираю интересные и понятные для них темы для творчества.
Решая любую проблему, человек может идти двумя путями:
- применять типовые решения, общепринятые схемы (исполнительский уровень);
- изобрести (создать, спроектировать) новый способ достижения цели или все элементы выполнить по-новому своеобразно (творческий уровень).
Я считаю, что каждый ученик вправе выбирать свой путь работы. И радостно, когда второй путь выбирает большее количество детей.
На уроках дети работают как индивидуально, так и в творческих группах. Работа творческих групп над коллективными проектами имеет большое воспитательное значение для развития художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории, традициям, для профессиональной ориентации. На занятиях дети получают навыки организации труда, основы трудолюбия, бережного отношения к инструментам и материалам, а также к результатам своей работы, учатся работать в коллективе. Создание красивых вещей – процесс творческий, а творчество основано на мастерстве. Ребенку предоставляется возможность почувствовать себя создателем, творцом, выполняя творческие задания. Я стараюсь научить детей закономерностям изготовления поделки, ведь тогда они смогут самостоятельно изготовить её ещё не раз. Считаю, что каждой поделке необходимо придавать практическое назначение: она должна стать либо наглядным пособием, или выставочным экспонатом, подарком к празднику или любимой игрушкой. Дело, которое хорошо получается, создаёт положительные эмоции и приносит моральное удовлетворение работающему. Успехи, достигнутые детьми, создают положительное отношение к ним со стороны сверстников, снимается психологическая напряженность.
На уроках трудового обучения часто применяю творческие игры. Творческая игра способствует созданию у школьников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, умение находить решения в нестандартной ситуации. “Не мыслями надобно учить, а учить мыслить”, - говорил Э. Кант. Для этого приучаю своих учеников видеть, чувствовать, развивать самостоятельность, инициативу, т. е. качества, сопутствующие творчеству и обуславливающие развитие творческих способностей.
На уроках часто звучат загадки, загадки на договаривание, подготовленные мною или детьми, отгадав которые дети узнают, с какой поделкой будут работать, определяют тему урока.
Предлагаю ряд познавательных задач, позволяющих целенаправленно осуществлять работу по развитию творческих способностей детей.
“Составь слово”.
Упражнение используется на этапе объявления темы урока с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на изучение новой темы.
В словах, которые я назову, запоминайте первую букву.
Если вы всё сделаете правильно, то получится слово, имеющее непосредственное значение к теме урока. Например, аппликация “Море” – мама, Оля, рак, енот. “Чудо - дерево” - дождь, ель, радуга, ехать, ведро, озеро
Отгадай буквы, прочтёшь слово
Звонкий Г, глухой – …Предпоследняя буква в слове “стол”.
Стоит за буквой П.Буква похожа на баранку
Третья буква алфавитаДружит в паре с буквой Г
Гласный звук в букве Я
Ответ: “Коровка”
“Числовой диктант”.
Диктант помогает определить, сколько деталей будет в новом изделии. В любом предмете, почти на каждом уроке есть понятия, которые можно выразить в виде числа. Называю слово, прошу посчитать в нём количество букв и предлагаю совершить действие между полученными числами.
Например: к числу букв в слове “молоко” прибавьте количество букв в слове “рог”, прибавьте количество букв в слове “цветок” (6 + 3 + 6 = 15).
“Четвёртое лишнее”.
Упражнение используется на этапе определения темы урока для развития логического мышления. Задание: в каждом ряду три слова по определённому основанию связаны между собой, а четвёртое – отличается. Найдите его, ответ обоснуйте.
1. Корова, медведь, лиса, заяц.
2. Дуремар, Мальвина, Петушок, Пьеро.
3. Ромашка. Василёк. Дюймовочка. Сирень
4. Машина, самолет, автобус, троллейбус.
5.Яблоко, персик, огурец, груша.
Использую анаграммы на этапе изучения нового материала для тренировки быстроты реакции, сообразительности, внимания.
Анаграммы.
Как можно быстрее поменяйте буквы в слове местами и получите нужное слово.
Например: НОЛС - слон, ОРУК – урок, РАУССТ – страус, - РАЖИФ – жираф
Задания на выделение существенных признаков понятия.
Чем отличаются:
- окно от двери;
- указка от карандаша;
- круг от овала;
- лист березы от листа клена.
Чем похожи слова каждой группы? Как можно, одним словом назвать каждую из предложенных групп?
а) Шоссе, дорога, тропинка.
б) Город, деревня, поселок.
в) Иголка, ножницы, циркуль
Ребусы
Этот вид задания является подготовительным к решению логически-поисковых задач, если в слове присутствуют такие его части, как ПОД, В, НА, НАД, числа и т. д., то можно научить детей подбирать варианты их чтения и разгадывания.
“Развивающий канон”.
Творческое задание целесообразно использовать на этапе рефлексии. Необходимо определить вид логической связи и на этом основании вместо знака вопроса написать ответ.
1.Домашние животные.
Разноцветный - ?
Быстроногий – к.
Мурлыкающая – к.
2. Имена существительные.
Мышка - ?
Стол – м.
Окно – с.
Следует отметить, что многие каноны – это сложные и подлинно творческие задания. Развивающие каноны могут легко и органично вписаться во все методики обучения, направленные на активацию творческого потенциала школьников. Решение многих канонов требует привлечения целого комплекса знаний и умений, извлечение необходимой информации из различных отраслей знаний, умения сопоставлять, анализировать, и, таким образом, позволяет гораздо более полно создавать условия для развития творческих способностей учащихся.
“Развиваем логику”
По определению назови слово:
- водяная, зелёная, квакающая;
- маленькая, пугливая, компьютерная;
- интересная, толстая, библиотечная.
Придумай два аналогичных примера.
“Закодированное слово”
Кроме быстроты реакции тренирует произвольное внимание.
Обозначим следующие буквы цифрами:
ЕЛ Р БФ АЬОГ
1 2 3 4 5 6 7 8 9
98312715, 46312715, 312715 – прочитай слова (рельеф, барельеф, горельеф)
Этот вид работы можно использовать на уроке при введении словарных или новых слов. Выписанные с затруднением, они намного лучше запоминаются.
“Какография”
Детям предлагается неправильно решённая проблема: изделие с ошибками, неверно выполненный чертёж, информация, план работы, перепутана последовательность действий и т. д. Условие: найди все ошибки. Мотивируй свой ответ.
Упражнения, тренирующие память, внимание, воображение рождают детскую смелость, веру в свои силы. Результат работы – изумительные детские творения, с которыми знакомятся родители на классных родительских собраниях, праздниках, ученики других классов, дошкольники на выставках. Творчество детей не оставляет никого равнодушными. Результаты участия в конкурсах, выставках позволяют сформировать у детей адекватную самооценку, устойчивый интерес к труду и способность к их дальнейшей социальной адаптации.
Потребность выдумывать, творить – особенность моих воспитанников. Детей привлекает тема “Мы исследуем, изобретаем, конструируем”. Важно поддержать эмоциональный настрой. Это возможно, когда в классе идет живая беседа. Именно в процессе беседы рождаются мысли, возникает желание поделиться чувствами, переживаниями. Дети активно включаются в работу, обобщают, оценивают, делают выводы, делятся мыслями, рассуждают. Все это результат подготовки ребенка к уроку. Дети стремятся сами подготовить творческое домашнее задание (например, подбирают загадки к теме урока, ребусы, составляют кроссворды, вопросы по теме, рисуют проект изделия). Им нравится быть в роли автора. Ребята развиваются в поисковой деятельности. Много работают с дополнительной литературой.
Своё творчество дети активно используют на уроках. Ребёнку предоставляется возможность почувствовать себя создателем, творцом, выполняя творческие задания. Например, 1 класс: “Изделия из природных материалов”, “Создание художественных образов из готовых форм”; 2 класс: “Обрывная аппликация из бумаги на бумажной основе”, “Изделия из солёного теста”, “Объёмная аппликация из бумаги. Коровка”; 3 класс: “Пластилиновая живопись”, “Нитяная графика” - эту технику чаще всего называют “изонить”.
Её освоение начинается с тренировочных упражнений. Эскизы своих будущих композиций сначала дети выполняют на бумаге. Несмотря на то, что это трудная работа, она несет большую коррекционную значимость, т.к. здесь идёт развитие мелкой моторики рук, развитие пространственных представлений, зрительного восприятия. 4 класс: “Вышивание”, “Творческие работы в смешанной технике”. Главное – вера в ребенка, уважение его как личности, стремление помочь ему в достижении успеха.
Это желание и потребность ребят в творческой деятельности достигается благодаря предоставленной свободе для самовыражения. Интересные рассуждения детей при анализе изделия, их эмоциональность, самостоятельность в высказываниях говорят о том, что они действительно “творцы”. В речи дети используют выражения “я удивлён”, “я поражён”, “я хотел бы помочь”, “я надеюсь”. Видна непосредственная связь между самодеятельным творчеством моих учеников и их возросшим интересом, самостоятельностью суждений.
Благодаря трудовой деятельности, реализованной именно на творческих достижениях, удаётся добиться устойчивого интереса учащихся к урокам, развития творческого потенциала и как конечная цель - воспитание личности по-настоящему творческой, ведь каждый человек должен побывать в ситуации успеха. И я стараюсь в этом помочь своим ученикам.
Работа, направленная на развитие творческих способностей школьников, решение системы познавательных задач путём целенаправленного включения учащихся на всех этапах урока в продуктивный, творческий учебный диалог, обучение на основе принципов, методов и других средств развивающего обучения, использование достижений психологии, внимание к проблемно-поисковым и творческим задачам, значительно повышает уровень творческих способностей учащихся.