Особенности мышления учащегося напрямую влияют на формирование процесса развития человеческой индивидуальности. Логическое (аналитическое) мышление, как правило, связано со следующими мыслительными операциями: анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, аналогия. Но XXI век, с его последними достижениями в науке, технике, производстве, требует от человека способов мышления, ведущих к появлению чего-либо сверхнового в той или иной области. А значит, необходимо формировать у школьников более эффективные, чем логическое, виды мышления. В этой связи особое внимание уделяется критическому, творческому и эвристическому мышлению. Каково же соотношение разных видов мышления и их влияние на развитие индивидуальности подрастающего человека?
Критическим называют мышление, обладающее самостоятельностью, аргументированностью, способностью каждый новый факт подвергать критическому обдумыванию. “В английском языке понятие “критическое мышление” означает умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания…” *
* Загашев И.О., Заир - Бек С.И. , Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. Издание 2-е. – СПб: “Альянс “Дельта” совм. с издательством “Речь”, 2003.
Критическое мышление позволяет уже усвоенные идеи и факты проверить, оценить, применить. Умение мыслить критически опирается на присущее человеку любопытство, на исследовательскую активность познающего. Преимущество критического мышления перед шаблонным, опирающимся на запоминание, понимание и воспроизведение фактов и предметов, заключается в том, что оно учит формулировать и отстаивать собственные взгляды, идеи, “благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным”. *
* Критическое мышление и новые виды грамотности. Сборник. Составитель О. Варшавер. – М.: ЦГЛ, 2005.
“Творческое мышление характеризуется созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию, касающимися целей, мотивов, оценок и смыслов самой деятельности. Такое мышление отличается способностью переноса знаний и умений в новую ситуацию, видением новой проблемы как в знакомой, так и нестандартной ситуации, способностью определять новую функцию объекта”. Творчество – это поиск, открывающий человеку еще не известное, способствующий расширению границ познания. Продукт творчества обязательно оригинален, индивидуален. Важен и тот факт, что элементы творчества можно встретить в любой человеческой деятельности, в том числе и при изучении разных образовательных дисциплин.*
* Казанцева В.Ю. Решение учебных задач как фактор развития эвристического мышления учащихся: Дис. …канд пед. наук: 13.00.01 .Улан –Удэ, 2004.
Прилагательное эвристический произведено от слова эвристика (от эврика – “нашел, открыл”) – наука о процессах и методах открытия нового. Цель эвристики – исследовать методы и правила, ведущие к открытиям и изобретениям [американский исследователь Д. Пойа]. Эвристическое рассуждение не является окончательным, а рассматривается как предварительное, цель которого – найти решение для конкретной задачи.
Получается, что эвристическое мышление дает человеку возможность направить свою поисковую деятельность на оптимальное решение проблемы, на получение нового знания.
По мнению некоторых ученых, эвристическое мышление является вспомогательным и занимает промежуточное место среди алгоритмического и творческого мышления. Это связано с разными взглядами на понимание эвристики.
Понятие “эвристика” обозначало в Древней Греции метод словесного обучения, использованный Сократом (469 -399 гг. до н.э.) (вспомним “сократовские беседы”). Обучаемый должен был найти истинный вывод, отвечая на наводящие вопросы педагога, который вел беседу по оптимальному пути к новому знанию. Сократ полагал, что каждый человек уникален, а значит, его индивидуальность, в том числе и индивидуальные особенности мышления, заслуживают внимания и уважения. В то время деятельность Сократа трактовалась как творческая, термин “эвристика” еще не применялся, хотя и возникла необходимость в возникновении понятия, не связанного с “овеществленным” творчеством.
Древнегреческий математик Папп Александрийский в III веке н.э. подробно изучил труды античных мыслителей, в том числе математиков, и выделил логические методы и другие, с помощью которых находилось решение задачи. Последние он объединил и дал им условное название “Эвристика”. В трактате с названием “Сокровищница анализа” (или “Искусство решать задачи”) Папп Александрийский предлагал разные пути решения задачи, в том числе нелогические.
Всем известное восклицание Архимеда (287 – 212 гг. до н.э.) “Эврика!” было сказано во время открытия самого способа решения, а именно открытия закона гидростатики. В этом одном слове воедино сплелись и творческое озарение, и интуиция ученого, и сам исследовательский поиск. Эврика с греческого heureka в переводе значит “нашел”.
С тех пор разные ученые, философы, психологи так или иначе обращались к термину эвристика и к использованию эвристического поиска.
Д. Пойа в книге “Как решать задачу” охарактеризовал эвристику как специальную отрасль знания, относимую то к логике, то к философии, то к психологии, рассматривающую пути творческого поиска. Среди исследователей, работавших в области эвристики, Пойа называет Декарта, Лейбница, Больцано.
Нужно отметить, что необходимость в эвристике возникала тогда, когда ученые и мыслители пытались объяснить феномен творчества (процесса создания качественно нового, оригинального продукта человеческой деятельности) или пытались раскрыть процессы самосовершенствования человека, формирования его индивидуальности.
Психолог В.Н. Пушкин рассматривает эвристику как отрасль знания, “изучающую формирование новых действий в необычной ситуации”.
В.Н. Соколов под эвристикой понимает науку, “изучающую закономерности построения новых действий в новых ситуациях, т.е. организацию продуктивных процессов мышления…”.* По мнению Ю.Н. Кулюткина, часто существуют ситуации, когда конкретные правила решения еще неизвестны, когда появляется совершенно специфичная проблема – найти конкретный способ решения, “построить нужную систему операций в виде того или иного плана решения”. Тогда используются “эвристики - это, так сказать, метаспособы, с помощью которых отыскиваются конкретно-содержательные способы решения”**. В.Н. Введенский под эвристикой понимает организацию творческого мышления***. В.Ю. Казанцева смотрит на эвристику как на науку, изучающую методы решения новых, ранее никем не решенных проблем (науку, изучающую методы открытий).****
* Соколов В.Н. Педагогическая эвристика. Введение в теорию и методику эвристической деятельности: Уч. пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1995. ** Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. – М.: Педагогика, 1970. *** Введенский В.Н. Формирование эвристической деятельности в процессе обучения: Дис. …канд. пед. наук: 13.00.01. Новосибирск, 1999. **** Казанцева В.Ю. Решение учебных задач как фактор развития эвристического мышления учащихся: Дис. …канд пед. нгаук: 13.00.01 .Улан –Удэ, 2004.
Термин “эвристика” до сих пор по-разному трактуется в современной научной литературе. В Педагогическом энциклопедическом словаре под редакцией Б.М. Бим-Бада (2002 г.) нет определения эвристики. Отсутствие устоявшегося понятия, разные взгляды на определение эвристики подводят нас к выводу: как самостоятельная научная теория эвристика развивается, ее понятийный и методологический аппарат формируется.
Сопоставив и обобщив разные взгляды, мы определяем эвристику как науку о нахождении и использовании продуктивных средств открытия нового. Эти средства будут способствовать эффективному построению для субъекта своих действий в решении новой проблемы или ситуации. Даже если сразу не будет успешного решения поставленной задачи, главное – эффективная организация эвристической деятельности, когда человек учится, используя свои индивидуальные особенности, эвристически мыслить.
Эвристический поиск - присущее человеку “динамическое продвижение” в решении новых задач (умственных, практических и т.п.). Результат этого поиска может быть достигнут сразу или со временем, это будут гипотезы, догадки, предположения, новые идеи и факты. При этом акцент делается не на конкретном конечном продукте (объекте, идеи и т.д.), а на процессе получения результата. Сформированные эвристические качества мышления, по мнению В.Н.Соколова, составляют творческий потенциал человека и проявляются в умении осуществлять в дальнейшем эвристическую деятельность. По нашему мнению, эвристические качества мышления напрямую отражают особенности индивидуальности человека. В.Н. Соколов настаивает на целенаправленном применении именно в педагогической практике эвристических средств. На наш взгляд, это верно, так как приобретенные человеком эвристические качества мышления непосредственно влияют на становление и саморазвитие человеческой индивидуальности, раскрытие творческих задатков, которые невозможно развить только традиционным путем обучения, качественным накоплением определенного объема информации по разным наукам.
Таким образом, эвристическое мышление - это мышление, направленное на выбор определенных продуктивных средств и приемов, с помощью которых решается ранее неизвестная субъекту проблема. В процессе обдумывания любой эвристической задачи или ситуации человек сам находит способ действия, сам подбирает ключи к ответу. При этом каждый с учетом собственных способностей, склонностей и интересов, накопленного багажа знаний и опыта находит свой, неповторимый путь решения проблемы, тем самым развивая эвристический способ мышления и “оттачивая” свою индивидуальность. В результате – многообразие идей, воплощенных в разных видах творчества. Поэтому эвристическое мышление школьников следует формировать, так как оно является неотъемлемой составляющей характеристики индивидуальности человека.