Сообщение из опыта работы "Воспитание интереса и любви к развивающей экологической среде как средство формирования речи ребенка". Конспект интегрированного занятия "В гости к бабушке Варварушке"

Разделы: Работа с дошкольниками


Человек живет природой. В наши, дни, когда мир находится на грани катастрофы и под угрозой будущее всего человечества ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование является одной из актуальнейших проблем современности. Мир вступил в XXI век. Каким он будет? Во многом это зависит от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание сегодняшних малышей.

Окружающая среда – это непосредственный источник из которого ребенок черпает свои первые впечатления.

Приступая к работе в первой младшей группе я разговаривала с детьми о природе, о том, что их окружает и пришла к выводу – окружающая среда не воздействует на малыша, если она не привнесена в педагогический процесс через взрослого, т. е. окружающая среда одухотворяется личностью педагога. В ней дошкольник живет, действует, развивается. Отсюда и решение педагогической задачи: через деятельность ребенка – предметную, игровую, речевую раскрыть мотивы, цели, потребности, способности ребенка. И не просто раскрыть, а обеспечить их развитие. Благополучие маленького ребенка достигается его воспитанием, содержательным общением со взрослым через эмоционально обогащенную окружающую среду.

Маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. То, что они усваивают без усилий в 2, 3, 4 года в дальнейшем дается им с трудом. То, что взрослые усваивают с трудом, дети выучивают играючи. В раннем возрасте острее, чем в каком-нибудь другом необходимо гармоничное сбалансированное развитие всех психических процессов. Исследования детских психологов и физиологов показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка – это его личный опыт познания в первые годы жизни, т. е. в период развития мозговых клеток. Ни один ребенок не рождается гением и не один глупцом. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Это годы с рождения до 3 лет. Раннее детство – подготовка к будущему и вместе с тем жизнь в настоящем. Этот возраст дарит ребенку новые умения, происходит бурное развитие восприятия наглядно-образного мышления, воображения. Вместе с тем ранний возраст является периодом, когда ребенок исключительно быстро овладевает речью, а большое влияние речи на развитие познания несомненно.

Самому маленькому ребенку уже свойственны социальные потребности, такие как желание выразить себя в слове. Поэтому, говоря об эмоциональном взаимодействии с малышом я имею в виду не просто общение, а общение направленное на раскрытии его индивидуальности, так как ранний возраст и отличается тем, что индивидуальность каждого ребенка выражена особенно ярко.

Разговаривая, беседуя с детьми, наблюдая как малыши относятся к предметам, явлениям окружающей действительности, прислушиваясь к их вопросам и ответам на мои вопросы, я выяснила, что из 15 детей нашей группы только 6 интересовались окружающей средой, природой и умели в какой-то мере наблюдать за животными, растениями, насекомыми. Эти дети были более любознательными, могли подолгу наблюдать за рыбками в аквариуме, кормили их, смотрели, как они двигаются, как хватают корм, а иногда удивляли неожиданными вопросами: А рыбки не утонут? У данных детей имелись определенные знания об окружающем, их речь была хорошо развита.

Нас волновало, что остальные дети в группе были совсем безразличны к окружающему миру, к явлениям живой, а тем более неживой природы. Они с интересом смотрят кругом, но видят не все. Порой не замечают самого главного. Им трудно выразить словами, то что чувствуют видят слышат.

Проанализировав речь детей данной группы мы пришли к выводу, что словарный запас их беден, не могут выразить свою мысль из-за недостатка в словаре существительных, прилагательных, глаголов, а также из-за неумения использовать имеющиеся в запасе слова. Дети, хотя и понимали речь взрослого на занятии, но в повседневной жизни сами не находили нужных слов, чтобы выразить свою мысль. Поэтому мы решили развивать речь детей через воспитание интереса и любви к развивающей экологической среде.

Надо признать, что методическая обеспеченность поставленной задачи далеко недостаточна. Очень мало разработок по экологическому воспитанию для детей раннего возраста. Поэтому мы решили обогащать и активизировать речь наших воспитанников через ознакомление их с окружающей действительностью, опираясь на конкретные представления, чтобы дети по возможности видели предмет, о котором идет речь.

Для развития экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей который мы стараемся использовать в самых различных ситуациях: уточняем цвет, форму, запах, характер поверхности и другие особенности объектов природы. Учим сравнивать. Ведущий метод на таких занятиях – обследование.

Особенно удобны для обследования и наблюдения комнатные растения – их форма во все сезоны не меняется. Предлагаем не только рассмотреть растение, но и обследовать его: потрогать, ощутить гладь листьев фикуса и бархатистость фиалок. Сравнивая растения, отмечаем их различие: у фиалок стебель тонкий, прозрачный, сочный, а листья небольшие, нежные, светлозеленые, а у фикуса листья большие, яркоокрашенные, ствол толстый.

Ребята помогают нам ухаживать за растениями в группе, любят наблюдать за работой садовницы в зимнем саду, с удовольствием помогают ей ухаживать ха растениями. При всяком удобном случае стараемся показать свою любовь ко всему живому. Надламывает ли ребенок веточку, срывает ли листок, останавливаем его, объясняя, что он наносит вред. И тут же, при нем лечим растение, привязывая надломленную ветку. Стараемся чтобы ребята полюбили каждый кустик, каждое деревце, каждую травинку. Не только полюбили, но и бережно к ним относились.

Проводимая работа дала положительный результат. Дети стали бережно относиться к растениям, сами выражают желание ухаживать за ними. Это также способствовало развитию речи. Давая посильные поручения детям одновременно побуждали их рассказать о проделанной работе. Радует, что малыши стали правильно называть части растений, их цвет, научились четко формулировать свою мысль.

Ознакомление с растительным миром осуществляли также при рассматривании овощей: морковь, огурец, капуста, помидор; и фруктов: яблоко, груша и др. Детям раннего возраста еще недоступно понимание их как объектов растительного мира. Впервые мы познакомили дошколят с ними, как с предметами, которые можно употреблять в пищу.

Рассматривая их, отмечали цвет, форму, вкусовые качества. К демонстрации подключаем реальных животных, которые живут у нас в зимнем саду: кролик кушает морковку, капусту; хомячок любит яблоко, огурец. Также организовывали инсценировки с куклами которых угощали фруктами, варили им овощной суп. Учим находить и называть овощи в натуре, на картинках, формируем способность к обобщению: фрукты, овощи.

Животный мир познается детьми также через взрослого и через его отношение к этой стороне действительности.

В условиях города дети видят кошку, собаку. Дети нашего дошкольного учреждения имеют представление и о домашних птицах: петухе, курице, цыплятах, т. к. эти птицы живут у нас в зимнем саду. Петушок особенно привлекает внимание малышей ярким оперением и голосистостью. Обращаем внимание ребят на характерные внешние особенности животных: у кролика длинные уши, у петушка гребешок, бородушка и т. д.

Маленький ребенок не в состоянии запомнить все отличительные признаки. Он учится наблюдать мир, окружающий его и ориентироваться в нем. Говоря о животных, используем образные слова, фразы, поговорки из знакомых ребенку песенок, потешек.

Мы не только отмечаем особенности животных, но и учим малышей подражать их голосам. Это также способствует развитию речи. Дети нашей группы узнают в натуре и на картинках кошку, собаку, корову, петушка, курочку, птичку, рыбку. Они не только запомнили название основных частей, но и отличительные признаки, т. е. гребешок, бородушка, крылышки, хвост и др. Имеют представление о способах передвижения: собака бегает, птичка летает, рыбка плавает, зайчик прыгает. Наши малыши уже понимают разницу между живым и неживым объектом.

Особое место в воспитании ребенка занимает ознакомление с явлениями природы. Мы не только называем природное явление, но и даем представление о взаимосвязи явлений природы, т. е. дождь – мокро, кругом лужи, сосульки и снег холодные, поэтому брать их в рот нельзя – заболеешь и т.д. Эмоциональное восприятие детьми окружающего мира формируется через использование нетрадиционных форм работы с детьми – фольклорный кружок, экологические игры-занятия, путешествия по экологическим тропам, игры-занятия в зимнем саду, на которых мы даем детям возможность эмоционально прочувствовать все, о чем мы говорим. При этом используем небольшие четверостишия, поем песенки о том, что видят малыши, читаем потешки и др. Полученные знания закрепляем в продуктивных видах деятельности.

Малыши еще не помнят, что было в недавнем прошлом. Эта способность вырабатывается. Поэтому явления природы для них также ситуативны, как все, что они видят. Наблюдения повторяем неоднократно, ежедневно, используя такой прием, как одушевление объектов природы, обращаемся к ним как к человеку, выражая тем самым заботливое отношение.

Объекты неживой природы, такие как: песок, камни, снег, вода всегда привлекают внимание маленького ребенка. Конечно, он еще не понимает зависимости их состояния от сезонных изменений: лед – это замерзшая вода и др. В данном возрасте достаточно обратить внимание на эти явления и организовать определенные игры, в которых малыш познает сыпучесть песка, тяжесть камешков, текучесть воды, например: вылавливание шариков или рыбок в фонтане зимнего сада с помощью сачков или выпечка куличей из влажного песка и т.д. Зимой на прогулке знакомим дошколят со свойствами снега. Заливаем формочки с цветной водой, украшаем снежные постройки цветными льдинками.

В ненастную погоду наблюдаем явления природы из окна. Закрепить полученные знания, снять нервное напряжение, наши дети могут в царстве зелени зимнего сада – любимом уголке природы малышей и взрослых. За окном снег, мороз, а ребятишки жизнерадостны и бодры – занимаются экологией, трудятся, ухаживая за растениями и животными, играют с водой, делают элементарные опыты, слушают шум фонтана, пение петушка, играют с песком.

В последние десятилетия на игровую деятельность дошкольников обращают внимание ведущие педагоги и психологи. Игра – это деятельность ребенка, в которой он выражает свое отношение к окружающей действительности. Поэтому все обучение строим в форме игры-занятия.

Главное звено игры-занятия – воображаемая ситуация, которую мы поддерживаем в течение всего занятия. Предлагаем ребятам путешествие по воображаемому лесу (групповой комнате или в зимнем саду), время от времени выводим их то на полянку (ковер) для выполнения какого- либо задания, поручения, то предлагаем сесть на пенек (стульчик) для прослушивания художественного произведения, то осторожно проводим вокруг какого-то водоема так, чтобы никто не намочил ноги. Важным моментом воображаемой ситуации является наша установка на правильное поведение в лесу.

Призываем детей быть осторожными, чтобы не наступить на насекомых, не помять  цветы, быть внимательными, чтобы услышать пение птиц, шуршание мышки в норке и т.д.

Преимущества игры-занятия очевидны: на фоне положительных эмоций, вызванных игровыми мотивами, дошколята получают новые знания о природе, практически овладевают игрой посредством игровой воображаемой ситуации. Игровое путешествие по лесу – это практическая модель правильного поведения в лесу.

Находим широкое применение и дидактическим играм. С их помощью решаем различные задачи: формируем навыки умственной деятельности, умение использовать приобретенные знания в новой ситуации, для закрепления полученных знаний.

Используем такие дидактические игры как: “Чудесный мешочек”, “Найди такое же растение”, “Назови и запомни”, “Кто где живет”, “Отгадай кто позвал” и другие.

Начав работу в первой младшей группе, мы обследовали знания детей по всем разделам “Программы…” и заметили, что многие дети уже знакомы с буквами. Побеседовав с родителями данных детей, выяснили, что родители хотят, чтобы их дети знакомились с буквами уже в этом возрасте. Провели беседы с остальными родителями и совместно пришли к выводу: в ненавязчивой игровой форме знакомить желающих детей с буквами.

Сначала нам было очень трудно, не знали, с чего начать, не было системы перспективы, не знали возможностей и способностей детей.

Прочитав и изучив методическую литературу “Речецветик” – Г. Ванюхиной, “Учимся читать” – Н.В.Новоторцевой, “Чтение без принуждения”,Е.А.Бугрименко и Г.А.Цукерман, а также опыт семьи Никитиных поняли, что исходный принцип системы дошкольного обучения – чтению должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. Буква – это знак звука. Знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Для дошкольника работа с неосязаемой звуковой материей слова очень сложна. Всем хорошо известно, что звуки только слышатся и произносятся. А малышам почему-то очень хочется их увидеть. Поэтому, пользуясь советами “Речецветика” мы ввели в работу с детьми по обучению чтению 6 гласных звуков – 6 девочек. Полуоткрытый рот говорит о свободном выходе воздушной струи – гласные звуки легко поются. Красный цвет платья-квадратика соответствует используемому в школе обозначению, положение губ – схематичной артикуляции. Данные девочки – звуки вместе с детьми играют, поют, путешествуют.В результате дети познакомились с тремя звуками и буквами – А,О,У. Проведенная нами работа повлияла на умственное, нравственное, эстетическое развитие наших воспитанников.У детей значительно расширился кругозор и запас знаний об окружающей жизни, увеличился словарный запас, речь обогатилась не только существительными но и глаголами прилагательными, стала более выразительной, образной.

Дети стали добрее, отзывчивее коммуникабельнее. Выражают желание активно беречь и защищать природу, т.е. видеть живые объекты во всем их многообразии, участвуют в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимают важность охраны природы, осознанно выполняют нормы поведения в природе.

В помощь привлекаем родителей. Они также, как и мы должны быть готовыми ответить на все детские вопросы, удовлетворить их любознательность. Для пап и мам организуем консультации, ликбезы, мастер-классы, вместе ходим в мини-походы, оформили ширмы “Маленький эколог”, “Как читать детям книги о природе”, “Гуляем и наблюдаем”, “Наблюдая познаем” и другие.

Большой интерес у родителей вызывают практические советы о том, какие цветы и овощи выращивать с детьми на подоконнике, как содержать животных дома и,главное-как научить детей беречь и любить своих питомцев, заботиться о них.

Однако работа еще не завершена. Она продолжится в дальнейших группах. И мы  надеемся, что наши воспитанники на всю жизнь сохранят любовь ко всему, что их окружает.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ “В ГОСТИ К БАБУШКЕ ВАРВАРУШКЕ”.