Пояснительная записка
Клиническая и медицинская психология обозначает девиантное поведение как поступки, которые противоречат принятым в обществе нормам. Каковы эти поступки? Это – грубость, неподчинение общим правилам поведения, вызывающе раскованное отношение к другим членам общества. Причины такого поведения могут быть самые разнообразные. Сегодня, в условиях стремительно меняющейся картины мира, в условиях обилия потока информации, причем далеко не позитивной, на неокрепший ум подростка начинается так называемая реакция отторжения, когда ребенок, не в силах вынести тяжесть этого груза, попросту «сбегает» от проблем, от общества, даже от близких ему людей. Мы убеждены, что для того, чтобы окончательно не «потерять» подростка, единственный приемлемый путь – создать в учебном заведении атмосферу дружбы, любви и взаимопомощи. Как ни тривиально это звучит, но именно такого отношения не хватает подчас ученику, чтобы не скатиться в омут дебоширства, алкоголизма и наркомании, что педагоги и психологи называют поэтичным словом «девиантное» поведение.
Программа «Берег» призвана воспитать у учащихся основы морального поведения, веру в собственные силы и, что немаловажно, умение вовремя сказать как «да», так «нет».
Данная программа должна помочь детям найти свое место в ученическом сообществе, не стать изгоем и не уйти в оппозицию к обществу.
Методологическими ориентирами в построений данной программы стали такие подходы, как системный, деятельностный, культурологический, аксиологический, личностный.
Программа рассчитана на учащихся средних классов (5–9-й классы), так как, по нашему глубокому убеждению, именно в средних классах, в процессе становления ребенка как человека, велика опасность «утраты» учащихся как социально адаптированной личности.
Ведущие идеи программы «Берег»:
- Приоритетом программы является воспитание нравственных ценностей как ядра личности.
- Гуманистическая направленность – основа воспитания и профилактики девиантного поведения.
- Отношение к ученику как к взрослому «пронизывает» всю деятельность классного руководителя.
Цели и задачи программы:
- воспитание нравственных ценностей учащихся на основе их ознакомления с правилами нравственного поведения, анализом нравственных ситуаций;
- профилактика девиантных и аддикативных форм поведения путем раскрытия перед учащимися всей глубины асоциальности этих явлений;
- формирование нравственной среды воспитания, где было бы комфортно каждому учащемуся.
Программа «Берег» состоит из введения и 5 крупных тем (блоков):
- «Кто, я?»
- «Мой выбор».
- «Умей всем страхам в глаза рассмеяться».
- «Я – гражданин».
- «Родительский дом».
Методы и формы работы:
- беседа;
- ролевая игра;
- тренинг;
- дискуссия;
- методы самовыражения (в рисунках, в создании образов).
Содержание программы «Берег»
№ | Название блока | Задачи блока | Формы взаимодействия |
1 | Кто я? – «Давайте познакомимся» (5-й кл.) – «Познай себя» (6-й кл.) – «Мой идеал» (7-й кл.) – «Как жить в ладу с собой и миром» (8-й кл.) – «Кто я?» |
Помощь учащимся в осознании личностной значимости собственного «я». Показать величие человека как существа мыслящего, творческого, нравственного. Вскрытие основных противоречий, окружающих человека: жизнь-смерть, добро-зло, истинное-ложное, умный-глупый, прекрасное-безобразное. Разрешение нравственных проблем | – Практикум-тестирование; – ролевые игры; – беседа-экспромт; – конкурс; – нравственный диктант и его обсуждение; – инсценировка пословицы |
2 | Мой выбор. – История этикета (5-й кл.) – Визитная карточка человека (6-й кл.) – Что такое хорошо и что такое плохо? (7-й кл.) – Правила доверия (8-й кл.) – Направо пойдешь... налево пойдешь? (9-й кл.) |
Объяснение учащимся категорий добра и зла, милосердия. Беседа о вредных привычках, безнравственном поведении. Предотвращение негативных явлений. Воспитание толерантности, помощь учащимся в определении цели в жизни | – Этико-психологический тренинг; – ситуации выбора; – классный час-размышление; – работа с тетрадью «Доверие»; – психологические упражнения |
3 | Умей всем страхам в лицо рассмеяться. – Что такое наркомания (5-й кл.) – Алкоголик – тоже человек? (6-й кл.) – Бойтесь... улицы? (7-й кл.) – Что такое насилие? (8-й кл.) – Я и одиночество (9-й кл.) |
Воспитание негативного отношения к вредным привычкам, стремления к здоровому образу жизни, к этичному отношению к другим людям. Привитие умения сказать «нет» | – Беседа; – психологический практикум; – просмотр кинофильма; – ситуация выбора; – суд |
4 | Я – гражданин. – Что такое дружба? (5-й кл.) – Как стать порядочным человеком? (6-й кл.) – Кто мой идеал? (7-й кл.) – Отечества достойный сын (8-й кл.) – Я – гражданин (9-й кл.) |
Разрешение нравственных проблем, воспитание патриотизма, чувства долга, ответственности, формирование представлений о гражданской позиции человека | – Круглый стол с острыми умами; – взаимное просвещение; – турнир ораторов; – дискуссия |
5 | Родительский дом. – Семья – это семь я (5-й кл.) – Мама, папа, я, и... (6-й кл.) – Как общаться с родителями? (7-й кл.) – Они меня совсем не понимают! (8-й кл.) – Родители – кто они для меня? (9-й кл.) |
Воспитание уважения к родителям, интереса к их увлечениям, чувствам. Помощь в установлении взаимопонимания, воспитание ответственности за своих близких, формирование системы ценностных семейных ориентаций | – Домашние посиделки; – написание письма; – круглый стол; – незаконченные предложения; – копилка признаний |
При создании авторской программы, мы основывались на следующих педагогических условиях успешной профилактики девиантного поведения учащихся:
- тесное взаимодействие классного руководителя с семьей учащихся;
- всецелая поддержка классным руководителем учащихся;
- создание воспитывающей среды в классе, позволяющей реализовывать нравственные личностно ориентированные ситуации;
- этическая защита учащихся.
Взаимодействие классного руководителя с семьей старшеклассников.
Суть этого взаимодействия заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, выяснении его «слабых» сторон, раскрытии и развитии лучших качеств его характера. В основе лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Взаимное значение имеет психолого-педагогическое просвещение родителей.
Формы организации психолого-педагогического просвещения родителей.
Классный руководитель и семья:
- Тематические конференции.
- Родительские лектории.
- Индивидуальные консультации.
- Читательские конференции.
Программа бесед с родителями включает следующие направления:
- особенности психофизического развития учащихся в каждом возрасте;
- заострение внимания на проблемах юношеского возраста;
- читательские конференции, обзоры и выставки литературных новинок для родителей;
- обучение родителей этическому общению с детьми;
- обучение родителей доверительному отношению к детям.
Следующим педагогическим условием, влияющим на воспитание учащихся, является педагогическая поддержка ценностей. Группа ученых под руководством О.С. Газмана рассматривала её как средство развития личности учащихся. Цель – устранение препятствий, мешающих успешному самостоятельному продвижению учащегося в образовании, воспитании, саморазвитии. Педагогическая поддержка характеризуется как «товарищеские отношения взрослого и ребенка». Главное – помощь ребенку.
При педагогической поддержке большую роль играет тетрадь «Доверие». Назначение тетради – доверительная переписка, «деловой разговор», взаимное доверие и помощь в разрешении возникших проблем. Главная цель тетради – снять излишнее напряжение, «облегчить душу», найти и сделать правильный выбор. Тетрадь состоит из нескольких блоков.
Тетрадь «Доверие»
- Познавательный блок (задачи и проблемные вопросы ставятся учителем).
- Ценностный блок (требования к себе формулируются учащимся, выбор приоритетных моральных качеств и черт характера).
- Коммуникативно-психологический блок (общение учащихся друг с другом).
- Блок самореализации (задания, позволяющие учащимся самосовершенствоваться; составление плана самовоспитания, саморазвития).
- Рефлексивный блок (подведение итогов, самооценка личности).
Профилактика девиантного поведения учащихся предполагает использование метода этической защиты. Педагог инициирует активность ребенка на оказание защиты и помощи другому и мотивом такого акта может и должно стать сочувствие этому Другому, и ничто иное. Этическая защита позволяет защитить личность от оскорблений, предложить учащемуся иной образ поведения в состоявшейся ситуации, возвысить ею в трудный момент. Этическая защита обладает психотерапевтическим воздействием на личность школьника: снижается агрессивность, уходит обида, забываются ссоры, уменьшается тревожность, воскресает оптимистическое восприятие жизни.
Одной из ключевых операций в ходе этической защиты является «великодушное прощение». Совершившему безнравственный поступок как бы прощают его действия по причине недостаточности его развития. Великодушно простить – это признать право учащегося на выбор в поведении и действии; уважать странности и непонятности некоторых сторон его личности и жизни и ни в коем случае не подгонять его личность под общую мерку.
Важным фактором формирования нравственных ценностей является создание благоприятного эмоционального фона в этической защите. А важным его компонентом является умение классного руководителя увлекчь за собой, зажечь и поддерживать в учениках интерес к различным видам деятельности.
План реализации программы по блокам см. в приложении.
Использованная литература
- «Классный руководитель». Научно-методический журнал. – № 3, 2007.
- Б.И. Хасан. Образование в области профилактики наркозависимости и других аддикций: организационно-методическое пособие. – Красноярский государственный университет, 2003.
- Сборник методических материалов в помощь педагогам-психологам образовательных учреждений / Сост. Башинова С.Н., Захарова О. К. – Казань: РНЦ «Школа», 2005.