1.Оформление.
В классе вывешены плакаты:
Учите русский – годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда – в нём самом.
2. Вступление.
Ведущий: Язык, на котором мы разговариваем, красив и богат. На русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку, живущему в России.
3. Приветствие команд (участвуют три команды).
Все ученики:
Мы весёлые ребята,
И не любим мы скучать,
С удовольствием мы с вами
В КВН будем играть.
1-я команда:
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
2-я команда:
И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
3-я команда:
И, соревнуясь, вместе с вами
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней
И наша дружба крепнет с ней.
4. Все участники поют песню о КВН (на мелодию песни “Улыбка” композитора В. Шаинского).
Любит КВН наш дружный класс,
и объявит заседание сейчас.
Вот болельщики, а вот жюри.
Путь к победе труден, что ни говори.
Нам доверено с тобой
провести удачно бой,
чтоб находчивость и знания проверить.
Ты велик, родной язык,
Ты богат, родной язык,
Ты наш друг, и в это все мы будем верить.
5. Команды приветствуют жюри и вручают им свои эмблемы:
Вам и слава и почет!
Все мы любим точный счет.
6. Болельщики приветствуют команды:
За команду мы “болеем”
И друзьям помочь сумеем!
7. Разминка “Угадай название команды”
(сообщает капитан каждой команды)
- Название нашей команды обозначает название предмета, отвечает на вопросы кто? что?, в предложении бывает подлежащим и второстепенным членом.
- Название нашей команды обозначает название действий предмета , отвечает на вопрос что делает?, а в предложении бывает сказуемым.
- Название нашей команды обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой?, а в предложении бывает второстепенным членом.
8. Ведущий обращается с вопросами к болельщикам:
- Какое название имеет каждая команда?
- Какие части речи вы знаете?
- Какая часть речи не изменяется?
9. Домашнее задание (капитан каждой команды читает сочинение, написанное на выбранное грамматическое правило, и передает его жюри).
10. Конкурс капитанов.
Задание: определить часть речи (по одному предложению).
- Посадила мама в печь пироги с капустой печь .
- Снежное покрывало покрывало все поле.
- Ведро дало течь, и вода стала течь.
11. Конкурс болельщиков.
Задание: отгадать загадку и определить часть речи.
- Стоит дом, кто в него войдет, тот ум приобретает. ( Школа)
- Белый зайчик прыгает по черному полю. Слезы проливает. Дети их читают и стирают. ( Мел)
- Одной рукой всех встречаю, другой провожаю. ( Дверь)
12. Конкурс команд: “Слово-змейка”.
(Представителю от каждой команды предлагается за 1-2 мин записать на доске слова в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого, например: адрес, салют, тетрадь, деревня…)
13. Конкурс болельщиков.
“Учимся писать стихи”. ( Участникам предлагаются опорные слова- рифмы, которые помогают им сочинить четверостишие: щенка –пока, помогите- найдите.)
Четверостишие должно начинаться примерно так:
У меня есть три щенка,
Кличек нет у них пока,
Мне, ребята, помогите,
Клички для щенков найдите.
14. Конкурс капитанов “Вспомни правило любви и примером докажи”.
(Капитанам предлагается за 1 – 2 мин написать на доске слова на изученные правила и объяснить их написание.)
15. Конкурс болельщиков. Задание: раскрыть смысл выражений, которые называют крылатыми:
- Рукой подать. (Близко).
- Через час по чайной ложке.(Медленно).
- Морочишь голову.(Обманываешь).
- Во весь дух.(Быстро).
- Склонять по падежам.(Ругать).
- Засучив рукава.(Хорошо работать).
- Опустив рукава. (Работать плохо).
- Прикусить язык.(Замолчать).
- Ни пуха, ни пера.(Пожелать удачи).
16. Музыкальная пауза (пока жюри подсчитывает очки).
В это же время команды показывают инсценировку по стихотворению С. Маршака “ Знаки препинания”. У учащихся на груди прикреплены плакаты с нарисованными знаками препинания.
Чтец:
У последней
Точки
На последней
Строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Прибежал
Чудак-
Восклицательный знак.
Вбегает восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит.
Восклицательный знак:
Ура! Долой!
Караул! Разбой!
Чтец:
Притащился кривоносый вопросительный знак.
Входит вопросительный знак.
Задает он всем вопросы:
Кто? Кого? Откуда? Как?
Чтец:
Явились запятые,
Девицы завитые.
Входят запятые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
Запятые:
Мы особы занятые,
Не обходятся без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
Входит точка с запятой.
Точка с запятой:
Если нет над вами точки,
Запятая — знак пустой.
Чтец:
Прискакало двоеточие,
Прискакало многоточие…
Появляются двоеточие и многоточие.
Двоеточие:
Нет, постой!
Я важнее запятой,
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.
Чтец:
Но сказало многоточие, еле глазками ворочая.
Многоточие:
Если вам угодно знать,
Я важней, чем и прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие…
Чтец:
Вопросительный знак
Удивился.
Вопросительный знак.
- То есть как?
Чтец:
Восклицательный знак
Возмутился.
Восклицательный знак.
- То есть как?
Чтец:
И сказала точка,
Точка – одиночка.
Точка:
Мной кончается рассказ,
Значит, я важнее вас.
17. Конкурс капитанов.
Задание: раскрыть скобки в предложениях:
- Язык (до) Киева (до) ведёт.
- Хорошее слово (до) сердца (до) идёт.
- (С) горы (с) бежал поток проворный.
18. Конкурс болельщиков.
Задание: отгадать слова.
- Для 1-й команды : его корень в слове писать, приставка в слове рассказать, суффикс в слове книжка, окончание в слове вода.
- Для 2-й команды: его корень в слове вязать, приставка в слове замолчать, суффикс в слове сказка, окончание в слове рыба.
- Для 3-команды: его корень в слове снежинка, приставка в слове подъехал, суффикс в слове лесник, окончание в слове ученики.
19. Конкурс для команд “Можем мы диктант писать на “4” и на “5”.
(Каждый участник команды пишет только по 2 слова и передаёт листок другому участнику. Как только вся команда закончит писать диктант, она сообща его проверяет и сдает жюри.)
Текст диктанта.
Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту русского языка. Теплотой веет от близких с детства слов: ручей, роща, поляна, тропинка. Торжественно произносим мы слова: Родина, мир, труд, свобода. Русский язык помогает нам дружить.
20. Конкурс болельщиков (пока команды пишут диктант).
Задание: найти слова, которые спрягались.
Хлев – (лев), коса – (оса), щель, зубр, столб, укол, удочка, точки.
21. Жюри объявляет счёт.
22. Ведущий подводит итоги соревнования.
23. Награждение участников.
24. Участники КВН исполняют песню “Серьёзный разговор” (муз. Н.Прокудина, слова О. Высотской).
Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
Не составить телеграмму
И открытку не отправить,
Даже собственную маму
С днем рожденья не поздравить!
Отправляя поздравленья,
Помни правило склоненья.
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи!
А приставки и частицы –
Вроде хитреньких зверьков!
Им охота порезвиться,
Обмануть учеников!
Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
Ведущий благодарит детей за участие в соревновании.