Цели урока:
- Формирование навыка правописания окончаний имен существительных II-го склонения в творительном падеже.
- Развитие орфографической зоркости, внимания.
- Работа над обогащением словарного запаса, расширение кругозора.
Оборудование:
- Записи на доске.
- Карточки-задания.
План урока.
- Словарная работа.
- Игра “Во всех падежах”.
- Работа над словами на доске.
- Физпауза “Лежебока рыжий кот”.
- Работа с предложениями. Запись на доске.
- “Что, чем делают”.
- Письмо по памяти.
- Творческая работа (выполняется на листочках-карточках).
- Домашнее задание.
- Оценивание работы учащихся.
- Подведение итога урока.
Ход урока
Сообщаю тему урока и его задачи (тема записана на доске).
I. Словарная работа.
Запись на доске:
Речка, дерево, цветок,
Село, котенок, колосок.
Всё внимательно прочтите.
Слово лишнее найдите.
(Лишнее слово РЕЧКА – существительное I склонения).
Задания:
- Прочтите четверостишие орфографически правильно.
- Найдите лишнее слово. Докажите.
- Какая орфограмма общая для группы слов? Что ещё общее для этих слов?
- Назовите однокоренные слова к слову КОТЁНОК (котофей, кот, котёночек, кошка).
II. Игра “Во всех падежах”.
У норы добыча ждёт
Притаившись серый (КОТ).
Мышь осталась без хвоста,
Убегая от (КОТА).
А теперь и за версту
Не приблизишься к (КОТУ).
Крыса серая и та,
Видя грозного (КОТА),
Убежит в нору за дом,
Чтоб не встретиться с (КОТОМ).
Там сидит и в темноте
Вспоминает о (КОТЕ).
Задания:
- Прочитайте стихотворение о коте. (Дети читают про себя, затем один ученик вслух).
- Что произошло со словом КОТ? (Слово изменилось по падежам).
- Прочитайте предложение, в котором слово КОТ стоит в творительном падеже.
- На какие вопросы отвечают существительные II-го склонения в творительном падеже?
- Назовите окончания существительных II-го склонения в творительном падеже?
- Каким членом предложения бывают существительные в творительном падеже?
III. Работа со словами на доске.
Задания:
- Имена существительные II-го склонения поставьте и запишите в творительном падеже и с разными предлогами.
- Предлоги выделите.
(В тетрадях детей появляется следующая запись: под деревом, над цветком, за селом, с котёнком, между колоском).
- Выделите окончания. Назовите их. (Дети называют окончания).
– А я не согласна с окончанием ом в слове (под) деревом. Я считаю, что в слове должно быть окончание - ым. Если вы не согласны со мной, то докажите. (Дети доказывают, вспоминая, что ударные и безударные окончания пишутся одинаково).
- С одним из слов составьте предложение. (Дети читают свои предложения. Лучшее записывают в тетрадь).
IV. Физкультурная пауза.
Лежебока рыжий кот (дети встают за партой)
Отлежал себе живот, (потягиваются)
Встал и выгнул спину в мост, (прогнулись)
Мягко лапками пошёл, (изображают кота)
Тихо песенку завёл. (садятся за парту)
V. Работа с предложениями. Запись на доске:
Старик ловил (невод) рыбу. Вот царица, наряжаясь перед зеркальцем своим, (перемолвилася) с ним.
Задания:
- Спишите предложения, изменив слова в скобках.
- Определите падеж и выделите окончания. (Задание проверяется. Дети вспоминают правило правописания ударных и безударных падежных окончаний).
- Словарная работа со словами НЕВОД, ПЕРЕМОЛВИЛАСЯ.
Кому принадлежат эти строки? Назовите автора произведения. Назовите лексическое значение слов.
VI. “Что, чем делают”.
Задания:
- Записать ответ на вопрос одним словом – именем существительным II-го склонения в творительном падеже.
- Выделить окончания, поставит ударение. (Запись в тетрадях).
- Чем пишут на доске? (МЕЛОМ)
- Чем пишут в тетради? (КАРАНДАШОМ)
- Чем рубят дрова? (ТОПОРОМ)
- Чем пашут землю? (ПЛУГОМ)
(Задание проверяется. Дети делают обощение, что ударные и безударные окончания имен существительных II склонения в творительном падеже пишутся одинаково).
VII. Письмо по памяти.
Запись на доске. После разбора текста в тетрадях детей – следующая запись:
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром.
Задание:
Выделить в именах существительных II-го склонения в творительном падеже окончания.
VIII. Творческая работа (выполняется на листочках).
У работающего олед мёнго горит. (У работающего дело огнём горит).
Задание:
Записать пословицу. Подчеркнуть слово в творительном падеже.
IX. Домашняя работа.
Выписать из словаря слова существительные II-го склонения, рядом записать их в творительном падеже, выделить окончания.
X. Оценивание работы учащихся.
XI. Подведение итога урока.
- Чему учились на уроке?
- Для чего это нужно?
(Дети делают обобщение: в именах существительных II-го склонения ударные и безударные окончания в творительном падеже пишутся одинаково).