Урок русского языка по теме "Правописание имен существительных 2-го склонения в творительном падеже"

Разделы: Начальная школа


 Цели урока:

  • Формирование навыка правописания окончаний имен существительных II-го склонения в творительном падеже.
  • Развитие орфографической зоркости, внимания.
  • Работа над обогащением словарного запаса, расширение кругозора.

Оборудование:

  • Записи на доске.
  • Карточки-задания.

План урока.

  1. Словарная работа.
  2. Игра “Во всех падежах”.
  3. Работа над словами на доске.
  4. Физпауза “Лежебока рыжий кот”.
  5. Работа с предложениями. Запись на доске.
  6. “Что, чем делают”.
  7. Письмо по памяти.
  8. Творческая работа (выполняется на листочках-карточках).
  9. Домашнее задание.
  10. Оценивание работы учащихся.
  11. Подведение итога урока.

Ход урока

Сообщаю тему урока и его задачи (тема записана на доске).

I. Словарная работа.

Запись на доске:

Речка, дерево, цветок,
Село, котенок, колосок.
Всё внимательно прочтите.
Слово лишнее найдите.
(Лишнее слово РЕЧКА – существительное I склонения).

Задания:

  • Прочтите четверостишие орфографически правильно.
  • Найдите лишнее слово. Докажите.
  • Какая орфограмма общая для группы слов? Что ещё общее для этих слов?
  • Назовите однокоренные слова к слову КОТЁНОК (котофей, кот, котёночек, кошка).

II. Игра “Во всех падежах”.

У норы добыча ждёт
Притаившись серый (КОТ).
Мышь осталась без хвоста,
Убегая от (КОТА).
А теперь и за версту
Не приблизишься к (КОТУ).
Крыса серая и та,
Видя грозного (КОТА),
Убежит в нору за дом,
Чтоб не встретиться с (КОТОМ).
Там сидит и в темноте
Вспоминает о (КОТЕ).

Задания:

  • Прочитайте стихотворение о коте. (Дети читают про себя, затем один ученик вслух).
  • Что произошло со словом КОТ? (Слово изменилось по падежам).
  • Прочитайте предложение, в котором слово КОТ стоит в творительном падеже.
  • На какие вопросы отвечают существительные II-го склонения в творительном падеже?
  • Назовите окончания существительных II-го склонения в творительном падеже?
  • Каким членом предложения бывают существительные в творительном падеже?

III. Работа со словами на доске.

Задания:

  • Имена существительные II-го склонения поставьте и запишите в творительном падеже и с разными предлогами.
  • Предлоги выделите.

(В тетрадях детей появляется следующая запись: под деревом, над цветком, за селом, с котёнком, между колоском).

  • Выделите окончания. Назовите их. (Дети называют окончания).

– А я не согласна с окончанием ом в слове (под) деревом. Я считаю, что в слове должно быть окончание - ым. Если вы не согласны со мной, то докажите.  (Дети доказывают, вспоминая, что ударные и безударные окончания пишутся одинаково).

  • С одним из слов составьте предложение.  (Дети читают свои предложения. Лучшее записывают в тетрадь).

IV. Физкультурная пауза.

Лежебока рыжий кот (дети встают за партой)
Отлежал себе живот, (потягиваются)
Встал и выгнул спину в мост, (прогнулись)
Мягко лапками пошёл, (изображают кота)
Тихо песенку завёл. (садятся за парту)

V. Работа с предложениями. Запись на доске:

Старик ловил (невод) рыбу. Вот царица, наряжаясь перед зеркальцем своим, (перемолвилася) с ним.

Задания:

  • Спишите предложения, изменив слова в скобках.
  • Определите падеж и выделите окончания. (Задание проверяется. Дети вспоминают правило правописания ударных и безударных падежных окончаний).
  • Словарная работа со словами НЕВОД, ПЕРЕМОЛВИЛАСЯ.

Кому принадлежат эти строки? Назовите автора произведения. Назовите лексическое значение слов.

VI. “Что, чем делают”.

Задания:

  • Записать ответ на вопрос одним словом – именем существительным II-го склонения в творительном падеже.
  • Выделить окончания, поставит ударение. (Запись в тетрадях).

- Чем пишут на доске? (МЕЛОМ)

- Чем пишут в тетради? (КАРАНДАШОМ)

- Чем рубят дрова? (ТОПОРОМ)

- Чем пашут землю? (ПЛУГОМ)

(Задание проверяется. Дети делают обощение, что ударные и безударные окончания имен существительных II склонения в творительном падеже пишутся одинаково).

VII. Письмо по памяти.

Запись на доске. После разбора текста в тетрадях детей – следующая запись:

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром.

Задание:

Выделить в именах существительных II-го склонения в творительном падеже окончания.

VIII. Творческая работа (выполняется на листочках).

У работающего олед мёнго горит. (У работающего дело огнём горит).

Задание:

Записать пословицу. Подчеркнуть слово в творительном падеже.

IX. Домашняя работа.

Выписать из словаря слова существительные II-го склонения, рядом записать их в творительном падеже, выделить окончания.

X. Оценивание работы учащихся.

XI. Подведение итога урока.

  • Чему учились на уроке?
  • Для чего это нужно?

(Дети делают обобщение: в именах существительных II-го склонения ударные и безударные окончания в творительном падеже пишутся одинаково).